Файл: Антикризисное управление: цели и проблемы (Способы и пути выхода предприятий из кризиса).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы разработки стратегии антикризисного управления предприятием
1.1 Понятие, сущность и механизмы антикризисного управления
1.2 Способы и пути выхода предприятий из кризиса
Глава 2 Анализ и оценка деятельности предприятия ЗАО «Лавернастройинжиниринг»
2.1 Характеристика деятельности и финансовых показателей предприятия
2.2 Обоснование необходимости разработки и внедрения стратегии антикризисного управления
3.1 Общие направления антикризисной стратегии предприятия
Реструктуризация предприятия ЗАО «Лавернастройинжиниринг»
Введение
Актуальность темы исследования. Любая компания периодически переживает внутренние корпоративные кризисы. Это своего рода болезни роста. Речь идет не о глобальных экономических кризисах, а о внутренних сложностях компании. Связаны они, прежде всего, с факторами ее роста и развития. В существующей экономической ситуации и условиях высокой конкуренции выживают те компании, которые способны вести свой бизнес наиболее эффективно, а один из критериев эффективности бизнеса – это прибыль, получаемая от хозяйственной деятельности (от производства и реализации товаров и услуг). Основной причиной кризисов на предприятиях является общемировой финансовый кризис, вызвавший спад рынка. Но есть и другие причины недостижения первичной цели любого бизнеса – прибыли - неправильно выбранная стратегия развития бизнеса, неэффективное руководство предприятием, столкновение интересов собственников и менеджмента, слабо диверсифицированный портфель клиентов и т.д.
Выход из кризиса для организации возможен через устранение причин его возникновения. Устранение причин, в свою очередь, возможно только после тщательного и всестороннего анализа внешней, внутренней среды и выделения компонентов, которые влияют на организацию и являются источниками (очагами) потерь на предприятии. Данный анализ проводится в рамках стратегии антикризисного управления, основанной на применении социальных технологий, методов экономического анализа, прогнозирования, реорганизации. Все эти инструменты антикризисного управления в комплексе применяются в комплексе для своевременного предупреждения и преодоления кризисов. Актуальность изучения специфика антикризисного управления подтверждается также тем, что управление системами в состоянии неравновесия и дисбаланса требует применения на практике навыков предвидения и распознавания кризисов, устранения отрицательных последствий возникающих негативных факторов.
Цель исследования - разработать стратегию антикризисного управления ЗАО «Лавернастройинжиниринг».
Задачи исследования:
- изучить понятие, сущность и механизмы антикризисного управления;
- рассмотреть цели, задачи и этапы разработки и реализации стратегии антикризисного управления;
- описать способы и пути выхода предприятий из кризиса;
- обосновать необходимость разработки и внедрения стратегии антикризисного управления ЗАО «Лавернастройинжиниринг»;
- разработать предложения по разработке и внедрению стратегии антикризисного управления предприятием ЗАО «Лавернастройинжиниринг»;
- дать оценку эффективности разработанных предложений.
Объектом исследования выступает предприятие ЗАО «Лавернастройинжиниринг».
Предмет исследования – кризисный процесс на данном предприятии, обусловленный состоянием системы управления и выражающийся в ухудшении основных характеристик деятельности предприятия.
Теоретической и методологической основой написания дипломной работы являлись положения и выводы, содержащиеся в работах экономистов Беляева С.П., Богомолова А.В., Гусарова Ю.В., Залмановой М.Е., Иванова Г.П., Ковалева А.П., Короткова Э.М., Кошкина В., Лузина Г.П., Осипова Ю.М. и др.
Информационную базу исследования составили материалы бухгалтерской отчетности, а также годовой отчетности ЗАО «Лавернастройинжиниринг».
Глава 1 Теоретические основы разработки стратегии антикризисного управления предприятием
1.1 Понятие, сущность и механизмы антикризисного управления
Кризис - это любое событие, разоблачение, обвинение или стечение обстоятельств, угрожающее невредимости, репутации или жизнеспособности индивидуума или учреждения. Кризис может нанести ущерб физической безопасности, моральным или материальным ценностям социальных групп. Фактический или потенциальный урон, понесенный организацией вследствие кризиса, оценивается как значительный, и организация не может своими силами в короткий срок ликвидировать эти последствия [4, c.31].
Кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Необходимость в разветвленной классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими. Если есть типология и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания.
Сэм Блэк классифицирует кризисы по уровню предсказуемости, подразделяя их на «известное неизвестное» и «неизвестное неизвестное» [13, c.99]. В первом случае мы имеем дело с кризисом, риск возникновения которого связан с известными обстоятельствами, однако неясно, произойдет ли он и если да, то когда. Чтобы незамедлительно отреагировать на него, нужно заранее подготовиться, составив антикризисный план. «Неизвестное неизвестное» — это никем не предусмотренная, абсолютно внештатная ситуация. Для ее ликвидации, и в особенности для взаимодействия с общественностью в соответствующий период, требуются высококвалифицированные творческие специалисты, способные незаурядно мыслить и принимать нестандартные решения.
А.А. Литош разделяет кризисы по времени возникновения [21, c.21-23]. Внезапный кризис требует от управляющих мгновенной реакции и максимально согласованных действий, которые не дадут развиться панике, конфликтным ситуациям, слухам. К таким кризисам можно отнести теракты. Возникающий кризис набирает силу постепенно, по нарастающей. Если вовремя заметить предпосылки, проанализировать ситуацию и принять верное решение, можно избежать перехода кризиса в пиковую стадию. Под эту категорию подпадает, например, распространение дезинформации. Устойчивый кризис бывает затяжным, часто приводит к тяжелым последствиям. Подобные кризисы могут длиться месяцами и годами, несмотря на усилия по их преодолению. Как правило, они представляют собой целый комплекс разного рода проблем, к тому же усугубляемых противоречивыми информационными потоками.
Возможна также описательная типология кризисов, которую предлагает, в частности, И. Ансофф [3, c.98]. Он выделяет семь типов кризисов, помимо естественных и технологических кризисных явлений подробно рассматривая и те, в которых основным является человеческий фактор (два типа).
1. Конфронтационные кризисы — кризисы, намеренно спровоцированные определенной группой, как правило, чтобы оказать влияние на организацию или властную структуру и добиться выполнения своих требований. Такими группами являются профсоюзные организации, борцы за права человека, представители экологических движений и т.д. Обычно они действуют в рамках закона, используя свои гражданские права.
2. Кризисы злонамеренного поведения вызваны криминальными или экстремистскими действиями со стороны групп, реализующих свои интересы путем дестабилизации или уничтожения организации, страны или экономической системы. К подобным кризисам можно отнести различные теракты, похищения людей, вооруженные рейды и т.д.
К. Боумэн выделяет еще три вида кризисов управления [14, c.81]:
1) кризисы искаженных ценностей управления (возникают, когда руководство следует только своим собственным интересам);
2) кризисы в результате обмана (возникают при раскрытии факта предоставления заведомо ложной информации);
3) кризисы неправомерного поведения руководства (подразумевают под собой все виды преступного или аморального поведения).
Кризис, согласно определению П.А. Ермоленко, это переломное состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы [29, c.24]. Корпоративные кризисы связаны с тем, что существующая в организации система управления не обеспечивает эффективной работы всех ее подразделений, а также развития в целом.
Существует несколько типов корпоративных кризисов [29, c.26].
1. Кризис мышления: руководители компаний неверно оценивают тенденции развития различных рыночных составляющих. Появление подобных кризисов отследить сложнее всего.
2. Кризис развития: компания начинает запаздывать с реализацией проектов, но на финансовых результатах это может отразиться не сразу.
3. Кризис параметров: компания не достигает финансовых показателей «второго плана», т.к. руководство еще не научилось ими управлять или вообще не знает об их существовании. Это такие показатели, как:
- рентабельность капитала;
- скорость прироста капитала;
- темпы прироста прибыли;
- рентабельность на одного сотрудника и др.
4. Кризис ликвидности: нехватка оборотных средств, поиск кредитов, отсутствие аналитического финансового управления. Выход из кризиса затруднен медленной реакцией рынка на действия компании.
Существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.
Кризисы бывают глубокими и легкими. Глубокие, острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять[32, c.34].
«Кризисы — неотъемлемая часть живых систем. Это теоретически понятное рассуждение воспринимается болезненно, когда мы сталкиваемся с кризисом на практике. Особенно когда кризис выходит за рамки той системы, которой мы способны управлять лично» [28, c.130]. Для успешного преодоления кризиса помимо прочего необходимо поддержание определенного уровня разнообразия в системе. Изменение условий деятельности в трудные времена и после требует от любого хозяйствующего субъекта новых настроек, проектов, а порой и направлений деятельности (видов бизнеса). Если система не обладает запасом разнообразия или готовности к изменениям, она может не выдержать кризиса.
Зарубежная практика антикризисного управления выделяет внешние и внутренние причины кризиса [18, c.62-63].
Внешние причины кризиса связаны с неблагоприятными событиями, совпадениями событий и процессами во внешней среде предприятия. Условно всю внешнюю среду подразделяют на политическую, экономическую, социальную и технологические сферы. Часто в теоретических работах по антикризисному управлению к внешней среде относят события и процессы, происходящие в государстве в целом.
Однако независимо от глобальной или национальной экономической конъюнктуры у каждого предприятия есть свой специфический набор факторов внешней среды, которые могут быть причиной кризиса именно этого предприятия.
Внутренние причины кризисов предприятий очень многообразны; они могут лежать в самых разных направлениях и сферах деятельности предприятия (применяемая стратегия, реализация продукции, производство, закупки, маркетинг, финансовая деятельность, кадровая политика, применяемая технология, управления и др.)
Особое место среди внутренних причин кризиса занимают неэффективное или недобросовестное управление предприятием, низкий уровень квалификации и мотивации персонала.
Развитие кризиса предприятия часто является длительным процессом и включает несколько этапов.
Первый этап - кризис стратегии - характеризует неэффективность выбранной менеджерами стратегии функционирования предприятия. Причинами стратегического кризиса являются неверные управленческие решения в основной деятельности, в выборе клиентов, в определении ключевых факторов успеха.
За кризисом стратегии следует структурный кризис, который проявляется в неадекватности структуры предприятия к его целям, задачам и условиям деятельности. Нерешенность проблем структурного кризиса незамедлительно приводит к денежному кризису (кризису рентабельности), при котором стратегические и структурные просчеты предприятия способствуют тому, что оно перестает приносить прибыль.
В случае безуспешности мер по восстановлению рентабельности возникает кризис ликвидности, то есть нехватка денежных средств и ликвидных активов для выполнения предприятиям своих денежных обязательств. В большинстве случаев наличие кризиса осознается на стадии кризиса ликвидности.
Если кризис ликвидности быстро преодолеть не удается, наступает неплатежеспособность предприятия, от которой до банкротства - один шаг.
Итак, кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.