Файл: Теоретическое обоснование Рынок пфи, валютный риск и инструменты хеджирования.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 304

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание



Введение

. Теоретическое обоснование

.1. Рынок ПФИ, валютный риск и инструменты хеджирования

.2. Обзор эмпирических исследований

. Постановка исследовательской проблемы

. Методология

. Описание результатов

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Список литературы







Введение



На деятельность любой компании или инвестора оказывают влияние множество различных систематических (риски колебания рынков) и несистематических рисков (риски, которые подвергаются хеджу), что в свою очередь отражается на финансовых показателях фирмы и прибыли частных инвесторов. Таким образом, вопрос хеджирования этих рисков находится в центре внимания компаний и инвесторов, в особенности в течение нескольких последних лет в России. Однако существуют мнения о том, что в некоторых случаях хеджирование рисков является излишним, поскольку колебания могут принести дополнительную прибыль [16].

За последние два года в мире произошли серьезные изменения, такие как конфликт на Украине, присоединение Крыма к России, введение санкций и антисанкций. Все вышеперечисленные изменения сильно повлияли как на валютный курс рубля, так и на котировки акций компаний, их инвестиционную привлекательность, объемы экспортных и импортных операций РФ и на экономический рост России в целом. На сегодняшний день валютный курс рубля продолжает колебаться: Центральный банк начал придерживаться политики таргетирования инфляции и больше не регулирует формирование валютного курса, так как с ноября 2014 года установлен плавающий режим [28]. Ввиду наличия прямой зависимости между валютным курсом рубля и цены нефти, снижение цен на нефть также оказывает сильное влияние на российскую экономику. Все это
увеличило риски и потери, как инвесторов, так и компаний, которые закупают импортное сырье и производят операции на международном рынке.

Существует множество различных инструментов хеджирования, среди которых присутствуют производные финансовые инструменты, такие как фьючерсы, форварды, опционы и кредитные свопы. Эти инструменты, при грамотном их использовании, помогают инвесторам сократить риски и находиться в выигрыше при неблагоприятном развитии событий в экономике за счет фиксирования стоимости контракта в течение определенного срока [27]. Не смотря на то, что в России рынок деривативов находится только в начале своего развития, в ходе данной работы будут рассматриваться стратегии хеджирования риска рубля с помощью производных финансовых инструментов.

В условиях текущей нестабильности валютного курса все рациональные компании и инвесторы задумываются о хеджировании рисков валютного курса, однако при выборе наилучшего для них инструмента хеджирования начинаются сложности. Валютный риск может быть захеджирован как с помощью валютных контрактов, чаще всего фьючерсов или опционов на валюту, так и с помощью товарных контрактов. Так, например, Hill & Schneeweis (1984) рассматривали хеджирование с помощью фьючерсных контрактов на разные виды валют, в то время как Sanders & Manfredo (2004) сравнивали хеджирование с использованием валютных фьючерсных и товарных фьючерсных контрактов.

Целью данной работы является анализ эффективности хеджирования валютного риска с помощью трех стратегий, состоящих в использовании производных финансовых инструментов: фьючерсных контрактов на рубль, фьючерсных контрактов на нефть и кредитно-дефолтных свопов. Эти стратегии будут сравниваться между собой. Таким образом, в ходе данной работы будет получен ответ на следующий исследовательский вопрос: С помощью какого из трех предложенных инструментов хеджирование валютного риска являлось более эффективным в период с 2014-2015 годы?

Предложение хеджирования валютного риска с помощью фьючерсных контрактов на нефть и кредитно-дефолтных свопов является отличительной особенностью данного исследования от предыдущих работ, поскольку среди исследователей распространен анализ эффективности хеджирования фьючерсными контрактами на различные виды валют.



Для достижения обозначенной цели использовались ежедневные, еженедельные и ежемесячные данные, взятые из терминала Bloomerg. Период хеджирования начинается в 2014 году и заканчивается началом 2016 года, поскольку именно в этот период колебания валютного курса усилились, и принятие решения о его хеджировании было особенно актуальным.

Распространенным методом определения эффективности хеджирования является процедура оценивания уравнения линейной регрессии методом наименьших квадратов (МНК). Такой метод использовался такими авторами как Hill & Schneeweis (1981), Sanders & Manfredo (2004), Laws & Thompson (2004) и другими. Кроме этого в данной работе была принята во внимание методология, использованная в работе Sanders & Manfredo, которые определяли статистическую значимость результатов, полученных с помощью МНК. Другими словами авторы задались следующим вопросом: является ли эффективность хеджирования одного контракта статистически большей по сравнению с другим контрактом в терминах снижения риска? Данная процедура осуществлялась авторами в два шага, такая же процедура применена и в данной работе. Также было проведено сравнение результатов МНК и результатов векторной регрессии (VAR), поскольку данные модели относятся к разным классам и могут показать разные результаты.

Также в данной работе определены следующие задачи:

· Исследовать теоретические и практические аспекты эффективности и неэффективности финансовых инструментов;

· Изучить аргументы за и против хеджирования с помощью финансовых инструментов и предложить стратегии хеджирования;

· Построить эконометрические модели, объясняющие эффективность или неэффективность хеджирования с помощью финансовых инструментов;

· Сформулировать соответствующие выводы и описать ограничения построенных моделей.

Анализ эффективности хеджирования с помощью различных контрактов является важнейшим вопросом среди исследователей и участников фьючерсных рынков. В случае если новый или конкурирующий контракт не обеспечивает достаточного статистического и экономического снижения остаточного базисного риска (residual basis risk), то он маловероятно будет использоваться практиками. Данная гипотеза будет проверена на примере фьючерсных контрактов на рубль и нефть, а также кредитно-дефолтных свопов.


Данное исследование имеет большую практическую значимость, поскольку в нем рассматриваются конкретные стратегии, которые могли быть использованы инвесторами в 2014-2015 годах. Кроме этого данные стратегии могут быть взяты на вооружение и быть применены в дальнейшем в целях хеджирования валютных рисков рубля или других валют.

Структура дипломной работы выстроена следующим образом. Первый раздел состоит из двух параграфов, в которых описывается рынок производных финансовых инструментов в России, виды производных финансовых инструментов, модели ценообразования фьючерсов, а также основные работы в рамках данной темы, вклад которых очень важен как для данного исследования, так и для развития данной темы в целом. Далее представлена постановка исследовательской проблемы, в частности проблемы эффективности хеджирования с помощью различных инструментов. За этой частью следует описание методологии; работа завершается описанием результатов и заключением.






. Теоретическое обоснование




1.1 Рынок ПФИ, валютный риск и инструменты хеджирования



В современных развитых экономиках рынки производных финансовых инструментов очень активно развиваются и являются важной частью финансовых рынков.

В большинстве развитых стран формирование рынка производных финансовых инструментов (ПФИ) в составе финансового рынка происходило в течение нескольких десятилетий. Однако в России этот процесс начался одновременно с созданием рынка базовых активов. В 1992 году на Московской товарной бирже начался выпуск поставочных фьючерсных контрактов на доллар США. Позже валютные срочные инструменты появились на Московской центральной фондовой бирже (МЦФБ), бирже «Санкт-Петербург» и Российской бирже [26]. По мере увеличения объемов торгов в середине 1995 года была создана внебиржевая общенациональная система торговли акциями - Российская торговая система (РТС) с целью облегчения процесса торгов: участники смогли быстро получать информацию о текущих изменениях рынков и немедленно заключать сделки с контрагентами, находясь на любом расстоянии. В течение 1996 года российские биржи начали торговлю фьючерсными контрактами на акции РАО «УЭС России», НК «Лукойл», ОАО «Ростелеком», ОАО «Мосэнерго» с реальной поставкой акций и сроком обращения от одного до трех месяцев. В 1997 году срочная секция открылась на Санкт-Петербуржской валютной бирже. Таким образом, можно считать, что российский рынок ПФИ формировался в течение 1992-1997 годов.

Создание рынка FORTS (Futures & Options in RTS) в 2001 году путем соглашения между фондовой биржей РТС и биржей «Санкт-Петербург» послужило огромным толчком для развития срочного рынка. С этого момента обороты рынка ПФИ начали значительно увеличиваться; также это способствовало появлению новых финансовых инструментов, таких как фьючерсные контракты на фондовые индексы.

Долгое время главными площадками торговли деривативами в России были биржа РТС и Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Но на сегодняшний день крупнейшим биржевым холдингом по количеству клиентов и объему торгов в России является «Московская биржа», которая была образована в декабре 2011 года путем слияния групп ММВБ и РТС.

На сегодняшний день рынок ПФИ в России продолжает активно развиваться. Так, например, в декабре 2015 года общий объем срочного рынка составил 9 920 млрд. рублей, а в декабре 2014 года 7 770 млрд. рублей [29]. В этих цифрах объемы сделок с фьючерсными контрактами составили в декабре 2015 года около 12 042 млрд. рублей, а в декабре 2014 года - 7 540 млрд. рублей [29]. Не смотря на впечатляющие объемы торгов, российский рынок деривативов находится еще в начале своего развития, поскольку количество операций с деривативами составляют приблизительно 10% объемов финансового рынка, что составляет незначительную долю. Это может быть обусловлено тем, что российские компании и инвесторы относятся к производным финансовым инструментам недоверчиво, видя в них возникновение дополнительных рисков.