Файл: Антикризисное управление: цели и проблемы (Способы и пути выхода предприятий из кризиса).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы разработки стратегии антикризисного управления предприятием
1.1 Понятие, сущность и механизмы антикризисного управления
1.2 Способы и пути выхода предприятий из кризиса
Глава 2 Анализ и оценка деятельности предприятия ЗАО «Лавернастройинжиниринг»
2.1 Характеристика деятельности и финансовых показателей предприятия
2.2 Обоснование необходимости разработки и внедрения стратегии антикризисного управления
3.1 Общие направления антикризисной стратегии предприятия
Реструктуризация предприятия ЗАО «Лавернастройинжиниринг»
Из приведенной выше таблицы 6 можно сделать вывод: за первый год проекта предполагается получить чистый доход в размере 221261 руб.; в 2021 г. – средства кредита были полностью использованы в 2020 году, все финансирование ведется из собственного бюджета, предстоит выплата второй части кредита и доход составит 1031170 руб. В 2022 году сумма чистого дохода вырастет до 2041170 руб. (кредит полностью погашен в 2015 году).
Учитывая чистый годовой доход определяем рентабельность проекта (2020 г.):
- Рентабельность продаж = Чистая прибыль / прибыль
221261 / 3500000 =6,32 %
- Норма прибыли = Чистая прибыль / Инвестиции =
221261 / 3278739 = 6,74 %
Фирма способна выплатить сумму кредита с процентами по нему уже по результатам работы 1-го года, оставшуюся сумму предприятие планирует вложить в расширение бизнеса. Таким образом, можно сделать вывод, что организация данного предприятия достаточно выгодна и рентабельна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Антикризисное управление представляет собой такое управление, в котором определенным образом предвидятся опасности кризиса, проводится анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса, а факторы кризиса используются для последующего развития. Целями антикризисного управления являются предотвращение кризисных режимов работы и разработка мер по организации деятельности в этих режимах. Другими словами, антикризисный менеджмент – это формирование такой системы управления предприятием, которая обеспечивает его эффективную работу при определенном уровне риска.
ЗАО «Лавернастройинжиниринг» является одним из лидеров по поставкам сложного лабораторного оборудования ведущих зарубежных и российских производителей, лабораторной мебели, расходных материалов, химических реактивов для химико-аналитических лабораторий.
ЗАО «Лавернастройинжиниринг» обладает достаточным набором преимуществ над конкурентами, но существуют и слабые стороны, являющиеся уязвимыми местами, и они требуют корректировки.
Однако, из проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Лавернастройинжиниринг» можно сделать вывод, что финансовое состояние предприятия находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Несмотря, что финансовое состояние предприятия не является кризисным, следует отметить что финансовая устойчивость в 2019 году значительно снизилась. Резкое снижение реализуемой продукции негативно отразилось на финансовом положении предприятия ЗАО «Лавернастройинжиниринг». В связи с этим руководству предприятия следует разработать план антикризисных мер, направленных на повышение финансовой устойчивости.
Наиболее подходящая стратегия для ЗАО «Лавернастройинжиниринг» – это стратегии концентрированного роста, а именно стратегия развития продукта, так как она более характерна для уже сложившихся организаций
Основными целями антикризисной стратегии предприятия ЗАО «Лавернастройинжиниринг», вывода его из кризисного положения должны стать: внедрение на предприятии маркетинговой экономической службы, влияющей на ценовую и сбытовую стратегию фирмы; контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности предприятия в целях уменьшения количества средств, отвлекаемых из хозяйственного оборота организации; контроль за размером денежной наличности на счетах предприятия.
Стратегия компании ЗАО «Лавернастройинжиниринг» реализуется в два этапа:
- на первом этапе в силу экономической ситуации предприятие минимизирует затраты по реализации наименее продаваемого лабораторного оборудования путем их продажи, приобретает новое оборудование для собственного производства лабораторной мебели и лабораторного оборудования и для привлечения клиентов и постоянного мониторинга рынка создает отдел маркетинга;
- на втором этапе 2020 - 20121г.г. ЗАО «Лавернастройинжиниринг» создает производство лабораторной мебели и лабораторного оборудования, соответствующее международным стандартам, для чего нанимаются дополнительные сотрудники и приобретается необходимое оборудование.
Финансирование данного проекта будет происходить за счет средств, полученных в кредит. Все вышеперечисленные мероприятия в совокупности позволят предприятию ЗАО «Лавернастройинжиниринг» увеличить объемы и рентабельность деятельности предприятия.
Список литературы
Книги и монографии
- Авдошина, З. А. Антикризисное управление. – Казань: Казанский государственный технический университет, 2018. – 210 с.
- Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2017. - 208 с.
- Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Прогресс, 2019. - 519 с.
- Антикризисное управление предприятиями и банками: учеб.- практ. пособие / подг. Г. К. Талем и Г. Б. Юном. – М.: Дело, 2018. – 317 с.
- Антикризисное управление предприятиями: учеб. пособие / под ред. А. Н. Ряховской. – М.: ИПК Госслужащих, 2019. – 267 с.
- Антикризисное управление: учебник / под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 340 с.
- Антикризисное управление: учебник / под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2019. – 489 с.
- Антикризисное управление: учебное пособие для тех. вузов / В.Г. Крыжановский, В.И. Лапенков, В.И. Лютер и др.; под ред. Э.С. Минаева и В.П. Панагушина. - М.: ПРИОР, 2018. – 499 с.
- Антонова О.В. Управление кризисным состоянием организации (предприятия): учеб. пособие / под ред. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 370 с.
- Баканов М. И. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 479 с.
- Баринов В. А. Антикризисное управление: учеб. пособие / В. А. Баринов. – М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2014. – 390 с.
- Бланк И. Л. Основы финансового менеджмента / И. Л. Бланк. – Киев: Ника-Центр, 2017. – 432 с.
- Блэк С. Паблик рилейшенз. Что это такое?. – М.: Альпина, 2018
- Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 2017. – 179 с.
- Ефимова О. В. Финансовый анализ. 4-е изд., перераб. и доп. / О. В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учет, 2018. – 560 с.
- Ковалев А.П. Финансовый анализ и диагностика банкротств: учебное пособие. - М. : Экономическая академия, 2017. – 300 с.
- Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 590 с.
- Коротков Э.М. Антикризисное управление. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 406 с.
- Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: Бакалавр, 2019. – 640 с.
- Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г.Кунц, О, Доннел. - М.: Прогресс, 2019. – 493 с.
- Литош А. А. Антикризисное управление: учеб. пособие. - СПб.: СПбГАСУ. –2017. – 190 с.
- Луньков А.В. Антикризисное управление. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 479 с.
- Мазур И. И. Реструктуризация предприятий и компаний / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. – М.: Экономика, 2019. – 340 с.
- Федорова Г. В. Финансовый анализ предприятия при угрозе банкротства / Г. В. Федорова. – М.: Омега-Л, 2014. – 500 с.
- Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия : учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 201 с.
- Шеремет А. Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин, Е. В. Негашев. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 413 с.
- Юн Г.Б. Антикризисное управление предприятием: теоретические и практические аспекты. - М.: Московский издательский дом, 2018. – 389 с.
Статьи периодических печатных изданий
- Грызунова Е.А. Практика антикризисного управления и коммуникаций // Менеджмент сегодня. - №3. - 2017. - С.130-145
- Ермоленко П.А. Антикризисное управление, или методы выхода из корпоративного кризиса // Управление корпоративной культурой. - №1. - 2014. – С.26-31
- Иванов В. и др. Методика комплексного анализа предприятия для целей антикризисного управления // Рынок ценных бумаг. - №2. - 2019. - С. 69–72
- Палагин В.С. Управление проектами в условиях кризиса // Управление проектами и программами. - №5. - 2019. – С.210-221
- Паровина И.С. Антикризисные решения: выбор пути // Маркетинговые коммуникации. - №3. - 2019. – С.30-37
- Трененков Е.М., Дведененидова С.А. Диагностика в антикризисном управлении // Менеджмент в России и за рубежом. - №1. - 2019. – С.13–25
Интернет-источники
- Официальный сайт ЗАО «Лавернастройинжиниринг» // http://www.laverna-lab.ru/index.php?show_aux_page=3
Приложение 1
Оптимизационная модель повышения конкурентоспособности предприятия
Заключение договоров поставки
Участие в тендерах на получение гос.заказа
Дополнительная реклама
Повышение конкурентоспособности продукции
Совершенствование маркетинговой деятельности по продвижению товаров на рынок сбыта
Увеличение эффективности менеджмента
Качество товаров
Оптимизация затрат
Повышение гибкости ценообразо-вания
Придание продукции уникальных свойств
Ужесточение технологического контроля качества продукции
Расширение рынка сбыта продукции, выход на рынок смежных регионов
Увеличение доли предприятия на рынке сбыта
Рост объема сбыта, увеличение загруженности производственных мощностей
Увеличение прибыли предприятия, повышение рентабельности деятельности
Повышение конкурентоспособности предприятия
ЗАО «Лавернастройинжиниринг»
Рост рентабельности продаж, укрепление финансового состояния
Улучшение имиджа предприятия
Обновление состава сотрудников отдела сбыта
Повышение квалификации сотрудников отдела сбыта и менеджеров высшего звена
Проведение тренингов по формированию и укреплению корпоративной культуры
Приложение 2
Анализ финансовой устойчивости за 2019 год
Показатели |
На начало года |
На конец года |
1. Источники формирования собственных оборотных средств (стр. 490) |
109823,0 |
108783,0 |
2. Внеоборотные активы (стр. 190) |
74731,0 |
130771,0 |
3. Наличие собственных оборотных средств (п. 1 - п. 2) |
35092,0 |
-21988,0 |
4. Долгосрочные пассивы (стр. 590) |
7065,0 |
73094,0 |
5. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (п. 3 + п. 4) |
42157,0 |
51106,0 |
6. Краткосрочные заемные средства (стр. 610) |
0,0 |
0,0 |
7. Общая величина основных источников (п. 5 + п. 6) |
42157,0 |
51106,0 |
8. Общая величина запасов (стр. 210) |
86110,0 |
130642,0 |
9. Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств (п. 3 - п. 8) |
-51018,0 |
-152630,0 |
10. Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов средств (п. 5 - п. 8) |
-43953,0 |
-79536,0 |
11. Излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов (п. 7 - п. 8) |
-43953,0 |
-79536,0 |
Приложение 3
Коэффициенты финансовой устойчивости за 2019 год
Наименование показателя |
Способ расчета |
Пояснения |
Нормальное ограничение |
На начало года |
На конец года |
Коэффициент капитализации (плечо финансового рычага) |
U1= заемный капитал / собственный капитал |
U1= (стр. 590 + стр. 690) / стр. 490 |
Не выше 1,5 |
0,94 |
1,76 |
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования |
U2= (собственный капитал - внеоборотные активы) / оборотные активы |
U2 = (стр. 490 - стр. 190) / стр. 290 |
Оптимальное U2 = 0,5 (нижняя граница 0,1) |
0,25 |
-0,13 |
Коэффициент финансовой независимости (автономии) |
U3 = собственный капитал / валюта баланса |
U3 = стр. 490 / стр. 700 |
0,4 < U3 < 0,6 |
0,52 |
0,36 |
Коэффициент финансовой зависимости |
U4 = собственный капитал / заемный капитал |
U4 = стр. 490 / (стр. 590 + стр. 690) |
U4 > 0,7 (оптимальное U4 = 1,5) |
1,06 |
0,57 |
Коэффициент финансовой устойчивости |
U5 = (собственный капитал + долгосрочные обязательства) / валюта баланса |
U5 = (стр. 490 + стр. 590) / стр. 700 |
U5 > 0,6 |
0,55 |
0,61 |
Приложение 4
Анализ ликвидности баланса за 2019 год
Показатель |
Формула |
Значение |
Платежный избыток (недостаток) |
||
На начало периода |
На конец периода |
Контроль на начало |
Контроль на конец |
||
1. Наиболее ликвидные активы (А1) |
стр. 250 + стр. 260 |
23 991,00 |
8 621,00 |
-6 867,00 |
- 29 661,00 |
2. Быстро реализуемые активы (А2) |
стр. 230 + стр. 240 ++ стр. 270 |
27 903,00 |
29 013,00 |
27 903,00 |
29 013,00 |
3. Медленно реализуемые активы (А3) |
стр. 210 + стр. 220 ++ стр. 140 |
86 458,00 |
134 943,00 |
79 393,00 |
61 849,00 |
4. Трудно реализуемые активы (А4) |
стр. 190 - стр. 140 |
74 728,00 |
127 125,00 |
- 100 429,00 |
- 61 201,00 |
БАЛАНС |
213 080,00 |
299 702,00 |
Процент покрытия обязательств, % |
||
1. Срочные обязательства (П1) |
стр. 620 |
30 858,00 |
38 282,00 |
77,75% |
22,52% |
2. Краткосрочные пассивы (П2) |
стр. 610 + стр. 660 |
- |
- |
||
3. Долгосрочные пассивы (П3) |
стр. 590 |
7 065,00 |
73 094,00 |
1223,75% |
184,62% |
4. Постоянные пассивы (П4) |
стр. 490 + стр. 630 + + стр. 640 + стр. 650 |
175 157,00 |
188 326,00 |
42,66% |
67,50% |
БАЛАНС |
213 080,00 |
299 702,00 |
|||
Показатели ликвидности баланса |
|||||
Показатель |
Формула |
Значение |
|||
На начало года |
На конец года |
||||
Текущая ликвидность |
(А1 + А2) - (П1 + П2) |
21 036,00 |
-648,00 |
||
Перспективная ликвидность |
А3 - П3 |
79 393,00 |
61 849,00 |