Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Финансы предприятия: понятие, функции, управление).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3. Основные направления повышения эффективности деятельности ПАО «Газпром»

3.1 Факторный анализ прибыли от реализации газа 

В связи с тем, что на повышение рентабельности, влияет прибыль предприятия, необходимо выяснить, какие показатели оказывают наибольшее влияние на прибыль от реализации газа ПАО «Газпром».

Таблица 3.1− Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации газа

Показатели

Базисный период

Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода

Отчетный период

Выручка от реализации газа, тыс. рублей ( В).

2917451056

2085871505

3 054378800

Себестоимость реализованной продукции, тыс. рублей (С)

997264231

932243439

1052429220

Прибыль от реализации (П)

1920186825

1153628066

2001949580

Прибыль за анализируемый период выросла на 81762755 тыс.руб.: ΔП=2001949580-1920186825=81762 755

1. Если сравнивать сумму прибыли на начало периода и прибыль, рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента, но при ценах и себестоимости продукции на начало периода, то разница между ними показывает насколько произошло изменение прибыли за счет объема и структуры продукции отчетного периода:

ΔП(P)=1153628066-1920186825=-766558759 тыс.руб

2. Чтобы найти влияние только объема продаж.необходимо прибыль на начало периода умножить на процент роста объема производства. который определяется делением выручки от реализации. рассчитанной, исходя из базисной цены и фактического объема реализованной продукции. на выручку от реализации на начало периода:

Процент роста объема производства: k=2085871505:2917451056*100%-100%=-28.5%
ΔП(V)=1920186825*-28.5%=-547253245.125 тыс.руб.

3. Определим влияние структурного фактора:

ΔП(уд.в)=-766558759--547253245.125=-219305513.875 тыс.руб.

4. Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением затрат, полученных при фактическом объеме реализации и себестоимости единицы продукции на начало периода и полной фактической себестоимостью на конец периода:
ΔП(c.c)=932243439-1052429220=-120185781 тыс.руб.

5. Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки от реализации на конец отчетного периода с выручкой отреализацией, рассчитанной при фактических объемах продаж и ценах на начало периода:
ΔП(ц)=3054378800-2085871505=968507295 тыс.руб.


Общее изменение прибыли от данных факторов находится как суммирование полученных результатов:

ΔП=-547253245.125-219305513.875-120185781+968507295=81762755 тыс.руб.

Таблица 3.2 - Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции способом цепных подстановок.

Показатель

Порядок расчета

Сумма прибыли, тыс. рублей

1920186825

1920186825*2085871505/2917451 056=1372933 579,875

2085871505-932243439=1153628066

3054378800-932243439=2122135361

2001949580

Изменение суммы прибыли за счет:

1.объема реализации продукции:

ΔП(V)=1372933579.875-1920186825=-547253245.125 тыс.руб.

2. структуры товарной продукции

ΔП(уд.в.)=1153628066-1372933579.875=-219305513.875 тыс.руб.

3. средних цен реализации:

ΔП(ц)=2122135361-1153628066=968507295 тыс.руб.

4. себестоимости реализованной продукции:

ΔП(с.с.)=2001949580-2122135361=-120185781 тыс.руб.

Таким образом, на увеличение прибыли от реализации газа наибольшее влияние оказало увеличение средних цен реализации газа в 2016 году до 3 641 рублей за кубический метр. Отрицательное влияние на величину прибыли оказало увеличение себестоимости продукции, снижение объемов реализации газа.

3.2 Рекомендации по повышению эффективности деятельности

Проанализировав основные показатели деятельности ПАО «Газпром», выявлено снижение чистой прибыли за три анализируемых года, связанное с негативным влиянием курсовых разниц, возникших при переоценке кредитов и займов, а также ростом амортизационных отчислений. Увеличение коммерческих и управленческих расходов, также отрицательно повлияло на чистую прибыль предприятия. Отрицательным моментом является увеличение дебиторской задолженности предприятия, из-за чего сокращается реальный поток денег. Рост себестоимости продукции ПАО «Газпром» связан прежде всего с увеличением затрат на хранение, транспортировку, реализацию продукции. Также наблюдается снижение объемов продаж газа, из-за ослабления потребления газа на внутреннем рынке.

На снижение показателей рентабельности могло повлиять множество факторов: рост себестоимости, сдерживание роста оптовых цен, сокращение объемов продаж, снижение чистой прибыли предприятия и другие. Не смотря на снижение многих показателей предприятие финансово устойчиво.На предприятии оптимально сочетаются собственные и кредитные ресурсы, текущие активы и кредиторская задолженность.Рентабельность показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность. Поэтому компания должна стремиться к более высоким показателям, а руководство должно определить пути повышения рентабельности..


Чем больше доход предприятия и чем с меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств он достигнут и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективности функционирования отрасли.

Для увеличения рентабельности продаж ПАО «Газпром» необходимо стремиться к ускорению оборотов активов. Также для повышения данного показателя необходимо заключить стратегическое соглашение со странами-партнерами, приобрести местные сбытовые компании. На внутреннем рынке необходимо сократить рамки государственного регулирования цен на газ. Для этого предлагается сохранить регулируемый государством сектор поставок населению, расширить сектор оптовой торговли с использованием электронных технологий и сформировать сектор по договорным ценам с использованием прозрачной формулы цены на базе долгосрочных контрактов. На сегодняшний день российский рынок является самым большим и потенциально самым привлекательным рынком газа для «Газпрома». На внутреннем рынке ОАО «Газпром» реализует более половины продаваемого газа . В 2016 году объемы реализации составили 217,2 млрд. . В 2016 году ПАО «Газпром» и китайская компания CNPC подписали контракт на поставку российского трубопроводного газа в Китай. Контракт сроком на 30 лет и общую сумму порядка 400 млрд долл. США предусматривает экспорт в Китай более 1 трлн куб. м газа. Организация поставок российского трубопроводного газа в Китай — крупнейший инвестиционный проект мирового масштаба. Для увеличения объема продаж необходимо расширение внешних рынков: в странах Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и США.

Чем выше прибыльность продукции, отдача внеоборотных активов и скорость оборота оборотных активов, ниже общие затраты на единицу продукции и удельные затраты по экономическим элементам ( средствам труда, материалам), тем выше рентабельность активов.

На уровень рентабельности оказывает совокупность факторов:

−уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников;

−степень использования производственных ресурсов;

−объем, качество и структура продукции;

−затраты на производство и себестоимость изделий;

− прибыль по видам деятельности и направления ее использования».

Ключевые пути повышения рентабельности являются повышение абсолютной суммы прибыли и сокращение затрат на производство продукции. Этому способствует обширное использование в производстве результатов научно-технического прогресса, ведущее к увеличению производительности общественного труда и снижению на этой основе стоимости единицы ресурсов, применяемые в производстве.Снижение себестоимости достигается за счет введения прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии. Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия.Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов. Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Резервы сокращения расходов заключаются, прежде всего, в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов.


На рентабельность оказывают влияние внешние и внутренние условия. К внешним условиям относится расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Внутренние условия являются наиболее значительными, чем внешние. К ним относятся: повышение объемов производства, сокращение себестоимости продукции, увеличение отдачи основных средств.

Не менее значимым условием, влияющим на рентабельность, является наличие у предприятия долгов и задолженностей. Наиболее оптимальной считается ситуация, когда предприятие прибегает к помощи дополнительных займов с целью обновления оборудования либо ассортимента.

Для успешного функционирования предприятия необходимо постоянно осуществлять работу с дебиторской задолженностью, следить за ее качеством и соотношением компонентов. Основной задачей при управлении дебиторской задолженностью является определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет резерва по сомнительным долгам и выполнение мероприятий по ее взысканию. 1Чтобы сократить дебиторскую задолженность необходимо проводить отбор потенциальных покупателей и ставить четкие условия оплаты в контрактах и договорах, продавать продукцию с отсрочкой платежа только постоянным покупателям.Для снижения уровня дебиторской задолженности необходимо ранжировать ее по сроку возникновения, для того, чтобы отслеживать покупателей, нарушающих платежную дисциплину и облагать штрафом просроченные платежи,проводить контроль безнадежных долгов с целью создания резерва. Действенными мерами по возврату и уменьшению дебиторской задолженности являются телефонные звонки, направление писем, персональные визиты, а также передача долга организациям, занимающимся их взыскание.

Основой увеличения признака рентабельности может являться внедрение инноваций, позволяющих производить новый вид товаров с наилучшим качеством, осваивать новые рынки сбыта продукции, вводить организационно-управленческие нововведения.

Росту рентабельности предприятия содействует манипулирование тремя факторами:

1) ускорениетоварооборачиваемости;

2) сокращение массы издержек;

3) рост нормы рентабельности посредством увеличения стоимости.

Увеличение доли кредиторской задолженности на несколько процентов соответственно снизит процентные выплаты еще в несколько раз. Поэтому умелое управление кредиторской задолженности - важный рычаг экономии средств предприятия, особенно в сложных финансовых периодах.


Предлагаем следующие рекомендации по совершенствованию структуры заемного капитала ПАО «Газпром»:

  • по возможности максимально использовать краткосрочные кредиты вместо долгосрочных как более дешевые;
  • увеличение в разумных пределах доли кредиторской задолженности;
  • анализ эффективности использования каждого вида заемного капитала в целях возможной корректировки структуры в будущем.

Таким образом, финансирование - это "пульсирующий" процесс, потребность в средствах для действительно эффективного использования определяется сложным взаимодействием стратегических и тактических целей предприятия, состоянием всех видов рынков, просто стечением самых разных обстоятельств, и далеко не всегда соответствует теоретически рассчитанным цифрам. В оперативном управлении предприятием важно не превращать структуру заемных средств в догму, но необходимо стремиться к максимально рациональному соотношению за достаточно длительный период, например год.

Условия долгового финансирования изменяются во времени, соответственно изменяются и предпочтения предприятий в выборе тех или иных источниках внешнего финансирования. Важно не упустить момента перелома ситуации, ибо "переворачивание" долгосрочных тенденций на рынке финансовых ресурсов может подвести предприятие к смене своих стратегических приоритетах и коренному пересмотру структуры источников средств.

Заключение 

Публичное акционерное общество «Газпром» — глобальная энергетическая компания. Основными направлениями деятельности являются добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа (в том числе в качестве моторного топлива), газового конденсата и нефти, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии.

Проанализировав финансовые результаты предприятия, можно сделать вывод о его прибыльности и рентабельности. За анализируемые периоды прибыль ПАО «Газпром» имела скачущую тенденцию. В 2015 году произошло резкое падение, связанное, в первую очередь, с падением курса рубля и ростом расходов по курсовым разницам из-за переоценки обязательств по кредитам и займам, номинированным в иностранной валюте. В 2016 году прибыль предприятия выросла, что связано с увеличением выручки от реализации газа в страны Европы. С 2014 по 2016 год наблюдается рост дебиторской задолженности на 18,7 %, что говорит о постоянном и значительном увеличении объемов реализации продуктов и услуг с отсрочкой платежа. Рост себестоимости продукции ПАО «Газпром» связан прежде всего с увеличением затрат на хранение, транспортировку, реализацию продукции. Также наблюдается снижение объемов продаж газа, из-за ослабления потребления газа на внутреннем рынке.