ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 264
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННОГО В РАМКАХ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие аукциона и его правового
1.2. зарубежного опыта регулирования электронного
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ
2.1. Общая характеристика и этапов аукциона в форме
2.2. Правовое положение оператора электронной площадки при проведении электронных аукционов
3.1. Некоторые проблемы правового регулирования порядка проведения электронного аукциона
ГЛАВА 3. Правовые проблемы регулирования электронного аукциона, как способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в рамках контрактной системы
3.1. Некоторые проблемы правового регулирования порядка проведения электронного аукциона
С учетом того, что электронный аукцион является основным способом размещения заказа, критерием определения победителя в котором является наименьшая цена, актуальной проблемой является применение при проведении электронного аукциона антидемпинговых механизмов.
Основной антидемпинговой мерой в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе является представление обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта в повышенном размере, а также, в определенных случаях, информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, дифференцированно от уровня начальной (максимальной) цены контракта. Данная мера подлежит применению в случае, если участником конкурса или аукциона закупки предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены.
Необходимость выполнения того или иного предписания ставится законодателем в зависимость от начальной (максимальной) цены контракта. Так, в случае если начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 миллионов рублей, для заключения контракта участник закупки должен представить обеспечение исполнения контракта в размере в полтора раза выше указанного в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Следует отметить, что каких-либо специальных норм о форме обеспечения исполнения контракта в указанном повышенном размере Закон о контрактной системе не содержит. В этой связи такое обеспечение должно представляться согласно части 3 статьи 96 Закона в форме банковской гарантии или внесения денежных средств на счет заказчика в зависимости от желания участника закупки.
При этом, полагаем, что законодатель не учел, что сроки заключения контракта и предоставления победителем вместе с контрактом документа об обеспечении исполнения контракта в повышенном размере не соответствуют срокам рассмотрения банками заявки участника закупки на выдачу банковской гарантии.
Так, победитель электронного аукциона, предложивший цену контракта на 25 и более процентов ниже, чем начальная (максимальная) цена контракта, сможет обратиться в банк с заявлением о выдаче банковской гарантии только со дня опубликования заказчиком на сайте оператора ЭП протокола подведения итогов электронного аукциона, в котором участник электронного аукциона будет указан в качестве победителя.
Далее, в течение пяти дней со дня размещения такого протокола заказчик обязан разместить в единой информационной системе проект контракта без подписи (ч. 2 ст. 70 Закона № 44-ФЗ), а победитель электронного аукциона обязан в течение пяти дней со дня размещения проекта контракта заказчиком разместить в единой информационной системе подписанный проект контракта и документ об обеспечении исполнения контракта (ч. 3 ст. 70).
Таким образом, максимальный срок для получения победителем электронного аукциона банковской гарантии в повышенном размере по сравнению с требованиями документации электронного аукциона составляет десять дней. Между тем средний срок рассмотрения банками заявлений о выдаче банковской гарантии составляет не менее трех недель38.
Следовательно, если по независящим от победителя электронного аукциона обстоятельствам указанное лицо не сможет предоставить заказчику документ об обеспечении исполнения контракта в повышенном размере, то такое лицо будет признано уклонившимся от заключения контракта (ч. 12 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).
В этой связи необходимо установить на уровне закона, а не банковских правил срок рассмотрения банками заявления лица, участвующего в размещении заказа, о выдаче банковской гарантии, который не должен превышать срока предоставления победителем электронного аукциона заказчику документа об обеспечении исполнения контракта.
Если начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 миллионов рублей и менее, то участник закупки, предложивший демпинговую по терминологии закона цену, для заключения контракта должен предоставить по своему выбору либо обеспечение исполнения контракта в указанном выше полуторном размере, либо информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Понятие информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, раскрывается в части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе. К такой информации относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником государственных либо муниципальных контрактов на следующих условиях:
а) в течение одного года до даты подачи заявки - трех и более контрактов без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней), либо
б) в течение двух лет до даты подачи заявки - четырех и более контрактов, причем не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней), либо
в) в течение трех лет до даты подачи заявки - трех и более контрактов без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней).
Важно заметить, что в любом из этих случаев цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% от цены, предложенной участником в ходе конкурса или аукциона39.
Законом также устанавливается порядок представления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки. При проведении аукциона участником закупки предоставляется информация о добросовестности при направлении заказчику подписанного проекта контракта либо вносится обеспечение в повышенном размере, опять же до заключения контракта (также не менее размера аванса).
В случае невыполнения участником закупки данной обязанности либо признания комиссией по осуществлению закупок информации о подтверждении добросовестности недостоверной либо комиссия отклоняет заявку на участие (решение фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя)), либо участник признается уклонившимся от заключения контракта (решение также фиксируется в соответствующем протоколе) 40.
Между тем ни правилами статьи 37 Закона о контрактной системе, ни какими-либо другими нормами не устанавливается, в чьей компетенции: комиссии по осуществлению закупок либо самого заказчика - находится вопрос о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта при непредоставлении им обеспечения исполнения контракта.
Полагаем, для ответа на данный вопрос следует руководствоваться частью 1 статьи 39 Закона о контрактной системе, определяющей цель создания комиссии по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Как известно, данная стадия закупок начинается с размещения извещения о закупке и заканчивается заключением контракта. Следовательно, действия по определению поставщика, подрядчика или исполнителя, включая признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта, входят в компетенцию именно комиссии по осуществлению закупок. В этой связи соответствующий протокол должен составляться именно комиссией, однако размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки только заказчиком. Считаем, необходимо закрепить в Законе о контрактной системе в чьей компетенции: комиссии по осуществлению закупок либо самого заказчика - находится вопрос о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта при непредоставлении им обеспечения исполнения контракта.
Подводя итоги, следует заметить, что потребность в механизме защиты интересов участников контрактной системы вследствие аномального занижения цен отдельными участниками закупок и минимизации связанных с этим рисков неудовлетворения государственных и муниципальных нужд назрела довольно давно. В этой связи целесообразность закрепления так называемых антидемпинговых мер в Законе о контрактной системе не вызывает сомнений.
Функциями такого механизма являются, прежде всего, защита интересов заказчиков и участников закупок от действий недобросовестных участников, а также компенсация публично-правовым образованиям ущерба, вызванного этими действиями.
Кроме того, существование антидемпинговых мер служит способом реализации принципа добросовестной ценовой конкуренции в контрактной системе в сфере закупок.
Особенностями установленных в Законе о контрактной системе антидемпинговых мер являются, во-первых, их распространение лишь на конкурсы и аукционы, во-вторых, жесткая привязка к уровню начальной (максимальной) цены контракта и, в-третьих, дифференциация антидемпинговых мер в зависимости от уровня самого "демпинга" и предмета закупки. Необходимо также сказать, что данные меры реализованы по довольно мягкому для "демпингующих" участников закупок варианту, предполагающему отклонение их заявок лишь в крайнем случае - при признании информации, подтверждающей их добросовестность, недостоверной. Основным же механизмом является предоставление обеспечения исполнения контракта в повышенном размере.
Стоит заметить, что появление антидемпинговых мер видится безусловным шагом вперед в развитии системы государственных и муниципальных закупок. Безусловно, закрепленный в Законе механизм обладает определенными недостатками, однако оценить подлинную его эффективность можно лишь по результатам активной практики его применения, после чего можно будет задумываться и об усовершенствовании имеющихся в распоряжении антидемпинговых мер.