Файл: Слушатели самостоятельно выбирают задание для выполнения на основе принципов актуальности и целесообразности. Формат представления (документ в формате Word, Excel, PowerPoint, др.) определяется слушателем самостоятельно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Дорожная карта» реализации целевой модели наставничества

Положение о наставничестве

О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ________ в 20___ -20___ гг.

Обязанности наставника:

ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА

В программе используются следующие понятия и термины.

Нормативные основы целевой модели наставничества.

Нормативные правовые акты Российской Федерации.

Нормативные правовые акты ________

4. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества (примеры, выберите или добавьте нужные вам)

В Целевой модели наставничества выделяются следующие главные роли:

Форма наставничества «Ученик – ученик».

Задачи:

Результат:

Характеристика участников формы наставничества «Ученик – ученик».

Схема реализации формы наставничества «Ученик – ученик».

Задачи:

Результат:

Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»

Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель»

Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»

Задачи:

Результат:

Характеристика участников формы наставничества «Учитель – ученик»

Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик»

Цели мониторинга:

Задачи мониторинга:

Оформление результатов.

Задачи мониторинга:

10. Механизмы мотивации и поощрения наставников

Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель»




Этапы реализации.

Мероприятия

Представление программ наставничества в

форме «Учитель – учитель».

Педагогический совет. Методический совет.

Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и

педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу.

Анкетирование. Использование базы наставников.

Обучение наставников.

Проводится при необходимости.

Проводится отбор педагогов, испытывающий профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в

программе наставничества.

Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых.

Формирование пар, групп.

После встреч, обсуждения вопросов.

Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии. Творческая

деятельность. Успешная адаптация.

Тестирование. Проведение мастер классов, открытых уроков.

Рефлексия реализации формы

наставничества.

Анализ эффективности реализации

программы.

Наставник получает уважаемый и

заслуженный статус.

Поощрение на педагогическом совете или

методический совете школы.



Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»




Наставник

Наставляемый

Молодой специалист

Педагог

  • Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров).

  • Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ.

  • Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками,

хорошо развитой эмпатией.

Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет),

испытывающий трудности с организацией

учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими

педагогами, родителями.

Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.

Типы наставников

Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.

Наставник -

консультант

Наставник -

предметник

Создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого

педагогичексих и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную

работу молодого специалиста или педагога.

Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных

дисциплин.




    1. Форма наставничества «Учитель – ученик»

Цель - успешное формирование у учеников младшей, средней и старшей школы осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи.

Задачи:


  1. Помощь учащимся в раскрытии и оценке своего личного потенциала.

  2. Повышение мотивации к учебе и саморазвитию, к саморегуляции, формирования ценностных и жизненных ориентиров.

  3. Развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций.

  4. Помощь в построении образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.


Результат:


  1. Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона в младшей, средней и старшей школе.

  2. Численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий.

  3. Увеличение процента учеников, успешно прошедших предпрофориентационную программу.

  4. Численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности в старших классах (совместно с представителем предприятия).

  5. Увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников.



Характеристика участников формы наставничества «Учитель – ученик»




Наставник

Наставляемый

Кто может быть.

Активный

Пассивный

  • Неравнодушный профессионал с большим (от 5 лет) опытом работы с высокой квалификацией.

  • Активная жизненная позиция.

  • Обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к ученику как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге.

  • Возможно, выпускник того же образовательного учреждения, член сообщества благодарных выпускников.

  • Возможно, родитель образовательного учреждения.

Социально активный школьник с особыми образовательными потребностями, мотивированный к расширению круга общения, самосовершенствованию, получению новых навыков.


Плохо мотивированный, дезориентированный школьник, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, мало информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри школы и ее сообщества.



Возможные варианты программы наставничества «Учитель – ученик»

Формы взаимодействия

Цель

«Активный профессионал – равнодушный потребитель»

Мотивационная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора образовательной и карьерной траектории.

«Коллега – молодой коллега»

Совместная работа по развитию творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора.



Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик»



Этапы реализации

Мероприятия

Представление программ наставничества в форме «Учитель – ученик».

Ученическая конференция.

Проводится отбор наставников из числа активных и опытных учителей, представителей благодарных выпускников.

Анкетирование. Использование базы наставников.

Обучение наставников.

Обучение проводится куратором программы наставничества при необходимости.

Работа с пособиями Ментори «Рабочие тетради наставника».

Проводится отбор учащихся, имеющих проблемы с учебой, не мотивированных, не умеющих строить свою образовательную траекторию. Либо – учащиеся, с особыми образовательными потребности, не имеющими возможности реализовать себя в

рамках школьной программы.

Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых.

Формирование пар, групп.

Личные встречи или групповая работа в

формате «быстрых встреч».

Повышение образовательных результатов у наставляемых. Мотивированны, интегрированы в сообщество. Осознано

подходят к выбору профессий.

Защита проекта. Анализ успеваемости. Представление бизнес – плана. Определение образовательной траектории.

Рефлексия реализации формы наставничества.

Анализ эффективности реализации программы.

Наставник получает уважаемый и заслуженный статус.

Поощрение наставляемого на ученической конференции. Благодарственное письмо на

предприятие или организацию наставника.




  1. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества

Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

  1. оценка качества процесса реализации программы наставничества;

  2. оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.



    1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества


Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".

Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Цели мониторинга:


  1. оценка качества реализуемой программы наставничества;

  2. оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.

Задачи мониторинга:


  • сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);

  • обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;

  • контроль хода программы наставничества;

  • описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);

  • определение условий эффективной программы наставничества;

  • контроль показателей социального и профессионального благополучия.