Файл: Исследование и совершенствование социальнопсихологического климата в трудовом коллективе организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 238

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования социально-психологического климата в производственном коллективе

1.1.Социально-психологический климат. Понятие, сущность

1.2.Методы исследования социально-психологического климата

1.3.Современные методы совершенствования социально-психологического климата в трудовом коллективе

Глава 2. Анализ социально-психологического климата в ООО «Гермес»

2.1.Организационно-экономическая характеристика организации

2.2.Система управления персоналом организации

2.3.Анализ социально-психологического климата в организации

Глава 3. Совершенствование социально-психологического климата в ООО «Гермес»

3.1.Основные направления совершенствования социально-психологического климата в организации

3.2.Мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата

3.3.Эффективность предлагаемых мероприятий

Заключение

Список используемых источников



Министерство образования и науки Калужской области

ГБОУСПО «КАЛУЖСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему: «Исследование и совершенствование социально-психологического климата в трудовом коллективе организации»
Выполнил: студент гр. 3 ВЕТ «В» Роор Эмма Викторовна

Руководитель: Бажанова Ирина Юрьевна, преподаватель
Калуга

2014Исследование и совершенствование социально-психологического климата в трудовом коллективе организации (на примере ООО "КАСКАД")

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования социально-психологического климата в производственном коллективе 6

1.1.Социально-психологический климат. Понятие, сущность 6

1.2.Методы исследования социально-психологического климата 14

1.3.Современные методы совершенствования социально-психологического климата в трудовом коллективе 21

Глава 2. Анализ социально-психологического климата в ООО «Гермес» 26

2.1.Организационно-экономическая характеристика организации 26

2.2.Система управления персоналом организации 34

2.3.Анализ социально-психологического климата в организации 45

Глава 3. Совершенствование социально-психологического климата в ООО «Гермес» 51

3.1.Основные направления совершенствования социально-психологического климата в организации 51

3.2.Мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата 57

3.3.Эффективность предлагаемых мероприятий 66

Заключение 71

Список используемых источников 75


Введение


Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий менеджеров. Он представляет собой итог систематической психологической работы с членами группы, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между менеджерами и сотрудниками. Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача менеджеров.


Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов группы.

Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, увеличенными требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и осложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом, их личных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и лица, создания самого полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качества выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой роста социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимума социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны, в целом.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили важнейшие положения отечественной науки о социально-биологической природе личности (Выготский JI.C. Рубинштейн СЛ. и др.), об объективно-субъективной детерминации психического развития и поведения человека, личностно-деятельностном подходе к исследованию психики и сознания (Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф. Платонов К.К. и др.), проблемах кадровой политики и управления персоналом, изложенные в трудах М.В.Удальцовой, И.В.Липсиц., самоуправлении личностным и профессиональным развитием (В.Берг, В.С.Нечипоренко, В.А.Поляков, Х.Швальбе, В.М.Шепель).

Методические подходы к технике и методике эмпирического исследования выбраны на основе анализа работ Э.Пайнс, К.Маслач, И.П.Марченко

Цель научно-исследовательской работы – исследование состояния социально-психологического климата в трудовом коллективе и предоставление рекомендаций относительно его улучшения на исследуемом предприятии.



Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие социально-психологического климата;

- выявить методы исследования социально-психологического климата;

- рассмотреть современные методы совершенствования социально-психологического климата;

- дать характеристику системы управления персоналом организации;

- провести анализ социально-психологического климата организации;

- выделить основные направления совершенствования социально-психологического климата в организации;

- разработать мероприятия по совершенствованию климата;

- провести обоснование данных мероприятий.

Объект исследования – ООО «Гермес» строительно-монтажное предприятие, производящее кровельные работы.

Предмет исследования – методы формирования климата в данной организации.

Гипотеза исследования заключается в том, что повышение внимания руководства организации к социально-психологическим проблемам трудового коллектива может привести к улучшению производственных и финансово-экономических показателей организации.

Повышение внимания к социально-психологической сфере в коллективе может принести больше отдачи от трудовой деятельности.

Методы исследования – системный подход, системный анализ и синтез, систематизация, финансовый анализ, наблюдение, расчеты экономических и трудовых показателей, методы социологических исследований.

Теоретическая значимость исследования заключается в углублении концептуальной основы и обосновании влияния социально-психологического климата на развитие предприятия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в настоящий момент идет процесс привлечения психологов для оценки индивидуально психологических особенностей работников, для выявления психологической пригодности лица к тому или другому виду деятельности, для психологической диагностики профессионально важных качеств сотрудников.


Глава 1. Теоретические аспекты формирования социально-психологического климата в производственном коллективе

1.1.Социально-психологический климат. Понятие, сущность



Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др.

По своему происхождению эти понятия являются во многом метафоричными. Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и развивается растение. В одном климате оно может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально-психологическом климате: в одних условиях группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других — люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется.

Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от менеджеров и психологов в фирмах, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата.

Представителями первого подхода (Л. П. Буева, Е. С. Кузьмин, Н. Н. Обозов, К. К. Платонов, А. К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования.

Сторонники второго подхода (А. А. Русалинова, А. Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.


Авторы третьего подхода (В. М. Шепель, В. А. Покровский, Б. Д. Парыгин) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы.

Создатели четвертого подхода (В. В. Косолапов, А. Н. Щербань, Л. Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:

  • совокупность социально-психологических характеристик группы;

  • преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;

  • характер взаимоотношений в коллективе;

  • интегральная характеристика состояния коллектива.

Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.

Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:

  • уровень текучести кадров;

  • производительность труда;

  • качество продукции;

  • количество прогулов и опозданий;

  • количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;

  • выполнение работы в срок или с опозданием;

  • аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;

  • частота перерывов в работе.

Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе. Попробуем их перечислить.