Файл: Уголовноправовая характеристика незаконного получения кредита 5 1 Понятие незаконного получения кредита 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Четвертая типичная следственная ситуация характеризуется наличием сведений не только о незаконном получении кредита, но и о действиях сотрудников кредитной организации, которые не выполнили свои обязанности, которые предусмотрены законодательством либо локальными актами кредитной организации. Эта ситуация усложнена тем, что сотрудники банка или получают вознаграждение от заемщика за информацию либо невыполнение своих обязанностей, к примеру, по проверке подлинности предоставленных заемщиком документов, наличия залогового имущества. В такой ситуации от работников банка необходимо ожидать скрытого противодействия. При подозрении на наличие такой следственной ситуации, следователю нужно оперативно производить следственные действия, направленные на изъятие документов и прочих доказательств, которые хранятся в банке, проверять связи между работниками банка и заемщиками1.
Первая следственная ситуация считается довольной простой. Она имеет место в результате сообщений банков о признаках незаконного получения кредита, которые были установлены их службами безопасности, в случае обнаружения поддельных документов на получение ссуды в ходе мониторинга процесса кредитования либо же после явки с повинной одного из соучастников преступления, что бывает довольно редко. В соответствии с тем, что в условиях изучаемой ситуации источники поступившей информации и незаконном получении кредита уже содержат в себе фактические данные о конкретных признаках преступления, следователь должен незамедлительно возбудить уголовное дело. Ориентируясь на позитивный настрой подозреваемого к расследованию совершенного им преступления, следователь обязан принять всесторонние меры по закреплению следов преступления и доказательств.
Самыми сложными для расследования незаконного получения кредита считаются вторая и третья из указанных следственных ситуаций. Это является связанным с тем, что со стороны подозреваемого следствию оказывается прямое сопротивление. Наиболее успешное разрешение данных ситуации подразумевает комплексное использование средств и сил на первоначальном этапе расследования.
Для данных следственных ситуаций является наиболее характерным то, что факты незаконного получения кредита могут быть выявлены из поступивших в правоохранительные органы сообщений и писем граждан, публикаций заметок и статей в печати, сообщений должностных лиц, которыми распределяются кредитные средства, а также материалов документальных проверок, ревизий. В данных случаях возбуждению уголовных дел зачастую предшествует предварительная проверка материалов, которые поступили в органы расследования. Иногда это может дать возможность подозреваемому лицу скрыться или же предпринять меры для противодействия правоохранительным органам, в частности, уничтожить доказательства и документы, которые могут его изобличить, попытаться запугать либо подкупить колеблющихся соучастников, должностных лиц либо свидетелей, выработать линию поведения на допросе, спрятать имеющиеся у него ценности,
дорогостоящее имущество и так далее1.
Четвертая следственная ситуация признается конфликтной, неблагоприятной и сложной для расследования незаконного получения кредита. Неправомерные действия работников банка очень часто способствуют совершению данного преступления. Во многих случаях они могут являться инициаторами незаконного получения кредита, забирая свою долю из кредитных средств. Работниками банка заемщику передается необходимая информация для заключения незаконного договора по получению кредита, либо они «не замечают» подложности предоставленных заемщиком документов, не проверяют наличие имущества, которое предлагается в качестве залога. В других случаях работниками банков за взятку не направляются кредитные средства по назначению в соответствии с кредитным договором, а зачисляют данные средства на расчетные счета хозяйствующих структур либо на личные счета участников преступления. Особенностью изучаемой следственной ситуации можно считать то, что факты этого преступления фактически не выявляются из сообщений службы безопасности банка, поскольку, в большинстве случаев, при обнаружении признаков незаконного получения кредита службой безопасности банка его руководители для недопущения распространения информации о незаконных сделках среди клиентов, пытаются своими силами разобраться в ситуации, без привлечения правоохранительных органов. Эта следственная ситуация также усложняется тем, что работники коммерческого банка, который выдал кредит, оказывают прямое противодействие сотрудникам правоохранительных органов. В процессе дачи показаний они отрицают неправомерность своих действий, а также пытаются запутать правоохранительные органы, представители которых не всегда разбираются в банковском деле, отказываются от разъяснения тех либо иных вопросов, ссылаясь на коммерческую тайну1.
Анализ и обобщение практики по уголовным делам, которые были возбуждены по статье 176 Уголовного кодекса РФ, дает возможность выделить четыре основные типичные следственные ситуации, которые могут возникнуть на первоначальном этапе расследования. Тем не менее, могут существовать и другие следственные ситуации, обозначить все из не представляется возможным, поскольку их типизация применительно к конкретным складывающимся обстоятельство может насчитывать огромное количество вариантов
2.
К типичным следственным ситуациям при расследовании незаконного получения кредита можно отнести следующие ситуации. Первой является следственная ситуация, при которой есть факты о совершении преступления, и подозреваемый также не отрицает тот факт, что им было совершено преступление. Вторая ситуация, когда налицо совершение преступления, а обвиняемый отказывается признавать себя виновным, ссылаясь на те либо иные факты. Третьей следственной ситуацией является ситуация, при которой подозреваемый после получения кредита, скрывается от кредитора, и, впоследствии, от правосудия. Четвертая следственная ситуация заключается в том, что, не только подозреваемым были совершены противоправные действия, но и кредитная организация также нарушила установленный порядок осуществления деятельности.
2.3 Особенности взаимодействия правоохранительных органов при расследовании незаконного получения кредита
Эффективность взаимодействия в процессе расследования и раскрытия преступлений, зависит от того, насколько деятельность правоохранительных органов должным образом скоординирована между собой.
Координация оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий способствует формированию стабильных связей, к примеру, в форме планирования, что дает возможность решать вопросы развития форм взаимодействия следователя и органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность.
Взаимодействие следователя и оперативных работников реализуется в различных формах взаимодействия. Многими авторами выделяются процессуально-правовые и организационно-тактические, или организационно-управленческие и организационно-тактические, или же подразделяют их на внутренние и внешние формы взаимодействия.
При учете изменения уголовного процессуального и дополнения оперативно-розыскного законодательства России, специфики изучаемой категории дел, можно назвать следующие основные формы взаимодействия следователя и оперативных работников:
- процессуальные;
- непроцессуальные. 1
Процессуальные или правовые формы взаимодействия предусматриваются положениями уголовно-процессуального законодательства, характеризуются наличием определенных процессуальных отношений в процессе расследования. Осуществляются они следующим образом.
Совместная работа следователя с органом дознания по делу с начала расследования, в соответствии со статьей 156 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Процессуальная сущность данной формы взаимодействия состоит в том, что если возбуждение дела и первоначальные следственные действия осуществляются следователем, то оперативными работниками осуществляется оперативно-розыскная деятельность, что считается их основной обязанностью. В данном случае с самого начала производства предварительного расследования обеспечено своевременное и параллельное проведение процессуальных действий следователем и розыскных мер оперативными работниками.
Выполнение оперативными работниками указаний и письменных поручений следователя о проведении оперативно-розыскных действий, а также о производстве отдельных следственных действий, в соответствии с частью 4 статьи 157, пункта 4 части 2 статьи 38 Уголовно-процессуального кодекса РФ. На практике поручение о производстве розыскных действий, розыска даются, зачастую, без каких-то ограничений, при этом не поступает указания, какие именно оперативно-розыскные мероприятия обязаны быть применены оперативными работниками. В данном случае сохранена полная самостоятельность
оперативного аппарата в выборе методов и средств, а также определения тактики оперативно-розыскной деятельности.
Поручения могут касаться установления свидетелей, охраны места происшествия, осмотра, обыска и так далее.
Получение о производстве следственных действий может быть дано, когда нужно провести несколько следственных действий одновременно в разных местах, к примеру, несколько обысков.
В связи с тем, что в законодательстве не говорится, какие именно следственные действия могут быть поручены оперативным работникам, можно считать целесообразным не ограничивать следователя в данном праве и действовать, в соответствии со сложившейся ситуацией.
Взаимодействие в процессе производства предварительного следствия в рамках следственной группы в соответствии частью 2 статьи 163 Уголовно-процессуального кодекса РФ обеспечивает достижение конечных целей в случае его сложности, при существенном объеме работы, параллельном выполнении разнообразных процессуальных действий1.
Непроцессуальные формы взаимодействия являются неразрывно связанными с процессуальными, вытекают из них, но имеют самостоятельного значения в организационном взаимодействии.
Создание постоянно действующих следственно-оперативных групп для раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным получением кредита, считается наиболее эффективной и отвечающей потребностям практики формой организации, которая дает возможность успешно решать конфликтные и проблемные ситуации, и создавать благоприятные условия информационного и функционального сотрудничества следователя и оперативных работников.
Теоретическая модель механизма взаимодействия между членами следственно-оперативной группы на разных стадиях ее функционирования может выглядеть следующим образом: следователь - другой член следственно-оперативной группы. На данном уровне непосредственного обмена информацией следователь оказывает положительное воздействие на конкретного члена группы, к примеру, на оперативного работника, активно налаживает ход расследования преступления, оказывает содействие развитию тесной взаимосвязи между членами группы, дает советы.
В системе следователь - члены следственно-оперативной группы обмен информацией носит групповой характер, что может быть охарактеризовано эффективностью взаимодействия следователя со всей группой в целом. Деятельность членов следственно-оперативной группы имеет определенную специфику, которая выражена в том, что взаимодействие иногда протекает в экстремальных ситуациях, которые требуют принятия и осуществления правильных решений в короткий промежуток времени в процессе активного противодействия преступника, что зависит от их высокого профессионального мастерства