Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Финансы предприятия: понятие, функции, управление).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Финансы предприятия: понятие, функции, управление
1.1 Сущность и функции финансов предприятия
1.2 Управление финансами предприятия
Глава 2. Анализ финансов предприятия ПАО «Газпром»
2.1 Анализ основных направлений деятельности
2.2 Анализ финансового состояния
2.3 Анализ доходов и расходов ПАО «Газпром»
2.4 Анализ рентабельности предприятия
Глава 3. Основные направления повышения эффективности деятельности ПАО «Газпром»
3.1 Факторный анализ прибыли от реализации газа
Таблица 2.13− Анализ рентабельности продукции.
Показатели Года |
Прибыль от продажи, тыс.рублей |
Себестоимость проданных товаров, услуг, тыс. рублей |
Рентабельность продукции |
|
2014 |
961 826 778 |
1 927 545 811 |
49,89 |
|
2015 |
921 245 510 |
2 029 257 577 |
45,39 |
|
2016 |
811 940 021 |
2 265 357 118 |
35,84 |
Рентабельность продукции - это соотношение между прибылью от продажи продукции и её себестоимостью (полным издержкам) ее обращения и производства. Рентабельность продукции показывает, какова эффективность затрат , осуществленных на производства продукции: сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля , затраченного на производство и реализацию продукции. Рентабельность продукции находится по формуле:
В 2014 году рентабельность продукции составила 48,89 %. В 2015 году рентабельность продукции составила 45,39 %, что на 4,5 % меньше, чем в 2014 году. В 2016 году рентабельность продукции составила 35,84 %, то есть на один рубль затрат на производство и реализацию продукции предприятие получило прибыль 35 рублей 84 копейки. Относительно 2014 года рентабельность продукции снизилась на 14, 05 %.
Рентабельность продукции имеет тенденцию к снижению. В период с 2014 по 2016 год рентабельность продукции снизилась на 14,05.
Таблица 2.14− Анализ рентабельности производства.
Показатели Года |
Чистая прибыль, тыс.рублей |
Внеоборотные активы, тыс.рублей |
Запасы, тыс.рублей |
(Внеоборотные активы) + (запасы) |
Рентабельность производства |
2014 |
628 144 243 |
7 867 405 248 |
402 256 939 |
8 269 662 187 |
7,59 |
2015 |
188 980 016 |
8 931 075 560 |
491 437 777 |
9 422 513 337 |
2,01 |
2016 год |
403 522 806 |
9 291 306 836 |
539 864 750 |
9 831 171 586 |
4,1 |
Рентабельность производства − это коэффициент равный отношению общей (балансовой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных и нормируемых оборотных средств.Он представляет собой величину прибыли, приходящуюся на каждый рубль себестоимости проданной продукции (производственных расходов). Рентабельность производства находится по формуле:
В 2014 году рентабельность производства составила 7,59%. В 2015 году рентабельность производства уменьшилась на 5,58 % и составила 2,01%. В 2016 году рентабельность производства составила 4,1 %, то есть на 1 рубль себестоимости проданной продукции предприятие получает прибыль 4 рубля 1 копейку. На снижение в 2015 году могли повлиять следующие факторы: рост себестоимости производимой продукции, ухудшение качества продукции, ухудшение использования производственных фондов.
Итак, за весь анализируемый период рентабельность производства имеет «скачущую тенденцию». В 2015 году рентабельность производства снизилась на 5,58. В 2016 году рентабельность производства выросла на 2,09 и составила 4,1 %.
Таблица 2.15− Анализ рентабельности продаж.
Показатели Года |
Прибыль от реализации продукции, тыс.рублей |
Сумма полученной выручки, тыс. рублей |
Рентабельность продаж |
2014 |
961 826 778 |
3 933 335 313 |
24,45 |
2015 |
921 245 510 |
3 990 280 172 |
23,09 |
2016 |
811 940 021 |
4 334 293 477 |
18,73 |
Рентабельность продаж- это финансовый результат деятельности организации, показывающий какую часть выручки организации составляет прибыль. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рентабельность продаж находится по формуле:
В 2014 году рентабельность продаж составила 24,45 %. В 2015 году рентабельность продаж составила 23,09 %, что на 1,36 % меньше, чем в 2014 году. В 2016 году рентабельность продаж составила 18,73 %,что на 5,72 % меньше, чем в 2014 году. В 2016 году на рубль продаж предприятие имеет прибыль 18 рубля 73 копейки. На уменьшение рентабельности продаж могли повлиять следующие факторы: снижение цен, увеличение норм затрат, сокращение объемов продаж.
На протяжении трех лет рентабельность продаж имеет тенденцию к снижению, о чем свидетельствует линия тренда. С 2014 по 2016 год показатель упал на 5,72.
Таблица 2.16− Рентабельность активов
Показатели Года |
Чистая прибыль , тыс. рублей |
Средняя стоимость активов, тыс. рублей |
Рентабельность активов (имущества) |
2014 |
628 144 243 |
10 855 186 062 |
5,79 |
2015 |
188 980 016 |
12 249 735 124 |
1,54 |
2016 |
403 522 806 |
12 981 247 957 |
3,11 |
Рентабельность активов−это финансовый коэффициент , характеризующий отдачу от использования всех активов организации. Коэффициент показывает способность организации генерировать прибыль без учета структуры его капитала. Рентабельность активов показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. Рентабельность активов находится по формуле:
В 2014 году рентабельность активов составила 5,79 %. В 2015 году рентабельность активов (имущества) составила 1,54 %, что на 4,25 % меньше, чем в 2014 году. В 2016 году рентабельность активов составила 3,11 %, что означает с каждого рубля, вложенного в активы, предприятие получает прибыль в сумме 3 рубля 11 копеек.
На уменьшение рентабельности активов в 2015 году могли повлиять следующие факторы: снижение чистой прибыли предприятия, снижение оборачиваемости активов, рост средней стоимости основных средств, других внеоборотных активов, а также оборотных активов. А на увеличение в 2016 году: увеличение чистой прибыли предприятия, рост оборачиваемости активов, рост цен на товары.
Итак, рентабельность активов имеет «скачущую» тенденцию. С 2014 по 2016 год показатель снизился на 2,68.
Таблица 2.17− Анализ рентабельности собственного капитала
Показатели Года |
Чистая прибыль, тыс. рублей |
Средний за период размер собственного капитала, тыс. рублей |
Рентабельность собственного капитала |
|
2014 |
628 144 243 |
8 369 165 460 |
7,51 |
|
2015 |
188 980 016 |
9 089 213 120 |
2,08 |
|
2016 |
403 522 806 |
9 322 338 840 |
4,33 |
Рентабельность собственного капитала− это показатель чистой прибыли в сравнении с собственным капиталом организации. Это важнейший финансовый показатель отдачи для любого инвестора , собственника бизнеса, показывающий, насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал. Рентабельность собственного капитала находится по формуле:
В 2014 году рентабельность собственного капитала составила 7,51 %. В 2015 году рентабельность собственного капитала составила 2,08 %, что на 5,43 % меньше, чем в 2014 году. В 2016 году рентабельность собственного капитала составила 4,33 %, что на 3,18 % меньше, чем в 2014 году, то есть на рубль, вложенного в бизнес капитала, предприятие получает прибыль в сумме 4 рубля 33 копейки. На снижение рентабельности собственного капитала могли повлиять следующие факторы : рост собственного капитала, снижение заемного капитала, падение оборачиваемости активов. Относительно 2015 года рентабельность собственного капитала выросла, что может быть связано с ростом прибыли.
Наименьшее значение рентабельности в 2015 году (2,08 %). С 2014 по 2016 год рентабельность собственного капитала снизилась на 3,18 %. С 2015 по 2016 году рентабельность выросла на 2,25 %. За весь анализируемый период рентабельность собственного капитала имеет «скачущую» тенденцию.
Таблица 2.18− Анализ чистой рентабельности
Показатели Года |
Чистая прибыль, тыс. рублей |
Выручка от продажи, тыс. рублей |
Чистая рентабельность |
|
2014 |
628 144 243 |
3 933 335 313 |
15,97 |
|
2015 |
188 980 016 |
3 990 280 172 |
4,74 |
|
2016 |
403 522 806 |
4 334 293 477 |
9,31 |
Чистая рентабельность показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки. Она находится по формуле:
В 2014 году чистая рентабельность составила 15, 97 %.В 2015 году чистая рентабельность уменьшилась на 11,23 % и составила 4,74 %. На снижение чистой рентабельности могли повлиять следующие факторы: снижение выручки, снижение цены на продукцию. В 2016 году чистая рентабельность составила 9,31 %, то есть на единицу выручки приходится 9 рублей 31 копейка прибыли. Относительно 2015 года чистая рентабельность выросла на 4,57 %. А относительно 2014 года сократилась на 6,66 %. Увеличение в 2016 году связано с ростом прибыли и объема продаж.
За весь анализируемый период чистая рентабельность предприятия имеет «скачущую» тенденцию. С 2014 по 2016 год чистая рентабельность уменьшилась на 6,66 %.
Таблица 2.19 − Анализ валовой рентабельности
Показатели Года |
Валовая прибыль, тыс. рублей |
Выручка от продажи, тыс. рублей |
Валовая рентабельность |
2014 |
2 005 789 502 |
3 933 335 313 |
50,99 |
2015 |
1 961 022 595 |
3 990 280 172 |
49,14 |
2016 |
2 068 936 359 |
4 334 293 477 |
47,73 |
Валовая рентабельность показывает общую оценку доходности, выраженную в процентах.Валовая рентабельность показывает, сколько валовой прибыли в каждом рубле реализованной продукции (работ, услуг). Показатель находится по формуле:
В 2014 году коэффициент валовой рентабельности составил 50,99 %. В 2015 году валовая рентабельность составила 49,14 %, что на 1,85 % меньше, чем в 2014 году. В 2016 году валовая рентабельность снизилась на 1,41 % и составила 47,73 %, то есть в каждом рубле реализованной продукции 47 рублей 53 копейки прибыли. Относительно 2016 года валовая рентабельность уменьшилась на 3,26 %.
Итак, за три анализируемых периода валовая рентабельность имеет тенденцию к снижению, о чем свидетельствует линия тренда. С 2014 по 2016 год валовая рентабельность уменьшилась на 3,26 %.
Таблица 2.20− Анализ рентабельности перманентного капитала
Показатели Года |
Чистая прибыль, тыс.рублей |
Средняя стоимость капитала, тыс. рублей |
Средняя стоимость долгосрочных обязательств, тыс. рублей |
(Средняя стоимость капитала)+(средняя стоимость долгосрочных обязательств, тыс. рублей |
Рентабельность перманентного капитала |
||
2014 |
628 144 243 |
8 369 165 460 |
1 246 573 687 |
9 615 739 147 |
7,51 |
||
2015 |
188 980 016 |
9 089 213 120 |
1 705 131 817 |
10 794 344 937 |
1,75 |
||
2016 |
403 522 806 |
9 322 338 840 |
2 087 032 902 |
11 409 371 742 |
3,54 |
Рентабельность перманентного капитала показывает эффективность использования капитала (собственного и заемного), вложенного в деятельность организации на длительный срок. Рентабельность перманентного капитала говорит о том, насколько эффективно менеджмент предприятия инвестирует средства в основную деятельность предприятия. Показатель находится по формуле:
В 2014 году коэффициент рентабельности перманентного капитала составил 7,51 %. В 2015 году коэффициент рентабельности перманентного капитала составил 1,75 %, что на 5, 76 % меньше, чем в 2014 году. В 2016 году рентабельность перманентного капитала составила 3,54 %, что на 1,79 % больше, чем в 2015 году. Относительно 2014 года рентабельность перманентного капитала уменьшилась на 3,97 %.
Итак, за весь анализируемый период рентабельность перманентного капитала имеет «скачущую» тенденцию. В 2015 году показатель уменьшился на 5,76 %. С 2015 по 2016 год вырос на 1,79 %. С 2014 по 2016 год рентабельность перманентного капитала уменьшилась на 3,97.
Таким образом, проанализировав основные показатели рентабельности ПАО «Газпром», можно сделать вывод о том, что предприятие эффективно использует свои материальные, трудовые и денежные ресурсы для получения наибольшей прибыли.
Итак, в заключении второй главы курсовой работы следует отметить, что компании ПАО «Газпром» необходимо обеспечить стабильный уровень сбыта. Для этого следует активизировать маркетинговую деятельность, разработать программы лояльности клиентов, увеличивать ценность продукта «Газпром» для потребителя. Компании целесообразно разработать системную политику управления дебиторской задолженностью. Для этого необходимо разделить всех покупателей на несколько групп зависимо от уровня их платежеспособности и определить индивидуальные условия отсрочки платежа для каждой из групп. Низкая рентабельность собственного капитала свидетельствует о необходимости применения активных мер. Менеджменту стоит взвесить такие альтернативы как: привлечение дополнительного заемного капитала для интенсификации операционной работы, интенсификация маркетинговой, снижение неэффективных расходов. Уровень финансовых рисков «Газпром» находится на приемлемом уровне, однако активный мониторинг рисков необходим.