Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Финансы предприятия: понятие, функции, управление).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, о повышении благосостояния инвесторов и собственников свидетельствует увеличение собственного капитала в течение 2014-2016 гг. на 11,39%. На конец 2016 г. объем этого источника финансирования ПАО «Газпром» составил 9 322 338 840 тыс. руб. Сумма чистых активов росла, что свидетельствует о повышении защищенности кредиторов в случае потери платежеспособности компанией. Прирост показателя составил 41,91% в течение 2014-2016 гг. Рост объема сбыта товаров и услуг на 10,19% ведет к улучшению рыночного положения компании, повышению ее конкурентоспособности. Динамика чистой прибыли ПАО «Газпром» в течение 2014-2016 гг. доказывает, что эффективность работы компании снижается, ведь показатель уменьшился на 35,76%. Качество управления запасами снижается, ведь оборачиваемость этого элемента активов в 2016 г. по сравнению с 2014 г. уменьшилась. Эффективность управления дебиторской задолженностью снизилась, ведь значение показателя оборачиваемости уменьшилось на 0,02 оборотов в год. В 2016 г. каждый рубль, вложенный в активы ПАО «Газпром», принес 0,032 рублей прибыли. Эффективность работы компании была низкой. Говоря о факторах, стоит заметить, что снижение чистой прибыли с 628 144 243 тыс. руб. до 403 522 806 тыс. руб. и рост суммы привлеченных активов с 9 055 166 062 тыс. руб. до 12 981 229 957 тыс. руб. имели негативное влияние на рентабельность активов. Показатель окупаемости активов составил 31,28 лет. Рентабельность собственного капитала составила 4,38% в 2016. Это низкий показатель, который свидетельствует о том, что существуют более привлекательные альтернативы вложения средств собственниками. Как результат, период окупаемости собственного капитала составляет 22,81 лет. ПАО «Газпром» является финансово устойчивым и способным финансировать 71,81% активов за счет собственного капитала в 2016 г. Снижение показателя на 0,21 в течение 2014-2016 гг. является негативной тенденцией.

Анализ достаточности капитала для финансирования запасов свидетельствует о том, что В предприятия удовлетворительная устойчивость в 2016 г. Не хватает 508 814 746 тыс. руб. собственных оборотных средств для формирования запасов материалов, сырья, товаров.

2.3 Анализ доходов и расходов  ПАО «Газпром»

Доход - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат. Он представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, то есть включает в себя оплату труда и прибыль. Доход характеризует общую сумму средств, которая поступает предприятию за определенный период и за вычетом налогов может быть использована на потребление и инвестирование. 


Таблица 2.5− Анализ доходов ПАО «Газпром» за 2014-2016 года.

Показатели

2014 год

2015 год

2016 год

Отклонение

абсолютное, тыс.рублей

относительное, %

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.рублей

3 933 335 313

3 990 280 172

4 334 293 477

400 958 164

10,2

Дебиторская задолженность, тыс.рублей

2 119 271 161

1 959 540 653

2 515 375 547

396 104 386

18,7

Выручка от реализации — сумма, пришедшая в организацию в результате реализации продукции или услуг от их потребителей.

 В 2014 году показатель составил 3 933 335 313 тыс. рублей. По сравнению с 2014 годом выручка от продаж в 2015 году увеличилась на 56 944 859 тыс. рублей (1,4%). В 2016 году выручка от реализации составила 4 334 293 477 тысяч рублей, что на 344 013 305 тысяч рублей (8,6 %) больше, чем в 2015 году. Относительно 2014 года показатель вырос на 400 958 164 тысячи рублей (10,2 %).

Таблица 2.6− Анализ динамики выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг за 2014-2016 года.

Года

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.рублей

Отклонение

Абсолютное базисное отклонение, тыс.рублей

Абсолютное цепное отклонение, тыс.рублей

Относительное

базисное отклонение, %

Относительное цепное отклонение, %

2014 год

3 933 335 313

-

-

-

-

2015 год

3 990 280 172

56 944 859

56 944 859

1,4

1,4

2016 год

4 334 293 477

400 958 164

344 013 305

10,2

8,6

Выручка от продажи имеет тенденцию к росу, о чем свидетельствует линия тренда. За весь анализируемый период выручка увеличилась на 400 958 164 тысячи рублей (10,2 %), что связано с ростом увеличением выручки от продажи газа.

Таблица 2.7− Анализ дебиторской задолженности ПАО «Газпром» за 2014-2016 года.

Года

Дебиторская задолженность, тыс.рублей

Отклонение

Абсолютное базисное отклонение, тыс.рублей

Абсолютное цепное отклонение, тыс.рублей

Относительное

базисное отклонение, %

Относительное цепное отклонение, %

2014 год

2 119 271 161

-

-

-

-

2015 год

1 959 540 653

-159 730 508

-159 730 508

-7,5

-7,5

2016 год

2 515 375 547

396 104 386

555 834 894

18,7

28,4


Дебиторская задолженность представляет собой вид активов, характеризующихсумму долгов, причитающихся организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними.

В 2014 году дебиторская задолженность составила 2 119 271 161 тыс. рублей. В 2015 году дебиторская задолженность снизилась на 159 730 508 тыс. рублей ( 7,5 %). В 2016 году дебиторская задолженность составила 2 525 375 547 тысяч рублей, что на 28,4 % больше, чем в 2015 году. Относительно 2014 года дебиторская задолженность выросла на 296 104 386 тысяч рублей (18,7 %)

За весь анализируемый период наблюдается рост дебиторской задолженности, что говорит о постоянном и значительном увеличении объемов реализации продуктов и услуг с отсрочкой платежа. С 2014 по 2016 год дебиторская задолженность выросла на 18,7 %.

Таблица 2.8− Анализ расходов ПАО "Газпром" за 2014-2016 года.

Показатели

2014 год

2015 год

2016 год

Отклонение

Абсолютное

Относительное, %

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.рублей

1 927 545 811

2 029 257 577

2 265 357 118

337 811 307

17,5

Коммерческие расходы, тыс.рублей

978 592 795

976 374 373

1 168 530 262

189 937 467

19,4

Управленческие расходы, тыс.рублей

65 369 929

63 402 712

88 466 076

23 096 147

35,3

Таблица 2.9 − Анализ динамики себестоимости продукции ПАО "Газпром" за 2014-2016 года.

Года

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. рублей

Отклонение

Абсолютное базисное отклонение, тыс. рублей

Абсолютное цепное отклонение, тыс. рублей

Относительное

базисное отклонение, %

Относительное цепное отклонение, %

2014 год

1 927 545 811

-

-

-

-

2015 год

2 029 257 577

101 711 766

101 711 766

5,3

5,3

2016 год

2 265 357 118

337 811 307

236 099 541

17,5

11,6

Себестоимость – это стоимостное выражение суммы всех затрат, которые несет предприятие при производстве, хранении и сбыте продукции.


В 2014 году себестоимость составила 1 927 545 811 тыс. рублей. .В 2015 году себестоимость продукции составила 2 029 257 577 тыс. рублей, что на 101 711 766 тыс. рублей (5,3%) больше, чем в 2014 году. В 2016 году себестоимость выросла на 236 099 541 тысяч рублей (11, 6%) и составила 2 265 357 118 тысяч рублей. Относительно 2014 года себестоимость выросла на 337 811 307 тысяч рублей (17,5 %).

Итак, за анализируемый период себестоимость продукции увеличивается, о чем свидетельствует линия тренда. По сравнению с 2014 годом себестоимость продукции на предприятии выросла на 17,5 %.

Таблица 2.10– Анализ динамики коммерческих расходов за 2014-2016 года.

Года

Коммерческие расходы, тыс.рублей

Отклонение

Абсолютное базисное отклонение, тыс.рублей

Абсолютное цепное отклонение, тыс.рублей

Относительное

базисное отклонение, %

Относительное цепное отклонение, %

2014 год

978 592 795

-

-

-

-

2015 год

976 374 373

- 2 218 422

-2 218 422

-0,2

-0,2

2016 год

1 168 530 262

189 937 467

192 155 889

19,4

19,7

Коммерческие расходы – это затраты, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг. В 2014 году коммерческие расходы составили 978 592 795 тыс. рублей. В 2015 году коммерческие расходы составили 976 374 373 тыс. рублей, что на 2 218 422 тыс. рублей (0,2 %) меньше, чем в 2014 году. В 2016 году коммерческие расходы выросли на 189 937 467 тысяч рублей (19, 4%) и составили 1 168 530 262 тысячи рублей.

Таким образом, коммерческие расходы имеют тенденцию к увеличению за весь анализируемый период. С 2014 по 2016 год коммерческие расходы выросли на 19,4 % в связи с ростом продаж и расширением бизнеса компании.

Таблица 2.11– Анализ динамики управленческих расходов за 2014-2016 года.

Года

Управленческие расходы, тыс.рублей

Отклонение

Абсолютное базисное отклонение, тыс.рублей

Абсолютное цепное отклонение, тыс.рублей

Относительное

базисное отклонение, %

Относительное цепное отклонение, %

2014 год

65 369 929

-

-

-

-

2015 год

63 402 712

-1 967 217

-1 967 217

-3

-3

2016 год

88 466 076

23 096 147

25 063 364

35,3

39,5


Управленческие расходы – это затраты на управление организацией, не связанные непосредственно с производственным процессом. В 2014 году управленческие расходы составили 65 369 929 тыс. рублей. В 2015 году расходы сократились на 1 967 217 тыс. рублей (3%) и составили 63 402 712 тыс. рублей. В 2016 году управленческие расходы составили 88 466 076 тысяч рублей, что на 25 063 364 тысяч рублей (39,5 %) больше, чем в 2015 году. Относительно 2014 года управленческие расходы выросли на 23 096 147 тысяч рублей (35,3 %).

Таким образом, управленческие расходы имеют тенденцию к росту. В период с 2014 по 2016 год показатель увеличился на 35,3 %.

2.4 Анализ рентабельности предприятия

Любая организация стремится к увеличению прибыли, а для этого ей необходимо работать эффективно. Чтобы оценить эффективность деятельности организации проводится анализ рентабельности. Рентабельность – показатель экономической эффективности организации, который отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов.Для оценки финансово-хозяйственной деятельности организации, аргументированного управления компанией и сокращения издержек используются различные показатели рентабельности: продукции, производства, продаж, активов, собственного капитала, чистая рентабельность, валовая рентабельность, перманентного капитала.

Таблица 2.12− Анализ рентабельности предприятия за 2014-2016 года.

Показатели

2014 год

2015 год

2016 год

Отклонение (+,-)

Рентабельность продукции, %

49,89

45,39

35,84

-14,05

Рентабельность производства, %

7,59

2,01

4,1

-3,49

Рентабельность продаж, %

24,45

23,09

18,73

-5,72

Рентабельность активов (имущества), %

5,79

1,54

3,11

-2,68

Рентабельность собственного капитала, %

7,51

2,08

4,33

-3,18

Чистая рентабельность, %

15,97

4,74

9,31

-6,66

Валовая рентабельность, %

50,99

49,14

47,73

-3,26

Рентабельность перманентного капитала, %

7,51

1,75

3,54

-3,97