Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретико-правовые аспекты заключения договоров в коммерческой деятельности
1.1.Сущность и виды договоров, применяемые в коммерческой деятельности
1.2. Правовое регулирование заключения договоров в коммерческой деятельности
1.3. Достоинства и недостатки различных видов договоров в коммерческой деятельности
Глава 2. Практика заключения договоров коммерческим предприятием (на примере «Улыбка Радуги»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Установление хозяйственных связей с поставщиками товаров
Проблема привлечения виновной в незаключении договора стороны к имущественной ответственности состоит в том, что, во-первых, сама норма абз. 2 п. 4 ст. 445 ГК РФ имеет оценочный характер, поскольку содержит конструкцию «Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора», во-вторых, содержит требование возмещения убытков, не уточняя вид убытков, что свидетельствует об абстрактности указанной нормы права.
С.А. Громов также обращает внимание на указанные особенности привлечения виновного лица к ответственности и на примере Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.12.2018 г. № 305-ЭС18-12143[24] доказывает и абстрактный характер законного интереса стороны, которая заинтересована в заключении договора в обязательном порядке, и абстрактный характер имущественной ответственности лица, уклонившегося от заключения договора в обязательном порядке, причем сами убытки, которые якобы несет сторона предварительного договора от необоснованного отказа от заключения договора в обязательном порядке, указанный автор также считает убытками абстрактного характера[25].
В том случае, если в рамках предварительного договора одна сторона выплачивала второй стороне обеспечительный платеж, то, действительно, требование возврата обеспечительного платежа и процентов за пользование чужими денежными средствами еще можно объяснить, то взыскание упущенной выгоды должно опираться на достаточный объем доказательств правомерности требования такого рода взыскания. Именно абстрактный характер упущенной выгоды делает проблемным применение нормы абз. 2 п. 4 ст. 445 ГК РФ.
Следует отметить, что при рассмотрении приведенного в качестве примера спора Верховный Суд РФ, отменив судебные акты судов нижестоящих инстанций, не привел собственной аргументации, на которую можно было бы опираться при рассмотрении споров, предметом которых было бы взыскание убытков, вызванных незаключением предварительного договора, что явно негативно повлияет на распространение практики заключения таких договоров.
Следует отметить, что относительно защиты правомерного интереса стороны, которая в судебном порядке пытается принудить вторую сторону предварительного договора заключить основное обязательство, арбитражная практика доказывает правомерность требования взыскания неустойки за пользование чужими денежными средствами со стороны, уклоняющейся от заключения договора, а в отношении прочих убытков требуется предоставление суду достаточного большой совокупности доказательств. В качестве примера можно привести Постановление Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2014 г. № 16973/13 по делу № А40-118038/12-105-1100[26].
Сам же обеспечительный платеж, который достаточно часто встречается в практике заключения предварительных договоров, по мнению К.Д. Гасникова, не следует считать неустойкой, «…сочетающей в себе способ обеспечения и форму гражданско-правовой ответственности. Он выполняет обеспечительную функцию именно до момента нарушения должником основного обязательства. После наступления факта нарушения основного обязательства обеспечительный платеж либо подлежит возврату, либо может быть удержан кредитором для покрытия подлежащей взысканию неустойки или убытков, но только в том случае, когда это предусмотрено соответствующим соглашением сторон»[27].
Таким образом, договоры, заключаемые в обязательном порядке, отличаются от других и поименованных, и непоименованных договоров тем, что, во-первых, стороны обязаны заключить основной обязательственный договор либо в силу закона, либо в силу условий другого, часто, предварительного договора; во-вторых, акцептант имеет право корректировать условия оферты, например, направляя в срок, установленный законом, протокол разногласий, который может повлиять на оферту; в-третьих, сторона, направившая оферту. Вправе. Получив протокол разногласий, скорректировать оферту или обратиться в суд с заявлением о понуждении второй стороны на заключение договора на первоначальных условиях, изложенных в оферте; в-четвертых, условия основного договора могут быть установлены решением суда, и, в-пятых, сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора в обязательном порядке, может быть привлечена к имущественной ответственности.
Глава 2. Практика заключения договоров коммерческим предприятием (на примере «Улыбка Радуги»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Раскат» – юридической лицо, под которым в Великом Новгороде работают магазины сети «Улыбка радуги».
Сеть магазинов «Улыбка радуги» с 2004 года известная покупателям, представляет собой образец дрогери (небольшого магазина непродовольственных товаров). Магазины шаговой доступности, торгующие непродовольственными товарами для женщин – парфюмерией, косметикой и товарами бытовой химии – такова основная формула этого формата.
Все магазины сети заметны, похожи друг на друга и располагаются в шаговой доступности. Во всех магазинах всегда есть товары постоянного ассортимента. Атмосфера внутри «Улыбки радуги» позволяет комфортно совершить покупку (прийти в себя после окончания рабочего дня и однообразного ведения домашнего хозяйства).
В настоящее время сеть магазинов «Улыбка Радуги» является одной из самых крупных розничных сетей по продаже товаров косметики, парфюмерии и бытовой химии в Северо-Западном регионе. На текущий момент сеть объединяет свыше 540 магазинов в 59 городах России. Своим покупателям «Улыбка Радуги» предлагает широкий выбор парфюмерии, косметики и бытовой химии по доступным ценам.
Ассортимент сети постоянно расширяется и к 2018 составляет уже свыше 15 000 наименований, включая собственные торговые марки и уникальные бренды. В сети эксклюзивно представлены известные европейские бренды Flormar, Il Salone, Bellaoggi, а также популярные в России продукты компаний Unilever, Loreal, Schwarzkopf&Henkel, Procter&Gamble и другие.
По результатам маркетингового исследования, проведенного в 201 году, покупатели относят сеть «Улыбка радуги» к категории «Лучшие сети», благодаря оптимальному ассортименту, демократичным ценам и высокому уровню обслуживания. «Улыбка радуги» также является обладателем премии RUSSIAN RETAIL AWARDS – 201 в номинации «Лидер года в сегменте Дрогери».
Организационная структура управления «Улыбка Радуги» представлена на рисунке 1.
Генеральный директор
Коммерческий директор
Розничные магазины
Начальник отдела маркетинга
Маркетолог
Менеджер по оптовым поставкам
Главный бухгалтер
Бухгалтера
Начальник отдела логистики
Кладовщик
Менеджер по снабжению
Грузчики
Водитель-экспедитор
Рис. 1. Организационная структура управления компании «Улыбка Радуги»
Из построенной схемы можно сделать вывод, что для управления деятельностью предприятия используется линейно-функциональная структура управления, сочетающая в себе характеристики как линейных, так и функциональных структур. Основными функциональными направлениями структуры являются:
1) управление розничной сетью, во главе которое стоит коммерческий директор, управляющий деятельностью магазинов «Улыбка Радуги». В его подчинении находится управляющие магазинов, которые в свою очередь являются руководителями для остального персонала розничных точек;
2) управлением маркетингом и оптовыми продажами, где функциональным руководителем является начальник отдела маркетинга, а в его линейном подчинении находятся маркетолог и менеджер по оптовым поставкам;
3) ведение бухгалтерского и управленческого учета, во главе которого стоит главный бухгалтер, имея в своем линейном подчинении нескольких бухгалтеров;
4) управлением снабжением и логистикой, где функциональным руководителем является начальник отдела логистики, имея при этом в линейном подчинении кладовщика и менеджера по снабжению.
Можно сделать вывод, что данный тип организационной структуры управления наиболее подходит данному предприятию с учетом вида деятельности и численности персонала.
Далее проведем анализ основных экономических показателей деятельности «Улыбка Радуги», заполнив для этого таблицу 1.
В анализе финансовой отчетности наиболее популярными являются следующие виды такого анализа:
Анализ текущей деятельности. С точки зрения кругооборота финансов деятельность любой организации можно изобразить как процесс непрерывного превращения одних видов активов в другие:
…→ Дс → З → НзП → ГПр → Ср → ДС → …,
где Дс – денежные средства; З – запасы на складе; НзП – незавершенное производство; ГПр – готовая продукция на складе; Ср – средства в расчетах.
Уровень эффективности текущей финансово-экономической деятельности организации можно оценить длительностью операционного цикла, которая зависит от величины оборачиваемости различных видов активов[28].
Без учета прочих условий повышение оборачиваемости является индикатором увеличения эффективности деятельности предприятия. Поэтому главными коэффициентами этой группы являются коэффициенты эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов: коэффициенты оборачиваемости средств в запасах и расчетах, фондоотдача, выработка[29].
Одним из основных показателей, характеризующих масштабы деятельности организации является выручка от реализации продукции, товаров и услуг. У компании «Улыбка Радуги» данный показатель имеет тенденцию к росту в течение исследуемого периода. Так в 2019 году выручка от реализации товаров в магазинах сети выросла на 28 107 тыс. руб. (+5,7%), а в 2017 году – еще на 7 535 тыс. руб. (+1,5%). Однако прирост выручки не привел к росту прибыли предприятия. В течение исследуемого периода прибыль от реализации снизилась с 21 598 до 5075 тыс. руб. (-76,5%), налогооблагаемая прибыль – с 10 535 до 395 тыс. руб. (-96,3%), а чистая прибыль – с 8 390 до 303 тыс. руб. (-96,4%).
Таблица 1.
Основные экономические показатели деятельности компании «Улыбка Радуги» за 2015 – 2017 гг.
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Изменения |
|||
2019 г к 2018 г. |
2019 г к 2018 г. |
||||||
абс. |
% |
абс. |
% |
||||
Выручка от реализации товаров, тыс. руб. |
489005 |
517112 |
524647 |
28107 |
5,7 |
7535 |
1,5 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
21598 |
16938 |
5075 |
-4660 |
-21,6 |
-11863 |
-70,0 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
10535 |
7831 |
395 |
-2704 |
-25,7 |
-7436 |
-95,0 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
8390 |
6315 |
303 |
-2075 |
-24,7 |
-6012 |
-95,2 |
Среднегодовая величина активов, тыс. руб. |
166225 |
173696 |
185077 |
7471 |
4,5 |
11381 |
6,6 |
Среднегодовая величина собственного капитала, тыс. руб. |
54730 |
58925 |
62234 |
4195 |
7,7 |
3309 |
5,6 |
Среднесписочная численность персонала, тыс. руб. |
192 |
211 |
224 |
19 |
9,9 |
13 |
6,2 |
Годовой фонд заработной платы, тыс. руб. |
46612 |
54334 |
61426 |
7722 |
16,6 |
7092 |
13,1 |
Среднемесячный размер заработной платы, тыс. руб. |
20,231 |
21,459 |
22,852 |
1 |
6,1 |
1 |
6,5 |
Товарооборот на одного работника, тыс. руб./чел. |
2546,9 |
2450,8 |
2342,2 |
-96 |
-3,8 |
-109 |
-4,4 |
Рентабельность реализации, % |
4,42 |
3,28 |
0,97 |
-1,14 |
- |
-2,31 |
- |
Рентабельность активов, % |
5,05 |
3,64 |
0,16 |
-1,41 |
- |
-3,47 |
- |
Рентабельность собственного капитала, % |
15,33 |
10,72 |
0,49 |
-4,61 |
- |
-10,23 |
- |