Файл: Методические указания для организации самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 40. 03. 01 Юриспруденция, направленность (профиль) Государственноправовой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Культурология как наука.
Сущность и предназначение культуры
Тема 2. История культурологических воззрений
Тема 3. Типология культуры. Принципы и основания ее типологизации.
Тема 4. Культура и глобальные проблемы современности
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный
аграрный университет имени И. Т. Трубилина»
Кафедра социологии и культурологии
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Методические указания
для организации самостоятельной работы обучающихся
по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, направленность (профиль) «Государственно-правовой»,
«Уголовно-правовой», «Гражданско-правовой»
(программа бакалавриата)
Краснодар
КубГАУ
2018
Составитель: А. Г. Лугинина
Культурология : метод. указания / сост. А. Г. Лугинина. – Краснодар : КубГАУ, 2018. – 33 с.
Методические указания содержат краткую характеристику основных аспектов самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины «Культурология», требования по ее выполнению.
Предназначены для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, направленность (профиль) «Государственно-правовой», «Уголовно-правовой», «Гражданско-правовой» (программа бакалавриата).
Рассмотрено и одобрено методической комиссией юридического факультета Кубанского госагроуниверситета, протокол № 9 от 21.06.2018.
Председатель
методической комиссии А. А. Сапфирова
© Лугинина А. Г.,
составление, 2018
© ФГБОУ ВО «Кубанский
государственный аграрный
университет имени
И. Т. Трубилина», 2018
ВВЕДЕНИЕ
Целью освоения дисциплины «Культурология» является формирование комплекса знаний о культуре, как многогранной и сложноорганизованной системе, необходимых для понимания современных тенденций развития культуры, осознания роли культуры в жизни человека и общества, определение места и значения отечественной культуры в системе мировой цивилизации.
Задачи:
-
дать представление о предмете, структуре и методах культурологии; -
изучить фундаментальные отечественные и зарубежные концепции культурологии; -
приобщить студентов к истории мировой и отечественной культуры; -
освоить многообразные аспекты взаимодействия культуры и личности, культуры и природы, культуры и общества; -
дать представления о сущности религиозной, научной и профессиональной культуры; -
научить студентов с уважением относиться к ценностям других культур, уметь противостоять невежеству, бескультурью и агрессии, стремиться к саморазвитию.
«Культурология» является дисциплиной вариативной части ОП подготовки обучающихся по направлению 40.03.01 Юриспруденция, направленность (профиль) «Государственно-правовой», «Уголовно-правовой», «Гражданско-правовой» (программа бакалавриата).
-
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
№ п/п | | Компетенции | Виды самостоятельной работы1 |
1 | Культурология как наука. Сущность и предназначение культуры | ОК-1 ОК-6 ОПК-3 ОПК-4 | 1. Подготовка к устному опросу 2. Работа с тестами 3.Подготовка рефератов 4. Подготовка к дискуссии (творческие задания) |
2 | История культурологических воззрений | ОК-1 ОК-6 ОПК-3 ОПК-4 | 1. Подготовка к устному опросу 2. Работа с тестами 3.Подготовка рефератов 4. Подготовка к дискуссии (творческие задания) 5. Выполнение кейс-заданий |
3 | Типология культуры. Принципы и основания ее типологизации | ОК-1 ОК-6 ОПК-3 ОПК-4 | 1. Подготовка к контрольной работе2.Подготовка рефератов 3. Работа с тестами 4. Подготовка к дискуссии (творческие задания) |
4 | Культура и глобальные проблемы современности | ОК-1 ОК-6 ОПК-3 ОПК-4 | 1. Подготовка к устному опросу 2. Подготовка к дискуссии (творческие задания) 3.Подготовка рефератов 4. Выполнение кейс-заданий |
5 | Культура и личность | ОК-1 ОК-6 ОПК-3 ОПК-4 | 1. Подготовка к устному опросу 2. Подготовка к дискуссии (творческие задания) 3. Работа с тестами |
6 | Подготовка контрольных работ для заочной формы обучения | ||
72 | Подготовка к зачету |
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2.1. Подготовка к устному опросу
Устный опрос – метод (форма) учебной работы, который позволяет оценить знания и кругозор обучающихся, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
Устные опросы проводятся на каждом практическом (семинарском) занятии с целью контроля подготовки обучающихся к изучению новой темы. Основные вопросы для опроса доводятся до сведения обучающихся на предыдущем практическом (семинарском) занятии.
При проведении опроса в обсуждение вовлекается максимальное количество обучающихся в группе, выявляется взаимосвязь изучаемого материала с пройденным учебным материалом данной дисциплины и смежными курсами.
2.2. Подготовка рефератов
Подготовка обучающимися рефератов прививает навыки творческой, научной работы, поощряет самостоятельность мышления студентов, поиск новых идей и фактов. Преподавателем обеспечивается: доведение до сведений обучающихся тематики рефератов по теме практического занятия, определение докладчиков и содокладчиков; ориентирование на использование необходимого материала, учебной и научной литературы.
Реферат - это краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно исследовательской деятельности, имеет регламентированную структуру, содержание и оформление.
Реферат представляет собой письменную работу, посвященную анализу поставленной проблемы на основе анализа артефактов, учебной и научной литературы, культурных событий и явлений. Реферат может быть публично оглашен обучающимся, а может остаться в рукописи. Во втором случае преподаватель обеспечивает ознакомление с его содержанием.
Преподаватель предоставляет обучающемуся для подготовки одну из тем примерной тематики рефератов, приведенной в данных методических указаниях к конкретной теме дисциплины.
Текст реферата должен содержать аргументированное изложение определенной темы. Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам) и включать разделы: введение, основная часть, заключение, список используемых источников. В зависимости от тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д.
Основными требованиями к содержанию реферата являются:
-
краткий анализ содержания материала по исследуемой проблеме; -
обобщение имеющихся положений теории; -
постановка культурологической проблемы; -
анализ культурной ситуации или явления; -
практическое осмысление поставленной проблемы и современный ракурс видения и применения данного знания.
Особое внимание следует обратить на обеспечение новизны текста, выбор источников литературы, степень раскрытия сущности вопроса, соблюдение требований к оформлению при написании реферата.
2.3. Кейс-задания
Учебные конкретные ситуации специально разрабатываются на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. До проведения занятия обучающийся получает кейс и список рекомендованной литературы и индивидуально готовится к занятию.
При этом обучающийся должен творчески подходить к изучению рекомендованного материала, избегать механического переписывания ответа на поставленные вопросы, уметь высказать собственное мнение по основным положениям изучаемого вопроса.
Обязательным является использование методики решения задач, заключающейся в следующем:
-
формулировка обоснованного ответа со ссылкой на основные культурологические теории; -
обращение к аналогичным вопросам в истории культуры, их анализ; -
подкрепление предложенных ответов примерами.
Преподаватель предоставляет обучающемуся для подготовки одну из задач, которые приведены в данных методических указаниях к конкретной теме дисциплины.
2.4 Подготовка к дискуссии (творческие задания)
Дискуссия - форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе объемом 1-2 страницы по каждой предложенной теме для дискуссии.
Дискуссия одна из важнейших форм коммуникации, методрешения проблем описания реальности и своеобразный способ познания. Дискуссия позволяет лучше объяснить то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники дискуссии не приходят в итоге к согласию, они определенно достигают в ходе дискуссии лучшего взаимопонимания. Дискуссия полезна и тем, что она уменьшаетмоментсубъективности, обеспечивая при этом общую поддержку убеждениям отдельного человека или группы людей. Дискуссии обычно противопоставляется полемика, целью которой являетсяутверждениеопределенных ценностей с использованием корректных приемов. В полемике, но не в дискуссии можно говорить о победе одной из спорящих сторон: когда в результате дискуссии открываетсяистина, она делается достоянием обеих спорящих сторон и «победа» одной из них имеет чисто психологическийхарактер. Элементом в подготовке к дискуссии является выполнение творческих заданий, которые подразумевают создание объективно новых решений, схем и методов. Это задания по поиску в научной литературе, природной и культурной среде нерешенных проблем, их решение и предложение по применению новых решений.
Творческие задания – это создание объективно новых решений, схем и методов. Это задания по поиску в научной литературе, природной и культурной среде нерешенных проблем, их решение и предложение по применению новых решений.
Составление кроссвордов по основным категориям и понятиям культурологии. Понятия могут быть заимствованы из любого раздела культурологии. Создание кроссворда может осуществляется с помощью специальный программ по их созданию или графически, на альбомном листе. Цель данной работы состоит в запоминании основных понятий и культурологии развитии творческой эрудиции.
2.5. Работа с тестами
Тест – это инструмент оценивания уровня знаний студентов, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов. Студенты, используя материал лекции и/или рекомендуемой литературы, выполняют предложенные по определенным темам тестовые задания, решение которых проверяются на семинарских занятиях.