Файл: Здоровый образ жизни, понятие, основные элементы его, организация режима дня различных групп населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Здоровый образ жизни, понятие, основные элементы его, организация режима дня различных групп населения.

Здоровый образ жизни

Основные элементы:

Режим дня

Режим дня считается правильным,

Рациональный режим дня можно определить

Соблюдение рационального режима дня способствует:

Режим сна и бодрствования 

Режим двигательной активности.

Режим труда и отдыха. 

Основные гигиенические требования к режиму сна и бодрствования, двигательной активности, труда и отдыха

Сон/бодрствование:

Двигат. Акт.:

Труда/ отдыха:

Значение психологического настроя на здоровый образ жизни.

Личная гигиена как раздел гигиенической науки, ее содержание и значение для сохранения и укрепления здоровья

Личная гигиена

К элементам личной гигиены относятся:

Гигиена полости рта и зубов, средства ухода за ними, их гигиеническая оценка.

Гигиена полости рта.

Гигиена двигательной активности.

Физическая культура включает:

Физическая оздоровительная тренировка основана на ряде принципов, в основе которых лежат определенные физиологические закономерности.

Физиологические и гигиенические основы занятий физической культурой.

Гигиенические основы закаливания, принципы и виды закаливающих процедур.

основные гигиенические принципы закаливания:

Противопоказания:

Душ

Паровая баня

Понятие о биологических ритмах, механизмы их формирования.

Биологический ритм

Классификация наиболее распространенных биологических ритмов.

Биоритмы-

Наиболее полная классификация по частотной характеристике:

2.по уровню организации биосистем:

3.На основе взаимодействия организма с окружающей средой:

4.По происхождению:

Основные показатели биологических ритмов (уровень ритма, период, амплитуда, акрофаза).

Уровень ритма

Период ритма

Амплитуда

Акрофаза

Понятие о десинхронозах, их виды.

Десинхроноз

Гигиеническая характеристика основных циклов (физического, эмоционального, интеллектуального) биологических ритмов, понятие

«критические дни».

Хроногигиена как основа профилактики десинхронозов.Биоритмологические принципы рациональной организации повседневной деятельности человека.

Основные гигиенические требования к одежде

Гигиеническая характеристика различных тканей (натуральные,искусственные, синтетические).

Волокна ткани делят на две основные группы:

Основные гигиенические свойства тканей одежды, обеспечивающие состояние теплового комфорта.

Пододежный мик­роклимат

В качестве моющих средств используются мыла, щелочные и кислотные моющие препараты, синтетические моющие средства и моюще-дезинфицирующие средства.



Важным компонентом рабочего дня является свободное время. Необходимо предусмотреть 1-1,5 ч для школьников младшего возраста, 1,5-2,5 ч среднего и старшего. Это время должно быть посвящено чтению художественной литературы, рисованию, конструированию, вышиванию, просмотру телевизионных передач и прочим видам отдыха.

Свободное время должно быть отведено после приготовления домашнего задания. При этом важно совпадение с тем временем, когда в суточном ритме деятельности наблюдается спад интенсивности физиологических функций. Занятия по собственному выбору вызывают у детей интерес и выполняются с увлечением. Вместе с тем продолжительность занятий, связанных со значительным напряжением зрения, должна ограничиваться. Это просмотр телевизионных передач и компьютерные игры. Нельзя забывать и о том, что данные виды отдыха являются причиной сдвигов, аналогичных изменениям при производственной деятельности. Максимальная продолжительность просмотра телевизионных передач: для младших школьников – 1 ч, для школьников среднего возраста – 1,5 ч, старшего – 2 ч. И не более чем 2-3 раз в неделю.

Режим дня в выходные дни и во время каникул имеет существенные отличия от режима дня в учебное время. В этот период необходимо максимально увеличить время пребывания на воздухе. Основное внимание должно быть уделено подвижным играм и развлечениям, спортивным играм и спорту, экскурсиям и туристическим походам. Время для чтения книг, посещения театров и кинотеатров должно быть равномерно распределено. Ежедневно предусматривается время для помощи семье. Достаточно времени должно оставаться для творческой деятельности. Продолжительность сна и время на самообслуживание должны соответствовать возрастным возможностям.

Режим дня взрослых людей должен быть организован таким образом, чтобы продолжительность периодов работы и отдыха была скорректирована с учетом необходимости решения производственных проблем и бытовых особенностей.

Основные гигиенические требования к режиму сна и бодрствования, двигательной активности, труда и отдыха

Сон/бодрствование:


продолжительность сна у детей 11-12 часов (из низ ночной не менее 10 часов), у школьников 9-10 часов, у взрослого 7-9 часов; перед сном не допустима повышенная активность; доступ свежего воздуха во время сна.

Двигат. Акт.:


занятие физическими упражнениями, их регулярность, рациональность, упорядоченность, ;двигательная активность при выполнении непроизводственной деятельности, в том числе и домашняя работа, прогулка на свежем воздухе, в том числе и пешая.

Труда/ отдыха:


для детей необходимо устранить все мешающие факторы, распределить учебное время с учетом перерывов (30-40 мин занятий, 15-20 мин- перерыв, после 2 часов работы-60 мин отдых), отдых желательно на свежем воздухе с активной деятельностью, свободное время должно включать в себя личное время ребенка, рисование, чтение, просмотр телевизора(до 1 часа), комп. Игры, предусматривать время для помощи в семье и творческой деятельности. Режим дня для взрослых составляется с учетом необходимости решения производственных проблем и бытовых особенностей, что влияет на продолжительность работы и отдыха.

Значение психологического настроя на здоровый образ жизни.


Используя исторический опыт, а также выводы современных специалистов можно сказать, что для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни.

К сожалению, изучению механизмов здоровья, не уделяется необходимого внимания

Изучаются причины заболевания, а причины их отсутствия не изучаются.

Изучаются причины вредных привычек, не изучаются причины их отсутствия.

Такое положение имеет место во всех странах мира. Хотя, здоровый образ жизни пропагандируется в ряде стран достаточно активно. В этой связи следует отметить, что сохранение и воспроизводство здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры. Человек, который соблюдает те или иные гигиенические правила, обычно понимает, что это является элементом здорового образа жизни, и настраивает себя на то, что он здоров, создавая, таким образом, психологическую базу здоровья. Человек же, не соблюдающий гигиенических правил, также осознает, что наносит вред своему здоровью. Но возможные неблагоприятные последствия, поскольку эти неблагоприятные последствия могут быть существенно отдалены по времени, обычно всерьез не воспринимают. Как правило, то обстоятельство, что здоровье за деньги не купишь, недооценивается.



Говоря о мотивации здорового образа жизни необходимо помнить, что медленно реализуются обратные связи не только на негативные, но и на позитивные воздействия на организм человека. Например, эффект утренней зарядки, занятий физической культурой и закаливания проявляется не через несколько дней, а через месяцы иногда даже годы. Люди этого не понимают, им этого не объясняют, и, не получив эффекта через несколько дней от полезных для своего здоровья действий, они не возвращаются к ним уже никогда. Медленность и долгая неочевидность обратных связей - одна из главных причин негигиенического поведения людей, пренебрежения здоровым образом жизни.

Необходимо особо отметить, что соблюдение правил здорового образа жизни формирует специфический эмоциональный фон, способствующий сохранению и укреплению здоровья.

Личная гигиена как раздел гигиенической науки, ее содержание и значение для сохранения и укрепления здоровья

Личная гигиена


- совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

К элементам личной гигиены относятся:


проведение утренних и вечерних водных процедур (туалет полости рта, душ, и т.д.), чистота одежды, культура поведения, физические упражнения, чистота жилого помещения, соблюдение режима дня и т.д. Соблюдения правил личной гигиены является одним из важнейших элементов здорового образа жизни, создается психологическая база здоровья, т.е. человек сам настраивает себя на то, что он здоров. Также некоторые элементы личной гигиены оказывают биологическое воздействие, т.е. предотвращают проникновение микробов, вирусов и других микроорганизмов в организм человека.

Гигиена полости рта и зубов, средства ухода за ними, их гигиеническая оценка.


К индивидуальным средствам гигиены полости рта относят зубные щетки, зубные нити(флоссы),зубочистки, межзубные стимуляторы и ирригаторы полости рта, зубные пасты, порошки, эликсиры. Зубные щетки отличаются формой и размерами головок, расположением, густотой, длиной и качеством ворсинок(натуральная щетина или синтетическое волокно),размером и формой ручек. В щетках из искусственного волокна в их ворсинках отсутствует срединный канал,который заполняется микроорганизмами .Искусст.щетина гладкая,безпористая,с округлым концом не повреждающий эмаль и слизистую оболочку.По своим очищ.св-вам и абразивности искусст.и натур. щетины одинаковы. По степени жестк. разл.: очень жесткие, жесткие,
средней жесткости, мягкие и очень мягкие. Зуб. щ. расположение щетины в 3 ряда. Новую щетку перед употребл.необ.тщательно вымыть и густо намыленной хранить в промежут.между чисткой зубов в стакане, вверх головкой. Перед польз.тщательно промыть.Заменять в случ.сниж.упругости и очищ.дей-я. (1-2 мес.- искуст.щ.;3-4 мес-натур.)Зуб.пасты-гиг.,проф,леч.,леч-проф(противовосп. и противокариоз.)Чтобы микрофлора не адаптир.,рекоменд. менять пасты менее 4-х,не более 10-ти дней. Вся чистка заним. Не менее 3-х мин.,2 раза в день.

Гигиена полости рта.


В последние десятилетия ХХ века особую значимость приобрела проблема кариеса. Актуальна она и сейчас. Кариес возникает только при совпадении 3-х условий: наличие кариесогенной флоры, наличие легкоусвояемых углеводов, низкая резистентность эмали.

К профилактическим мероприятиям можно отнести здоровый образ жизни, рациональное питание, то есть все то, что, так или иначе, влияет на обмен веществ. Немаловажное значение имеют также вопросы индивидуальной профилактики, гигиены полости рта.

К индивидуальным средствам гигиены полости рта относятся зубные щетки, зубные нити (флоссы), зубочистки, межзубные стимуляторы и ирригаторы полости рта, зубные пасты, порошки, эликсиры.

Зубные щетки отличаются формой и размерами головок, расположением, густотой, длиной и качеством ворсинок (натуральная щетина или синтетическое волокно), размером и формой ручек.

Щетки из искусственного волокна обладают рядом преимуществ перед щетками из натуральной щетины. В их ворсинках отсутствует срединный канал, который заполняется микроорганизмами. Искусственная щетина гладкая, безпористая, конец ее округлый, не повреждает эмаль и слизистую оболочку. По своим очищающим свойствам и абразивности искусственная и натуральная щетины оказываются одинаковыми.

По степени жесткости различают очень жесткие зубные щетки, жесткие, средней жесткости, мягкие и очень мягкие. Детские щетки изготовляются из мягкой и очень мягкой щетины во избежание повреждения десны и твердых тканей зуба.

Зубная щетка должна иметь рабочую головку длиной 25 - 30 мм и шириной 10 - 12 мм. Лучшим считается расположение щетины в 3 ряда с расстоянием между рядами 2,0 - 2,5 мм. Высота щетинок не должна превышать 10 - 12 мм.

Зубная щетка является предметом индивидуального пользования. Новую щетку перед употреблением необходимо тщательно вымыть и густо намыленной оставить на ночь в стакане. Кипятить щетку нецелесообразно, так как при этом она теряет свою первоначальную форму, а щетинки могут выпасть. Перед пользованием намыленную щетку надо хорошо промыть. После пользования - тщательно вымыть с мылом. В промежутках между чисткой зубов щетка хранится в стакане или чашке вверх головкой. Целесообразно хранение щетки с намыленной головкой.

Микробиологическими исследованиями доказано, что на щетине любой щетки находится большое количество микроорганизмов. Поэтому в специальных футлярах