Файл: Особенности функционального состояния человека при экстремальных видах деятельности (Функциональные состояния в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Человек, попадая в экстремальные ситуации, первоочередно сталкивается с проблемой адаптации. Данная проблема определяется как внезапно возникшая ситуация, которая угрожает или субъективно воспринимается человеком как угроза для жизни, здоровья, личностных ценностей, благополучия. Исходя из этого, разделяют адаптивное и дезадаптивное поведение человека в экстремальных условиях. Адаптивным поведением человека признается поведение, которое направлено на решение поставленных перед человеком проблем, возникших посредством определенной ситуации, в которых присутствует активное взаимодействий стратегий, включающих в себя проблемно-решающее поведение. Дезадаптивное поведение выражается в поведении человека, в процессе которого выбираются деструктивные пути разрешения проблемы. Примером подобных разрешений проблемы могут быть стратегия избегания или стратегия отрицания. В случае, если человек имеет возможность сопротивляться воздействиям возникших экстремальных ситуаций, каким-то образом повлиять на неё, одновременно осознавая и возлагая на себя ответственность за собственную жизнь и, в большинстве случаев, за жизнь других людей, то возникшая экстремальная ситуация может оказывать на него разрушительное действие, но в меньшей степени. На первый взгляд именно подобная позиция в сложившейся экстремальной ситуации у профессионалов является единственной, которая может ликвидировать её последствия. Однако, даже если находясь в условиях экстремальной ситуации человек сумел активно противостоять ей, смог овладеть собственными эмоциями, важным моментом остается выбор стратегии, которая будет способствовать проблемно-решающему поведению после разрешения возникшей проблемы. Реакция от увиденного и пережитого способствует возникновению потребности её проявления у любого человека, который находится в зоне экстренного реагирования после того, как чрезвычайная ситуация была ликвидирована. Та стратегия, которая была выбрана человеком для адаптации, показывает структуру его мировоззрения, опыт, полученный в ходе работы в возникшей экстремальной ситуации. Так же от данной стратегии напрямую зависят психическое и психологическое состояния человека в целом. Подобная деятельность должна оказывать сильное воздействие на формирование и изменение структуры мировоззрения человека. Перечисленные обстоятельства не оставляют сомнения в актуальности выбранной темы настоящей курсовой работы, а именно обращение к проблематике, возникающей в изучении психологических аспектов деятельности человека, попавшего в экстремальную ситуацию.


Целью настоящей курсовой работы выступает определение психологических аспектов деятельности человека, попавшего в экстремальные условия.

Объектом курсовой работы являются непосредственно психологические аспекты деятельности.

Предметом настоящей работы выступают психологические аспекты деятельности человека в экстремальных условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

- охарактеризовать функциональные состояния в психологии

- описать специфику труда в экстремальных ситуациях

- раскрыть основные методы оптимизации работы профессионалов в экстремальных условиях.

В процессе написания настоящей курсовой работы была использована отечественная литература таких авторов, как Самыгина С.И., Руденко А.М., Литвак М.Е., Кремень М.А., Королева Л.М. Надежность данных источников обосновывается тем, что в ни в полной мере раскрыты и описаны особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.

1 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Основные подходы и теории, связанные с функциональными состояниями

Масштабные преобразования в России, которые приходятся на период окончания XX века, стали причиной возникновения серьезных обострений социально-экономических проблем. Подобное хрупкое равновесие стало обостряться глубоким кризисом в сфере экономики и социальной дезориентацией во всех сферах деятельности. Подобные перемены, происходящие в стране, спровоцировали повышенное психоэмоциональное напряжение у всего населения, которыми являются неудовлетворенностью жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, агрессивный, депрессивный настрой раздражительность, на основании чего проблематика психических состояний человека является актуальной.[1]

Категория психических явлений, включающих в себя психические состояния человека, до настоящего времени недостаточно изучена. Научная литература содержит определения психических состояний, прямо или косвенно подчеркивающих сложное, многокомпетентное, многоуровневое состояние человека. Подобные особенностей окрашивают психические состояния в окрас труднодоступного объекта для психологического изучения и могут объясняться существующими сложностями в процессе разработки и построении общепсихологической теории. [2]


Современная теория выделяет несколько подходов для изучения и определения психических состояний. Подход к целостному изучению и исследованию данной проблемы выдвигает особые требования, которые раскрываются в осуществлении процедур проведения системного анализа и синтеза, которые предполагают под собой выделение системы из среды, способность определения её состава, принадлежащей ей структуры, функций, свойств и системообразующих факторов, взаимосвязей с внешней средой, а так же моделей реальной системы, которая способна повысить уровень её абстрактного описания, определения полноты её состава и структуры, развития закономерности динамики и поведения.

Исходным основанием в разного рода понимания психических состояний является трехкомпонентное гносеологическое отношение: внешне-средовые условия и воздействия – психическое состояние человека- внутренние, личностно-смысловые условия и характеристики. Исходя из теоретико-методологической установки предмет исследования психического состояния может разниться. Феноменологический подход рассматривает психическое состояние как результат проявления их характеристик и определяет их как некоторую внутреннюю характеристику психики человека, которая является относительно неизменной как во времени, так и в положении систем, при проявлении которых существенные качества являются относительно устойчивыми.[3]

Психические состояния представляются в данном аспекте исследования в виде относительно стабильной данности, которая по процессуальным свойствам занимает промежуточное положение между психическими процессами и личностными свойствами личности. В рамках этого подхода анализируется структура психических состояний, их состав, аспекты возникновения, описывается их содержание, а так же решаются вопросы систематизации и классификации.[4]

Вся психическая деятельность индивида, в частности психические состояния, определяется в существенной мере взаимоотношением личности - избирательностью его реакций и переживаний, связанной с субъективной значимостью конкретных предметов и фактов действительности.

Наряду с отношениями характеристиками наиболее высшего уровня в структуре состояния считаются характер поведения и деятельности личности в том или другом психическом состоянии. Анализ психических состояний на уровне характеристик и факторов поведения и деятельности реализовывается в основном в критерии проблемы функциональных состояний индивида. Проблема анализа психических состояний обозначается задачами адаптации человека к условиям деятельности.[5] Функциональное состояние, появляясь и развиваясь в деятельности, важнейшим образом воздействует на ее характеристики. В рамках проблемы анализа взаимодетерминации функционального состояния и деятельности личности особенным назначением анализа считается разработка моделей психической регуляции деятельности.


Например, работы Л.Г Дикой[6] посвящены анализу динамики становления психологической системы саморегуляции в ходе адаптации оператора к экстремальным ситуациям деятельности, обнаружению главных фаз ее развития, исследованию закономерностей в их последовательном проявлении, а так же исследованию критерев, обеспечивающих переход от одной фазы к другой. Автором построена системно-деятельностная теория психической регуляции, в основе которой лежат, с одной стороны, теории психических и функциональных состояний, выявляющие закономерности влияния экстремальных ситуаций на индивида в профессиональной деятельности, и теории деятельности, выявляющие психологические инструменты реализации личности профессиональных функций - с другой. Следовательно, основной упор в изучении психических состояний с позиций функционального подхода сделан на особенных (экстремальных) ситуациях деятельности индивида, оказывающих специфическое воздействие на разнообразные деятельностные, поведенческие, организменные и прочие характеристики человека. Благодаря регуляторной функции состояний происходит адаптация, т. е. согласованность личностных факторовсубъекта и требований деятельности. В этом контексте рассмотрения психические состояния анализируются с точки зрения их функции как атрибута деятельности.

Переход к иной плоскости анализа - энергетической (А.О. Прохоров)[7] - открывает потенциал выделения этапов изменения состояний, взаимопереходов, главных характеристик процесса, их изменений в зависимости от внешних и внутренних аспектов. Состояния могут иметь различную энергетическую степень, которая находит отображение в качественной специфике актуализирующихся состояний. За точку отсчета могут быть приняты относительно равновесные состояния (состояния средней, или оптимальной, психической активности). Состояния, связанные с увеличенной психической активностью, а так же состояния уменьшенной психической активности, характеризующиеся наиболее высоким или низким уровнем активности относительно срединной точки, будут отнесены к неравновесным состояниям. Равновесные состояния считаются фундаментом адекватного, предсказуемого и взвешенного поведения.[8] Актуализация же неравновесных состояний зачастую считается причиной нерационального, неадекватного и враждебного поведения. Создание новой функциональной структуры (неравновесного состояния) появляется в виде внезапного скачкообразного ответа системы на изменение внешних критериев. Возникшее новообразование (новое понимание, значение, новый смысл) приводит к сглаживанию неравновесности и переходу системы (субъекта) в относительно устойчивое (равновесное) состояние.


Неравновесные состояния образуются в особых аспектах жизнедеятельности, в которых под влиянием психогенных факторов психофизиологические и социально-психологические инструменты, исчерпав резервные возможности, более не могут обеспечивать адекватное отображение и регуляторную деятельность личности, т.е. появляются психологическая дезадаптация, душевный кризис, который обнаруживается в виде соответствующего неравновесного психического состояния. Главной особенностью определения субъектом ситуации как трудной, напряженной и угрожающей считается ее личностный смысл, понимаемый как «значение для меня». Иным фактором, определяющим неравновесность, считаются диссонанс (противоречие) между главными, более активными элементами, структурами и подсистемами человека, противоречия между ведущими мотивами, потребностями, целеполаганиями, компонентами структуры Я. Гармонизация мотивационной среды устранение в ней конфликтов при помощи целеустремленной перестройки существенных смыслов, переоценка ценностей приводят к облегчению - изменению состояния (переходу от неравновесности к устойчивости).[9]

Подводя итог, можно сказать, что, проанализировав главные теоретические подходы в исследовании психических состояний, мы выделили их важнейшие положения, подчеркивающие сложность и существенность психических состояний индивида, аспекты образования психических состояний и особенности каждого из подходов.[10] Последующее исследование и внедрение в исследование психических явлений новых подходов, а так же разработка единых методологических подходов могут послужить выходом из сложившегося положения, когда сфера изучения психических состояний предстает в виде набора многообразных фактов, методов и положений, и послужить основанием образования общепсихологической концепции психических состояний.

1.2 Профессии, связанные с работой в экстремальных видах деятельности

Экстремальной деятельностью признается вид деятельности, в которой выделяется определённый момент времени, являющийся для человека субъективно невыполнимой из-за околопределного напряжения психофизической силы, а так же в связи с формированием отказных установок на продолжительность деятельности.[11] Имеет место существования для каждого человека определенного коридора психофизиологического напряжения, рамки которого имеют негативные последствия. Однако, главным условием является то, что человек должен выдержать негативные последствия, создаваемые данным коридором.[12]