Файл: Слушатели самостоятельно выбирают задание для выполнения на основе принципов актуальности и целесообразности. Формат представления (документ в формате Word, Excel, PowerPoint, др.) определяется слушателем самостоятельно.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 23
СОДЕРЖАНИЕ
«Дорожная карта» реализации целевой модели наставничества
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ________ в 20___ -20___ гг.
ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА
В программе используются следующие понятия и термины.
Нормативные основы целевой модели наставничества.
Нормативные правовые акты Российской Федерации.
Нормативные правовые акты ________
В Целевой модели наставничества выделяются следующие главные роли:
Форма наставничества «Ученик – ученик».
Характеристика участников формы наставничества «Ученик – ученик».
Схема реализации формы наставничества «Ученик – ученик».
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»
Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель»
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – ученик»
Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик»
Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель»
Этапы реализации. | Мероприятия |
Представление программ наставничества в форме «Учитель – учитель». | Педагогический совет. Методический совет. |
Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу. | Анкетирование. Использование базы наставников. |
Обучение наставников. | Проводится при необходимости. |
Проводится отбор педагогов, испытывающий профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в программе наставничества. | Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. |
Формирование пар, групп. | После встреч, обсуждения вопросов. |
Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии. Творческая деятельность. Успешная адаптация. | Тестирование. Проведение мастер – классов, открытых уроков. |
Рефлексия реализации формы наставничества. | Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. | Поощрение на педагогическом совете или методический совете школы. |
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»
Наставник | Наставляемый | ||||
Молодой специалист | Педагог | ||||
хорошо развитой эмпатией. | Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет), испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями. | Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. | |||
Типы наставников | Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости. | ||||
Наставник - консультант | Наставник - предметник | ||||
Создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого – педагогичексих и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста или педагога. | Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин. |
-
Форма наставничества «Учитель – ученик»
Цель - успешное формирование у учеников младшей, средней и старшей школы осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи.
Задачи:
-
Помощь учащимся в раскрытии и оценке своего личного потенциала. -
Повышение мотивации к учебе и саморазвитию, к саморегуляции, формирования ценностных и жизненных ориентиров. -
Развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций. -
Помощь в построении образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
Результат:
-
Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона в младшей, средней и старшей школе. -
Численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий. -
Увеличение процента учеников, успешно прошедших предпрофориентационную программу. -
Численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности в старших классах (совместно с представителем предприятия). -
Увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников.
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – ученик»
Наставник | Наставляемый | |
Кто может быть. | Активный | Пассивный |
| Социально активный школьник с особыми образовательными потребностями, мотивированный к расширению круга общения, самосовершенствованию, получению новых навыков. | Плохо мотивированный, дезориентированный школьник, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, мало информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри школы и ее сообщества. |
Возможные варианты программы наставничества «Учитель – ученик»
Формы взаимодействия | Цель |
«Активный профессионал – равнодушный потребитель» | Мотивационная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора образовательной и карьерной траектории. |
«Коллега – молодой коллега» | Совместная работа по развитию творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора. |
Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик»
Этапы реализации | Мероприятия |
Представление программ наставничества в форме «Учитель – ученик». | Ученическая конференция. |
Проводится отбор наставников из числа активных и опытных учителей, представителей благодарных выпускников. | Анкетирование. Использование базы наставников. |
Обучение наставников. | Обучение проводится куратором программы наставничества при необходимости. Работа с пособиями Ментори «Рабочие тетради наставника». |
Проводится отбор учащихся, имеющих проблемы с учебой, не мотивированных, не умеющих строить свою образовательную траекторию. Либо – учащиеся, с особыми образовательными потребности, не имеющими возможности реализовать себя в рамках школьной программы. | Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. |
Формирование пар, групп. | Личные встречи или групповая работа в формате «быстрых встреч». |
Повышение образовательных результатов у наставляемых. Мотивированны, интегрированы в сообщество. Осознано подходят к выбору профессий. | Защита проекта. Анализ успеваемости. Представление бизнес – плана. Определение образовательной траектории. |
Рефлексия реализации формы наставничества. | Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. | Поощрение наставляемого на ученической конференции. Благодарственное письмо на предприятие или организацию наставника. |
-
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
-
оценка качества процесса реализации программы наставничества; -
оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
-
Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
-
оценка качества реализуемой программы наставничества; -
оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
-
сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования); -
обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника; -
контроль хода программы наставничества; -
описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых); -
определение условий эффективной программы наставничества; -
контроль показателей социального и профессионального благополучия.