Файл: Понятие и признаки правового государства (История развития идеи правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политической власти и ее формальной равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы раздельных государственных властей, соответствующей новому соотношению социально-классовых и политических сил и вместе с тем исключающей монополизацию власти в руках одного лица, органа или союза. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и в частных, и в публично-политических (государственно-властных) отношениях[22].

Один из прогрессивных мыслителей этой эпохи - Томас Гоббс(1588 – 1979). Он считал, если все откажутся от права на все, то мир возможен только тогда, когда на себя всё возьмет одно лицо, в том числе ответственность за мир и безопасность людей. Это лицо является искусственным телом, т.е. создаваемым людьми, обладающее властью над всеми. Что бы создать и сохранить это искусственное тело, или искусственного человека нужно соблюдать определенные правила и нести обязанности.

Гоббс отмечал, что множество людей, объединенных таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни — civitas. Таково рождение великого Левиафана или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой. Ибо благодаря полномочиям, которыми наделили его люди в государстве, и они же пользуются такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или это собрание лиц способным направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов. Сущность в таком государстве состоит в человеке или собрании лиц. «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты».

Исключительная и основная функция суверена — издание законов. Закон есть правила о собственности (или о твоем и моем), о добре и зле, справедливом и несправедливом в человеческих действиях; приказ суверена, обращенный к подданным и предполагающий наказание за его нарушение. Гоббс считает, что собственность появляется только тогда когда появляется государство и позитивные законы. Он постоянно делает акцент на единстве позитивного и естественного закона. Последний должен санкционировать, конкретизировать естественные законы и устанавливать наказания за их нарушения[23].


Политическая философия Т.Гоббса достаточно противоречива. В ней переплелись и этатические, и либеральные мотивы. Но так или иначе, Гоббс смог показать потребность гражданского общества в установлении порядка, превратив государство в его инструмент.

«Левиафан» Гоббса призван обеспечить нормальную жизнь гражданского общества. Ошибка же его — в том, что он, поняв природу права и правовой свободы, считал, что право можно поддерживать неправовыми средствами.

Ряд положений, существенных идеи правового государства, был обоснован английским мыслителем Дж. Локком(1632—1704). По мнению Локка, изначально существовало естественное состояние, однако это не была идея Гоббса "война всех против всех". В этом состоянии царила взаимная доброжелательность, так как каждому хватало плодов земли и воды и каждый мог множить свою собственность.

Идея естественного закона и естественного состояния была использована Локком прежде всего для обоснования так называемых естественных прав, якобы присущих человеку как таковому в силу его бытия. Учение об естественных правах человека является важнейшим моментом естественно-правовой доктрины Локка. Из презумпции естественных прав Локк исходит также в своем учении о происхождении и устройстве государства. Вся государственно-правовая система, сконструированная Локком, направлена на то, чтобы лучше обеспечить охрану этих естественных прав.

В своих политических трактатах Дж.Локк подчеркивает и обосновывает такие естественные права человека, как свобода личности, равенство, право собственности, в первоочередной защите которых была заинтересована тогда буржуазия.

Уже в теории происхождения государства у Локка выкристаллизовывается идея правового государства, в котором отношения общества и государственной власти регулируются отношениями права[24].

Дж. Локк предлагал принять определенные меры против государства. «Гарантией того, что никто не будет править тиранически, то есть осуществлять свою власть помимо права, класть в основу своих действий не закон, а волю и стремиться не к сохранению собственности народа, а к удовлетворению собственного честолюбия, мстительности, жадности или какой либо иной недостойной власти, является реализация принципа разделения властей и их соподчиненность»[25]. Высшей властью в государстве является законодательный орган, а исполнительная власть ему подотчетна. Но законодательный орган в функциях тоже ограничен: он не может обладать большей властью, чем люди обладали по отношению друг к другу в естественном состоянии; законодатели связаны нормами естественного права. Кроме того, предъявляются определенные требования к закону: законодатели не могут повелевать с помощью произвольных указов, но по средством провозглашенных, постоянных и известных законов. В ином случае она становится деспотической[26]. Таким образом, законы, принимаемые законодательным органом, не могут противоречить основным принципам естественного права и тем более нарушать их – это фундаментальная характеристика закона. Такого рода закон будет правовым, и именно такой закон не ограничивает, а сохраняет и расширяет свободу граждан. Они должны следовать закону, следовать своему собственному желанию во всех случаях , когда это не запрещает закон и не зависеть от воли другого человека. Иначе говоря, это и есть правовое гражданское общество.


Дж.Локк писал о правительстве, Ш.Л. Монтескье о законах. Знаменитое его сочинение «О духе законов» (De l'esprit des Loix), появившееся в 1742 году, имело целью исследовать законы, управляющие человеческими обществами, и в особенности те, которыми охраняется свобода. Монтескье проводил различие между обществом и государством, между правом публичным, определяющим отношения между правителем и управляемыми, и правом гражданским, им определяются отношения граждан между собой, но волновало больше всего гарантии свободы, то есть права делать все, что дозволено законом.

Монтескье выделяет естественную и политическую свободу. В дообщественном состоянии существовала естественная свобода. Далее утрачиваются естественные свобода и равенство, поскольку начинаются внутренние раздоры, битва за власть, войны, за тем кто будет пользоваться общественными благами и т. д. В результате люди оказываются вынужденными принять законы, которые регулировали бы их взаимоотношения, и учредить государство. Законы восстанавливают в государстве свободу и равенство, которые приобретают политический характер и находятся в тесной связи с правом. Следовательно, по Монтескье, свобода достижима лишь в государстве, где все отношения опосредованы правом. Таким государством, полагает он, может быть только государство умеренного правления: демократия, аристократия и монархия, которые характеризуются господством законов. Политической свободы нет там, где законов, в деспотии царствуют произвол и рабство. По мнению Монтескье «верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей таким образом, чтобы они могли бы взаимно сдерживать друг друга». О свободе можно говорить только там, где существует разделение властей.

В эпоху Нового времени с радикальной политической программой выступил Жан-Жак Руссо, главной идеей которой была идея демократической организации государственной жизни посредством «общественного договора». Он отмечал, что государство возникает на добровольном союзе, отмеченная в «Рассуждении о неравенстве», более подробно описана в «Политической экономии» и позднее в «Общественном договоре». В своих произведениях Руссо исследует не столько происхождение и развитие государства, сколько принципы государственного права, иными словами – основы правомерного государства[27]. Руссо придерживался совершенно иного мнения, чем Монтескье. И он выступил во имя свободы; но он не изучал этого начала в подчинении его высшему закону, в связи с окружающими условиями и общественными отношениями; оно представлялось ему как неотъемлемое и неотчуждаемое право человека, которое противополагалось всему существующему общественному порядку, а потому носило разрушительный характер[28].


Руссо считал, что прежде, нежели народ установит над собой правительство, нужно, чтобы отдельные, разрозненные лица совокупились в единый народ. Акт, в силу которого совершается это соединение, и есть Общественный Договор, основание всякого общежития. Единственный из своих современников, он считал, что, заключившие договор о совместной жизни, люди представляют собой народ, который выступает от лица общества. Отдельный индивид, включившийся в союз, становится гражданином и получает после заключения договора как бы двойное бытие: он с одной стороны член коллектива, наделенный гражданскими правами и обязанностями, но и в то же время частное лицо, живущее своими ориентирами, собственными интересами и мыслями. В качестве гражданина он становится частью суверена. За эти понятием у Жан-Жака Руссо скрывается вся полнота законодательной власти. После того, как общество образовано, первостепенной задачей становится создание справедливых и всеобщих законов; законы и законодательная власть — сердце общества. Если оно останавливается, общество гибнет, т.е. законодательная власть верховна. Народ принимает или отвергает законы, народ суверен только он может создавать законы; их принятие это акт суверенитета[29].

В период Нового времени возникла система качественно новых взглядов, в основе которых стояла мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признание достоинства и автономии всякого индивида, обеспечение условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья. Считалось, что судьба человека не должна определяться его происхождением, а должна зависеть от его личной доблести, активности, благородства в делах и помыслах[30]. Приобрел актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида — гражданственность, бескорыстное служение обществу.

1.4 Возникновение и формирование идеи правового государства в России

Некоторые исследователи утверждают, что о времени вхождения идеи о правовом государстве в правовую науку в России и в целом в российское юридическое мышление нельзя сказать определенно[31]. Тем не менее, многие авторы отмечают, что это произошло на рубеже 60-70 годов XIX века.


Как полагает О.А. Омельченко, идея о правовой государственности не заслуживала особого внимания во второй половине XIX века. В русской политико-государственной науке идея о правовом государстве начинает доминировать на рубеже XIX-XX веков[32].

Некоторые авторы утверждали, что правовым называется государство, которое в своей деятельности, в осуществлении правительственной и судебной функции, связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним.

В.М. Гессена говорил, что «правовое государство предполагает господство права во всех сферах государственной жизни; оно отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие подвластных, притом не только в области частных отношений, но и в области политической, в отношениях граждан к государственной власти»[33].

Однако еще более интересной представляется позиция, согласно которой «говорить о подзаконности управления и суда для понимания правового государства мало. Необходимо говорить о подзаконности самой законодательной власти, самого законодательства, словом о подзаконности всякой власти в государстве…всякое правление в современном государстве и всякая власть покоится на праве, на объективной правовой норме»[34].

А.С. Алексеев справедливо замечал, что «правовое государство характеризуется тем, что в нем господствует закон не только в смысле общих правил, которые в силу этой своей общности носят в себе гарантии устойчивости и равного, но и в смысле норм, выражающих правовые представления народа и отвечающих на общие запросы и нужды страны». Согласно его позиции; «правовым является государство, осуществляющее в своей огранизации начала обособления властей. Осуществление этого начала возможно ни иначе как в условиях представительной формы правления. Правовое и конституционное государство синонимы»[35].

По мнению П.И. Новгородцева «правовое государство- идеал новой политической философии и правовой мысли». При этом основной задачей правового государства П.И. Новгородцев называл «подчинение разрозненных стихий общественной жизни общему правовому порядку»[36].

Значительный вклад в учение о правовом государстве внесли такие исследователи как Н.К. Рерих, И.А. Ильин, С.А. Котляревский, Б.А Кистяковский и многие другие. Н.К. Рерихом выдвинута важная и наиболее характерная черта правового государства. Он считал, что к оздоровлению жизни государства и общества приведет развитие культуры и искусства, снизит уровень политического, религиозного и межнационального противостояния и следовательно снизит уровень насилия как внутри государств, так и в межгосударственных отношениях. Одно из главных положений является то, что первой обязанностью государства является поддержание и развитие духовной общности проживающего населения , для чего необходимо бережно сохранять лучшее из имеющегося культурного наследия и поощрять развитие культуры, духовного роста граждан. Рерих признавал лидера государства соответствующим занимаемой должности только в том случае, если у него присутствуют качества духовного вождя[37].