Файл: Антикризисное управление: цели и проблемы (Способы и пути выхода предприятий из кризиса).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы разработки стратегии антикризисного управления предприятием
1.1 Понятие, сущность и механизмы антикризисного управления
1.2 Способы и пути выхода предприятий из кризиса
Глава 2 Анализ и оценка деятельности предприятия ЗАО «Лавернастройинжиниринг»
2.1 Характеристика деятельности и финансовых показателей предприятия
2.2 Обоснование необходимости разработки и внедрения стратегии антикризисного управления
3.1 Общие направления антикризисной стратегии предприятия
Реструктуризация предприятия ЗАО «Лавернастройинжиниринг»
Риск, связанный с изменением валютных курсов
Определенную часть материалов и комплектующих компания импортирует из стран Европы, Северной Америки и Азии, а также реализует часть готовой продукции на экспорт, поэтому существует возможность недополучения прибыли в результате воздействия изменений обменного курса на ожидаемые потоки денежных средств.
Далее проведем SWOT – анализ.
К сильным сторонам ЗАО «Лавернастройинжиниринг» следует отнести производство широкого спектра продукции, лидерство на отечественном рынке производства и поставок лабораторного оборудования.
При расчете действует система рассрочки платежа, это является несомненной выгодой для клиентов.
Для корпоративных клиентов особенно важны такие преимущества компании, как наличие всех расчетных документов, лицензия на производство, возможность наличного и безналичного расчета, наличие государственной аккредитации, соблюдение строгой дисциплины среди рабочих. Компания осуществляет постоянный контроль качества производства. Стоимость доставки ниже, чем у конкурентов, примерно на 5-7% за счет наличия своего транспорта и спецтехники сокращаются издержки на перевозку.
Гарантия качества дается на все виды работ в соответствии с установленными стандартами, а все виды работ производятся в соответствии с ГОСТ.
Оплата заказа производится поэтапно, по мере выполнения работ и сдачи их заказчику. Существенно важным моментом гарантии надежности работы с компанией является неизменная цена на услуги после заключения договора.
К слабым сторонам ЗАО «Лавернастройинжиниринг» следует отнести отсутствие системы стратегического планирования на предприятии, системного характера продвижения, сравнительно небольшой объем рекламы, недостаточно развитые контакты со СМИ.
В таблице 1 представлена схема SWOT-анализа предприятия ЗАО «Лавернастройинжиниринг».
Таблица 1
SWOT-анализ ЗАО «Лавернастройинжиниринг»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
Узнаваемость бренда |
Недостаточное кол-во финансовых средств |
|
Значительная доля рынка |
||
Невысокая стоимость продукции |
||
Дешевизна в обслуживание и эксплуатации |
||
Повышение качества продукции |
||
Модернизация производственных мощностей |
||
Возможности |
Угрозы |
|
Увеличение доли рынка посредствам вытеснения ближайших конкурентов |
Снижение объема продаж |
|
Получение фин. поддержки со стороны государства |
Рост числа конкурентов на рынке |
|
Привлечение доп. средств за счет размещения ценных бумаг на фондовых биржах |
Снижение ввозных пошлин на иностранное оборудование после вступления в ВТО |
|
Повышение издержек |
На основе выявленных сильных и слабых сторон предприятия можно сформулировать следующие стратегии для развития возможностей и нейтрализации угроз (таблица 2).
Таблица 2
Стратегии для ЗАО «Лавернастройинжиниринг» на основе данных SWOT-анализа
Возможности |
Угрозы |
|
Сильные стороны |
1. Увеличение доли рынка 2. Создание новой модели за счет привлеченных финансовых средств 3. Использовать узнаваемость бренда для увеличения доли на рынке |
1. Повышение качества продукции, для вытеснения конкурентов 2. Разработка новых моделей, для увеличения объемов продаж |
Слабые стороны |
1. Разработка новых моделей, повышение качества продукции, обновление производственных мощностей, за счет привлеченных фин. средств |
Итак, для предприятия ЗАО «Лавернастройинжиниринг» важнейшей задачей является улучшение качества продукции, что сможет привести к увеличению числа покупателей. Деятельность ЗАО «Лавернастройинжиниринг» должна быть ориентирована на реализацию стратегии развития, цели которой включает в себя следующие направления:
- обеспечение положительной доходности на вложенный капитал;
- сохранение лидирующей доли рынка в России;
- удержание низкой цены на выпускаемую продукцию при обеспечении рентабельности продаж;
- кардинальное повышение качества выпускаемой продукции;
- снижение накладных издержек.
Анализ «внутренней среды» организации предполагает также оценку конкурентных преимуществ, которые свидетельствуют о том, что на сегодняшний день достигла организация. Они должны оценить её будущие возможности.
В таблице 3 представлена средняя оценка конкурентных преимуществ компании ЗАО «Лавернастройинжиниринг», проведенная представителями корпоративных клиентов, сотрудничавших с ней.
Таблица 3
Конкурентные преимущества ЗАО «Лавернастройинжиниринг»
Показатели |
Характеристика |
Оценка |
Характеристика |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||
|
Низкая |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокая |
||
|
Низкий |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокий |
||
|
Низкий |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокий |
||
|
Низкий |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокий |
||
|
Низкий |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокий |
||
|
Низкая |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокая |
||
|
Низкая |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокая |
||
|
Низкая |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокая |
||
|
Низкая |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокая |
||
|
Низкая |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокая |
КП = ∑ / n = 42/ 10 = 4,2
Вывод: конкурентная позиция ЗАО «Лавернастройинжиниринг» по оценке корпоративных клиентов выше среднего показателя и составляет 4,2 балла.
Таким образом, ЗАО «Лавернастройинжиниринг» обладает достаточным набором преимуществ над конкурентами, но существуют и слабые стороны, являющиеся уязвимыми местами, и они требуют корректировки.
Однако, из проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Лавернастройинжиниринг» можно сделать вывод, что финансовое состояние предприятия находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Несмотря, что финансовое состояние предприятия не является кризисным, следует отметить что финансовая устойчивость в 2019 году значительно снизилась. Резкое снижение реализуемой продукции негативно отразилось на финансовом положении предприятия ЗАО «Лавернастройинжиниринг». В связи с этим руководству предприятия следует разработать план антикризисных мер, направленных на повышение финансовой устойчивости.
Глава 3 Предложения по разработке и внедрению стратегии антикризисного управления предприятием ЗАО «Лавернастройинжиниринг»
3.1 Общие направления антикризисной стратегии предприятия
Основными путями максимизации прибыли предприятия ЗАО «Лавернастройинжиниринг», на наш взгляд, являются следующие мероприятия:
1) разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии предприятия в области экономического состояния, направленного на реализацию рациональной хозяйственной деятельности, выявления и использование как внутренних, так и внешних резервов предприятия;
2) исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявление к ней покупательских требований; исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия и разработка планов реализуемой продукции с учетом экономической целесообразности;
3) организация рекламы и стимулирование сбыта продукции;
4) организация комплексного экономического анализа деятельности предприятия по эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности продаж, обеспечению анализа учета движения денежных и основных средств, товарно-материальных ценностей;
5) определение и расчет оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию и внутризаводских расчетных цен;
6) разработка прогнозов и предложений наиболее прогрессивных направлений развития предприятия, номенклатуры и ассортимента продукции, исследование и внедрение новых разработок с учетом потребительской необходимости, конкурентоспособности, оформления и передачи потребителю;
7) разработка, исходя из задач предприятия, планов по реализации, рекламе и координирование связанной с данными задачами деятельности отделов предприятия на товарных рынках;
8) планирование номенклатуры продукции и услуг предприятия, а именно, осуществление отбора и разработка совместно с заинтересованными отделами рекомендации по производству и сбыту конкурентоспособной продукции и оказанию перспективных коммерческих услуг.
Первую группу базисных стратегий ЗАО «Лавернастройинжиниринг» составляют так называемые стратегии концентрированного роста. В эту группу попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента, в случае реализации этих стратегий организация пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведёт поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке, либо же перехода на новый рынок.
Наиболее подходящая стратегия для ЗАО «Лавернастройинжиниринг» – это стратегии концентрированного роста, а именно стратегия развития продукта, так как она более характерна для уже сложившихся организаций, каковой является «Лавернастройинжиниринг». Предприятие обладает ресурсами, технологиями, человеческими ресурсами, достаточными для осуществления его деятельности. Поэтому стратегические цели формируются по принципу «от достигнутого» и не предполагают резких изменений в деятельности. Другими словами, предприятие, в рамках данного вида стратегии, пытается улучшить свой продукт, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведёт поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке.
Таким образом, «Лавернастройинжиниринг» в ближайшие три года будет реализовывать стратегии концентрированного роста, развития продукта и центрированной диверсификации. В частности, планируется осуществить:
- упор на дифференциацию продукции на базе качества, технологического производства, имиджа и репутации компании, дополнительных выгодных для потребителя характеристик;
- выход на новые сегменты рынка и развитие дистрибьюторской сети.
В рамках выбранной стратегии планируется реализовать следующие мероприятия:
- увеличение объема продаж на 10%;
- интенсивное продвижение продукции на областной рынок;
- изменение технических характеристик выпускаемой продукции;
- расширение номенклатуры выпускаемой продукции.
Маркетинговая стратегия
При выходе на рынок новых сильных конкурентов предлагается изменить ценовую политику (снижение цен, гибкая система скидок, меры стимулирования сбыта и т.п.).
Минимизация издержек предоставит возможность ЗАО «Лавернастройинжиниринг» реализовывать продукцию по более низким ценам. В результате роста объема продаж повысятся рентабельность и прибыль предприятия.
Стратегическое планирование ЗАО «Лавернастройинжиниринг» предполагает реализацию качественной конкурентоспособной продукции. Основными направлениями в достижении поставленных стратегических целей являются:
- сохранение рабочих мест и постоянное повышение квалификационного уровня персонала предприятия;
- развернутая маркетинговая политика, направленная на детальное изучение и стимулирование спроса на продукцию, производимую и реализуемую предприятием;
- развитие сети дистрибьюции, как наиболее эффективного способа удовлетворения спроса конечного потребителя и максимизации прибыли предприятия.
Предприятию необходимо в дальнейшем проводить работу, направленную на увеличение конкурентоспособности продукции и расширение рынков сбыта. Перспективы развития ЗАО «Лавернастройинжиниринг».
1. Расширение рынков сбыта по Московской области.
2. Реализация новых видов продукции.
3. Увеличение объемов продаж и заключенных договоров.
4. Максимальное удовлетворение спроса потребителей.
5. Сохранение и укрепление авторитета общества.
6. Разработка мер по повышению эффективности реализации в новых условиях с тем, чтобы полученные доходы от деятельности обеспечили не только первоочередное финансирование производственных нужд, но и ремонт основных фондов, приобретение новой техники, высокий уровень заработной платы.
7. Обеспечение приоритетности вопросов качества материально-технического обеспечения и управления на всех уровнях;
8. Проведение мероприятий по улучшению структуры предприятия и мотивации оплаты труда для стимулирования выполнения намечаемой политики.