Файл: Понятие и признаки правового государства (История развития идеи правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Правовое государство подразумевает такой тип государства, при котором власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Еще в древности, за много веков до нашей эры, на ранних этапах развития человечества появляются представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона. Идея построения правового государства волновала умы мыслителей, с ней связывались поиски совершенных и справедливых форм общественной жизни, противостоящих деспотическому правлению и абсолютизму. Проблемы становления и развития правового государства, его основополагающие принципы, взаимоотношения государства и общества до сих пор остаются не разрешенными. Сегодня государства стремятся к объединению в единое мировое сообщество, построенное на взаимодействии и взаимоуважении, что еще больше увеличивают интерес к вопросу правового государства. Разработка единых ценностей для каждого в отдельности и всеобщего для всех государств, признание достижений цивилизации станут основой внедряемых процессов. Естественно, что к числу таких относятся права и свободы человека, признание индивида перед обществом, учет именно личностных интересов всего народа, ориентирование государства на защиту этих прав, являются приоритетными и значимыми. Учет данных факторов может создать надежный и основной фундамент для формирования совместной мировой политики, которая ориентирована на полное, всестороннее развитие личности. Как особая теоретическая концепция термин «правовое государства» прошел длительное историческое развитие. Основные принципы были заложены еще в трудах античных мыслителей, а также в эпоху перехода от феодализма к капитализму. Но сам термин «правовое государство» (Rechtsstaat) возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. (в трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.), и в дальнейшем получил широкое распространение. Этому способствовало возникновение различных передовых направлений, формирование новой буржуазной политической и правовой мысли, изменившие старые порядки. Появление нового юридического мировоззрения, поставило на первое место принципы свободы и равенства всех людей, неотчуждаемость естественных прав человека, идеи гуманизма, поиск новых, отличных от абсолютного произвола государственно-правовых средств, конструкций и форм. Теоретические концепции правовой государственности заложены в трудах просветителей Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Д. Адамса, Д. Мэдисона, Т. Джефферсона, И. Канта, Г. Гегеля и др.


Правовое государство тесно связано с правами и свободой человека. Они составляют государство, регламентируют основную функцию, выступают главной целью его существования. Государство же выступает гарантом их реальности, основной инструмент осуществления и защиты.

В связи с этим охрана и защита прав и свобод человека не только в современной России, но и во всех странах представляет собой одну из наиболее острых и в то же время крайне многограновой тем как в практическом так и научном плане. Основной закон государства, в частности Конституция Российской Федерации, четко закрепляют основные принципы правового государства, и провозглашают его главный «постулат» « человек, его права и свободы являются высшей ценностью»[1] (ст.2), а признание международно- правовых принципов и норм, построенных на гуманизме, представляют лишь начало пути построения подобной модели государственности. Соответственно провозглашение в Конституции идей «правового государства» выступает определенной целью, и объединение усилий государства и общества выступают основным средством ее достижения. Каждый должен осознать свою роль и значимость как личности и гражданина государства именно в политической и общественной жизни должен стать итогом этой совместной работы. Правовое государство не может возникнуть и существовать там, где развитие общественного сознания еще не достигло определенного уровня познания, основанного на: приоритете интересов индивида перед государством; восприятие права как независимого явления культуры; саморегулирующаяся система общества, абсолютно отгороженной от вмешательства государства правовыми пределами.

Зарождение и формирование именно российской модели правового государства прежде всего выражена потребностью российской действительности в последние годы. Своего рода не развитость правосознания, присущая советскому периоду, затормаживают политические и экономические преобразования. А интегрирование России в геополитическую систему основным мировых государств, ставит необходимостью признания и принятия (на уровне экономики, политики, права, психологии) мировых стандартов в экономике, политике и праве. Однако влияние запада в тоже время ведет Россию к выработке именно своей, только ей присущей модели правового государства.

Научные размышления и открытия, международная гуманизация, опыт построения государственности многих поколений, ставят концепцию


«правового государства» в качестве одного из уникальных явлений, возникающих на стыке теории и практики. Однако разнообразные идеи, особенности их применения к конкретному государственному строительству в определенный период не должны служить определяющим фактором и препятствием понимания концепции правового государства в целом, как комплексной системы, раскрывающей суть подобного феномена.

Основополагающие принципы правового государства, взаимосвязаные и взаимообусловленные в своем единстве, и выражают суть общей концепции и в тоже время дают государству дополнить своими, только присущими ему чертами, основанными на традициях и культурных ценностях.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в системе государство-общество при построении, развитии и функционировании правового государства.

Предмет исследования – комплексное изучение теоретических основ и принципов правового государства, его концептуальный характер и отражение в современной практике.

Целью настоящего исследования выступает изучение системы основных принципов «правового государства», среди которых - это принципы признания человека, его прав и свобод высшей ценностью; принципы, связанные с пониманием роли права и его приоритета в правовом государстве; принципы, регулирующие построение идеальных отношений "государство-общество".

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

• изучить теоретическую, нормативно-правовую литературу по теме;

• раскрыть понятие правового государства;

• проанализировать признаки правового государства(разделение властей, верховенство закона, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, взаимную ответственность личности и государства).

Структура курсовой работы обусловлена тематикой и логикой настоящего научного исследования, а также задачами и целями, поставленными для их достижения. Работа состоит из введения, 2 глав с параграфами, заключения, списка нормативных правовых актов и научной литературы.

Глава 1 История развития идеи правового государства.


1.1 Зарождение взглядов о правовом государстве в Древнем мире.

Различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались давно. Уже в древности мыслители начинают рассуждать о концепциях, принципах, формах для установления надлежащих взаимосвязей и согласованного взаимодействия человека, права и власти. Учёные древности придерживались мнения о том, что наиболее эффективна, разумна, истинна та политическая модель, при которой закон общеобязателен и для граждан, и для самого государства.

Генезис понятия правовой государственности проходил в русле постепенной рационализации первоначальных мифических представлений. М.М. Журавлев отмечает, что «право появляется как сила, во власти которой – исключить из человеческих отношений отношения индивидуального произвола, сами же правовые нормы наделены такими свойствами, как всеобщность деперсонифицированность»[2]. В своем возникновении политическая правовая мысль восходит к мифическим истокам. Божественный первоисточник сложившихся социальных и политико-правовых порядков - основная идея и тема древних мифов.

В своей «Истории» Геродот сообщает, что, согласно источникам, со времени первого египетского царя до времени геродотовского посещения Египта (пятый век до нашей эры) правило 341 поколение верховных жрецов и царей, в течение этого времени правили только смертные. До этого же «в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми, и один из них всегда был самым могущественным»[3].

Таким образом, полагалось, что первоначально на земле правили боги, которые научили искусству правления людей.

Значительную связующую роль между мифологическими представлениями и последующими рационалистическими ориентациями, политико-правовыми воззрениями и концепциями сыграла религия. В них в начальном и незамутненном виде предстает процесс рождения права как специфического регулятора человеческих отношений, тогда, когда они выходят за рамки ограниченного круга лиц, и возникает потребность в их упорядоченности и предсказуемости. Право рождается как сила, необходимая установить урегулировать общение между людьми благодаря исключению из него, насколько это вообще возможно, индивидуальных произволов. Это становится возможным благодаря таким качествам правовых норм, как деперсоницицированность и всеобщность. Не случайно представления о праве зародились как о некоей надчеловеческой божественной воле, привносящей порядок в земной мир[4].


В античном мире довольно быстро началось отделение законотворческих и судебных функций от функций жрецов, произошло изменение сознания, а сам принцип всеобщности, деперсонофицированнности и обязательности укрепился в правопонимании, как базовый

Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других государств Древнего мира. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества той эпохи.

Античное правопонимание строилось на противопостановлении закона как упорядоченности беззаконию, как беспорядку и анархии. В окончательном виде было сформулировано Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.), а начинало развитие данная идея уже с Гераклита.

Он выступал в области государственного строительства как приверженец аристократии. Господство немногих он пытался оправдать присущим им превосходством перед массами: «Для меня один стоит десяти тысяч, если он лучший».

Гераклит отрицал демократию, которая существовала в то время в его родном городе Эфесе. «Эфесянам следовало бы, – говорил он, – перевешать у себя всех взрослых и предоставить свой город несовершеннолетним».

Однако, опасаясь выступлений против рабовладельческого строя, Гераклит подчеркивал значение соблюдения законов в государстве. Он призывал народ бороться за свой закон, как за свои стены. Законы государства Гераклит объявлял отражением вечных законов миропорядка. Гераклит призывал смириться перед законом – тушить свое высокомерие, как пожар. Но, имея в виду при этом не закон, установленный демократией, а закон тиранов или олигархов, Гераклит напоминал, что «законом называется также следовать воле одного». Именно этому закону неравенства, установленному одним или немногими, мыслитель призывает безоговорочно повиноваться[5].

Что бы иметь верное представление о праве, личности, государстве в античное время необходимо указать два момента, которые были закреплены в убеждениях народа «личность-часть общества, что общество включено в природу, а природа-лишь проявление божественного» и второй момент связан с феноменом античного полиса, представляющего собой гражданскую общину, которая воспринималась древними греками как единственно возможную форму человеческого общения. Цицерон выразил эту идею в понятии полиса как общего правопорядка, хотя она присутствовала в греческой мысли на протяжении столетий[6]. Цицерон считал, что в основе права находится справедливость, которая присуща природе. При этом справедливость эта понимается как обязательное, неотъемлемое и устойчивое свойство не только всей природы, но и человеческой природы тоже. Цицерон отмечал, что "она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними"[7]. Греческие и римские предшественники считали также. При этом имеется в виду не уравнивание имущественного положения людей, а говорится о правовом равенстве. Цицерон дает такое развернутое определение естественного права: "Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая, запрещая, от преступления отпугивает, оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство; сколько-нибудь ограничить его действие не дозволено; отменить его полностью не возможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем"[8].