Файл: Особенности функционального состояния человека при экстремальных видах деятельности (Функциональные состояния в психологии).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Основные подходы и теории, связанные с функциональными состояниями
1.2 Профессии, связанные с работой в экстремальных видах деятельности
2. СПЕЦИФИКА ТРУДА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
2.1 Психическая адаптация к экстремальным ситуациям
2.2 Возрастные изменения работоспособности
3 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 Методологический замысел исследования
3.2 Функциональное состояние человека в экстремальных видах деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессия спасателя существует относительно недавно. Работа, проделанная спасателями, относится к виду деятельности с отличительными особенностями, которые подразумевают постоянные столкновения с опасностями. Те чрезвычайные обстоятельства, которые являются основополагающей частью профессионального опыта спасателей, призваны создавать экстремальные условиях в их деятельности, которые могут выражаться в угрозе их жизни, а так же физического и психического здоровья самих сотрудников и окружающих их людей. Профессию спасателя можно охарактеризовать такими особенностями, как возникновение травмирующих ситуаций, стрессовых воздействий, постоянная готовность к возможному возникновению рисковой ситуации.
В связи с особенностями трудовой деятельности спасатель обязан обладать определенными профессионально существенными качествами: смелость, способность брать на себя ответственность в трудных ситуациях, уверенность в себе, способность принимать верное решение при недостатке нужной информации, при отсутствии времени на ее осмысление, способность к продолжительному сохранению высокой инициативности; умение распределять и переключать внимание при исполнении нескольких действий, функций, задач, отличная память, уравновешенность, самообладание при конфликтах, склонность к риску.
Отсутствие или недостаточное развитие данных качеств понижает результативность профессиональной деятельности. Психологическими предпосылками наступления психологической готовности к выполнению конкретной деятельности считается ее понимание, осознание ответственности, желание достичь успеха, определение последовательности и инструментов выполнения деятельности. Немало важную роль выполняют индивидуально-психологические и личностные характерные черты, выраженность которых позволяет установить степень адаптации личности к экстремальным ситуациям, спрогнозировать его поведение и успешность выполнения деятельности.
В процессе проведения работы были обнаружены некоторые особенности субъективной позиции спасателей.
1. Спасатели имеют наиболее высокий уровень овладения копинг-стратегиями по сопоставлению со студентами и имеют адаптивный их уровень
2. Для спасателей в наибольшей степени свойственен высокий уровень интернальности – они ориентируются на самих себя при решении многообразных появляющихся ситуаций, тогда как студенты ориентируются на внешние обстоятельства.
3. Переживания по поводу смерти в наибольшей степени обнаружены в выборке студентов, тогда как спасатели наиболее разумно и осознанно относятся к перспективе окончания своего существования.
4. Студенты наименее устойчивы к основательным травмирующим ситуациям, чем спасатели, которые характеризуются наиболее высоким уровнем нервно-психической устойчивости. В заключении необходимо обозначить, что в связи с тем, что профессиональная деятельность спасателей связана с постоянными стрессовыми обстоятельствами и эмоциональным напряжением, нужно регулярно проводить мероприятия (тренинги, групповые занятия, релаксационные мероприятия) для стабилизации эмоционального плана, понижения тревожности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
- Базаров, Т.Ю. Психология управления персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Ю. Базаров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 381 c.
- Дедушева, Л.А. Социология и психология управления / Л.А. Дедушева, М.Н. Кузина, Е.В. Астратенкова. - М.: Русайнс, 2019. - 352 c.
- Зуб, А.Т. Психология управления: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 372 c.
- Козлов, В.В. Психология управления: Учебник / В.В. Козлов. - М.: кадемия, 2016. - 240 c.
- Козлов, В.В. Психология управления / В.В. Козлов. - М.: Academia, 2017. - 48 c.
- Коноваленко, В.А. Психология управления персоналом: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко, А.А. Соломатин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
- Королев, Л.М. Психология управления: Учебное пособие / Л.М. Королев. - М.: Дашков и К, 2016. - 188 c.
- Кремень, М.А. Практическая психология управления: пособие для студентов вузов. / М.А. Кремень. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 400 c.
- Литвак, М.Е. Как управлять собой, делом и судьбой: психология управления в действии / М.Е. Литвак. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 160 c.
- Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления / М.Е. Литвак. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 384 c.
- Литвак, М.Е. Как управлять собой, делом и судьбой: психология управления в действии / М.Е. Литвак, Т.А. Солдатова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 160 c.
- Руденко, А.М. Психология управления персоналом: шпаргалка / А.М. Руденко. - РнД: Феникс, 2015. - 125 c.
- Руденко, А.М. Психология управления персоналом / А.М. Руденко. - Рн/Д: Феникс, 2015. - 480 c.
- Самыгин, С.И. Социология и психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова, С.Н. Епифанцев. - М.: КноРус, 2015. - 311 c.
- Самыгин, С.И. Психология управления / С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 391 c.
- Самыгин, С.И. Психология управления / С.И. Самыгин. - РнД: Феникс, 2016. - 188 c.
Приложение 1
Требования человека к профессии
1. Работа не должна быть разрушительной для психического и
физического состояния человека.
2. Не должна причинять урон социальному статусу личности.
3. Обязана соответствовать потребностям и квалификации сотрудника.
4. Не должна допускать личное и коллективное воздействие на критерии деятельности и профессиональные системы.
5. Должна содействовать воспитанию личности, стимулировать скрытый потенциал и расширять компетенцию, так как социальная личность формируется в контексте профессиональной деятельности.
-
Самыгин, С.И. Психология управления / С.И. Самыгин. - РнД: Феникс, 2016. – С. 97 ↑
-
Литвак, М.Е. Как управлять собой, делом и судьбой: психология управления в действии / М.Е. Литвак, Т.А. Солдатова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - С. 85 ↑
-
Самыгин, С.И. Психология управления / С.И. Самыгин. - РнД: Феникс, 2016. – С. 110 ↑
-
Руденко, А.М. Психология управления персоналом / А.М. Руденко. - Рн/Д: Феникс, 2015. – С. 185 ↑
-
Кремень, М.А. Практическая психология управления: пособие для студентов вузов. / М.А. Кремень. - Минск: ТетраСистемс, 2011. – С. 245 ↑
-
Руденко, А.М. Психология управления персоналом: шпаргалка / А.М. Руденко. - РнД: Феникс, 2015. – С. 87 ↑
-
Литвак, М.Е. Как управлять собой, делом и судьбой: психология управления в действии / М.Е. Литвак, Т.А. Солдатова. - Рн/Д: Феникс, 2018. – С. 66 ↑
-
Королев, Л.М. Психология управления: Учебное пособие / Л.М. Королев. - М.: Дашков и К, 2016. – С. 125 ↑
-
Базаров, Т.Ю. Психология управления персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Ю. Базаров. - Люберцы: Юрайт, 2016. – С. 189 ↑
-
Зуб, А.Т. Психология управления: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2015. – С. 168 ↑
-
Дедушева, Л.А. Социология и психология управления / Л.А. Дедушева, М.Н. Кузина, Е.В. Астратенкова. - М.: Русайнс, 2019. – С. 286 ↑
-
Руденко, А.М. Психология управления персоналом / А.М. Руденко. - Рн/Д: Феникс, 2015. – С. 240 ↑
-
Коноваленко, В.А. Психология управления персоналом: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко, А.А. Соломатин. - Люберцы: Юрайт, 2016. – С. 145 ↑
-
Руденко, А.М. Психология управления персоналом: шпаргалка / А.М. Руденко. - РнД: Феникс, 2015. – С. 99 ↑
-
Козлов, В.В. Психология управления: Учебник / В.В. Козлов. - М.: Академия, 2016. - С. 160 ↑
-
Руденко, А.М. Психология управления персоналом: шпаргалка / А.М. Руденко. - РнД: Феникс, 2015. – С. 64 ↑
-
Кремень, М.А. Практическая психология управления: пособие для студентов вузов. / М.А. Кремень. - Минск: ТетраСистемс, 2011. – С. 145 ↑
-
Королев, Л.М. Психология управления: Учебное пособие / Л.М. Королев. - М.: Дашков и К, 2016. – С. 74 ↑
-
Самыгин, С.И. Психология управления / С.И. Самыгин. - РнД: Феникс, 2016. – С. 81 ↑
-
Самыгин, С.И. Психология управления / С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2016. – С. 174 ↑
-
Коноваленко, В.А. Психология управления персоналом: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко, А.А. Соломатин. - Люберцы: Юрайт, 2016. – С. 198 ↑
-
Зуб, А.Т. Психология управления: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2015. – С. 179 ↑
-
Базаров, Т.Ю. Психология управления персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Ю. Базаров. - Люберцы: Юрайт, 2016. – С. 199 ↑
-
Дедушева, Л.А. Социология и психология управления / Л.А. Дедушева, М.Н. Кузина, Е.В. Астратенкова. - М.: Русайнс, 2019. – С. 124 ↑
-
Козлов, В.В. Психология управления / В.В. Козлов. - М.: Academia, 2017. – С. 35 ↑
-
Кремень, М.А. Практическая психология управления: пособие для студентов вузов. / М.А. Кремень. - Минск: ТетраСистемс, 2011. – С. 224 ↑
-
Кремень, М.А. Практическая психология управления: пособие для студентов вузов. / М.А. Кремень. - Минск: ТетраСистемс, 2017. – С. 345 ↑
-
Коноваленко, В.А. Психология управления персоналом: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко, А.А. Соломатин. - Люберцы: Юрайт, 2016. – С. 214 ↑
-
Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления / М.Е. Литвак. - Рн/Д: Феникс, 2018. - С. 265 ↑
-
Литвак, М.Е. Как управлять собой, делом и судьбой: психология управления в действии / М.Е. Литвак, Т.А. Солдатова. - Рн/Д: Феникс, 2018. – С. 97 ↑
-
Козлов, В.В. Психология управления: Учебник / В.В. Козлов. - М.: Академия, 2016. – С. 204 ↑
-
Дедушева, Л.А. Социология и психология управления / Л.А. Дедушева, М.Н. Кузина, Е.В. Астратенкова. - М.: Русайнс, 2019. – С. 301 ↑
-
Коноваленко, В.А. Психология управления персоналом: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко, А.А. Соломатин. - Люберцы: Юрайт, 2016. – С. 301 ↑
-
Королев, Л.М. Психология управления: Учебное пособие / Л.М. Королев. - М.: Дашков и К, 2016. – С. 167 ↑
-
Кремень, М.А. Практическая психология управления: пособие для студентов вузов. / М.А. Кремень. - Минск: ТетраСистемс, 2017. – С. 387 ↑
-
Литвак, М.Е. Как управлять собой, делом и судьбой: психология управления в действии / М.Е. Литвак. - Рн/Д: Феникс, 2017. – С. 147 ↑
-
Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления / М.Е. Литвак. - Рн/Д: Феникс, 2018. – С. 315 ↑
-
Литвак, М.Е. Как управлять собой, делом и судьбой: психология управления в действии / М.Е. Литвак, Т.А. Солдатова. - Рн/Д: Феникс, 2018. – С. 154 ↑
-
Руденко, А.М. Психология управления персоналом: шпаргалка / А.М. Руденко. - РнД: Феникс, 2015. – С. 117 ↑
-
Самыгин, С.И. Социология и психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова, С.Н. Епифанцев. - М.: КноРус, 2015. – С. 278 ↑
-
Самыгин, С.И. Психология управления / С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2016. – С. 324 ↑