Файл: Методические указания для организации самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 40. 03. 01 Юриспруденция, направленность (профиль) Государственноправовой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Культурология как наука.
Сущность и предназначение культуры
Тема 2. История культурологических воззрений
Тема 3. Типология культуры. Принципы и основания ее типологизации.
Тема 4. Культура и глобальные проблемы современности
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
в) считаете ли Вы, что материально-технический уровень
развития общества сопровождается упадком в духовной сфере? Ответ обоснуйте.
3. Н. Бердяев в своем труде «Судьба России» пишет: «Россия – страна великих контрастов по преимуществу, – нигде нет таких противоположностей высоты и низости, ослепительного света и первобытной тьмы. Вот почему так трудно организовать Россию, упорядочить в ней хаотические стихии. Все страны совмещают много возрастов. Но необъятная величина России и особенности ее истории породили невиданные контрасты и противоположности»:
а) какими антиномиями (противоречиями) характеризуется современная Россия?
б) с чем связана, по Вашему мнению, такая антиномичность?
в) как Вы считаете, удается ли современной России преодолевать свою внутреннюю противоречивость?
г) существует ли подобная антиномичность в других культурах и обществах? Ответы обоснуйте.
Тема 3. Типология культуры. Принципы и основания ее типологизации.
-
Подготовка к контрольной работе -
Подготовка рефератов -
Работа с тестами
4. Подготовка к дискуссии (творческие задания)
1. Темы контрольной работы
Вариант 1
1. Понятие типологизации и периодизации культуры.
2. Линейная концепция типологии культур.
Вариант 2
1.Критерии и основания типологизации культур.
2. Локальные типы культуры. Концепция О. Шпенглера.
Вариант 3
2. Осевое время К. Ясперса, его социокультурный смысл.
3. Основные принципы типологизации культур.
Вариант 4
1.Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби.
2. Культурно-исторические типы Н. Данилевского.
Вариант 5
1. Ценности как основания типологизации культур. Концепция П. Сорокина.
2. Этно-религиозные основания типологизации культур.
2. Тематика рефератов
1.Первобытная культура и ее особенности.
2. Культура Древней Индии.
3. Культура Древнего Китая.
4. Культура Древнего Египта и Месопотамии.
5. Культура Древней Греции.
6. Культура Древнего Рима.
7. Культура Западно-Европейского Средневековья.
8. Культура эпохи Возрождения и Реформации.
9. Европейская культура Нового времени.
10. Модернизм и Постмодернизм в культуре ХХ века.
3. Тесты находятся на сайте кафедры
4. Тематика дискуссий (творческие задания)
- В чем заключается научная значимость типологического описания культурных явлений?
- Почему проблема типологии является одной из наиболее актуальных проблем в современной культурологи?
- Какое место занимает Россия в системе типологизации? В чем вы усматриваете ее историческую миссию?
- Возможно ли создать «идеальную типологическую модель культуры». Что для этого необходимо?
- Восстановите логические цепочки:
1. ислам 1. I в. н.э. 1. нирвана
2. христианство 2. VII в. н. э. 2. аскетизм
3. буддизм 3. V в. до н.э. 3. шариат
- Выберите критерии конфуцианско-даоситского типа культуры (культ гражданственности, глубокая религиозность, почтение к учителям, иероглифичность, социальность, воинственность.)
- Приведите примеры, иллюстрирующие три периода в жизни человечества, описанные канадским исследователем М. Маклюэном: акустический, фонетический, визуальный.
-Поясните изречения персидско-таджикского философа, математика, астронома и поэта Омара Хайяма: «Научить добру людей свободных – прекраснее, чем волю дать рабам». «Получилось так, что Он, Всевышний, - обладатель причин, а мы превращаем Его высокие замыслы в житейскую суету». Отражают ли эти высказывания суть исламского типа культуры?
- Что объединяет в ментальном и психологическом плане таких художественных героев средневековья как Зигфрид, Парцифаль, Тристан, Гамлет. Какой тип культуры они олицетворяют собой, по мнению О. Шпенглера.
- Вычеркните слово из логической цепочки.
Гетерогенность, культурный плюрализм, этноцентризм, толерантность.
- Предложите свой критерий типологизации и в соответствие с ним придумайте типологическую систему.
Тема 4. Культура и глобальные проблемы современности
-
Подготовка к устному опросу -
Подготовка к дискуссии (творческие задания) -
Подготовка рефератов -
Выполнение кейс-заданий
1. Подготовка к устному опросу.
Вопросы для подготовки:
- ретроспектива постиндустриальных и информационных концепций;
- новый статус информации, и ее роль в современной культуре;
- социально-культурные тенденции информационного общества;
- виртуальность как культурный феномен;
- противоречия и проблемы «информационного типа культуры»;
- международный терроризм как глобальная геополитическая проблема современности;
- идеи антропокосмизма и понятие ноосферы, их значение в формировании экологической культуры в контексте глобальных проблем взаимодействия природы и человека.
2. Тематика дискуссий (творческие задания)
- Как вы понимаете высказывание Г. Маркузе о том, что «действительность превосходит свою культуру, и сегодня человек может сделать больше, чем культурные герои и полубоги…» Облегчает или усложняет такое положение жизнь человека, делает ли его счастливее?
- Какие черты современной западноевропейской цивилизации могут привести к ее гибели?
- Каковы основные характеристики традиционного и техногенного кода цивилизации?
- В чем основной идеал цивилизованной культуры?
- Почему о современном мире можно сказать, что он един и разнообразен одновременно?
- Отберите пять признаков, характеризующих информационный тип цивилизации (письменность, техногенность, религиозность, глобализм, меритократия, интеракция, аккультурация, аскетизм, гуманизм, иррационализм).
- Вычеркните слово из логической цепочки.
Н. Винер, М. Кастельс, М. Маклюэн, А.Тойнби.
- Вам даны характеристики информационного типа культуры. Согласны ли вы с этим списком? Поясните свой ответ (глобализация, индустриализация, виртуализация, коллективизм, техногенность, патриархальность).
- Вам предложен список оптимальных шагов, направленных на стабилизацию и улучшение социально-культурного ландшафта, учитывающих необратимость достигнутого уровня развития. Уберите лишнее и допишите недостающее.
формирование сознательно-бережного отношения к природе
повышение уровня нравственной культуры и социальной ответственности
приобщение молодежи к наследию высокой культуры
сокращать долю массовой культуры в пользу элитарной
смена материальных критериев оценки жизни на духовные
запрет пропаганды насилия и разрушения, замена ее идеологией созидания
создание единого поля политических и экономических процессов
объединение мировых сил в борьбе с терроризмом
- В каких терминах можно описать парадокс «исчезновения труда»? Уберите лишнее (роботизация, внедрение безлюдных технологий, нет вакансий на рынке труда, виртуализация экономики, автоматизация труда).
- Что из перечисленного провоцирует преступное, агрессивное поведение?
многополярность моральных критериев
духовный регресс
ложные ценности
доступность интернет ресурсов
рост материального благосостояния
отсутствие материального достатка
безнаказанность
изолированность элитарной культуры
отсутствие толерантности
- Восстановите логические цепочки.
1. Д. Белл
1. «Третья волна»
2. С. Хантингтон
2. «Столкновение цивилизаций»
3. Э. Тоффлер
3. «Грядущее постиндустриальное общество»
4. Т. Кун
4. «Грядущий подъем»
- Объяснить высказывание «Современная культура – это среда, в которой много пустот и мало смыслов».
- Предположите, как будет устроено общество через 50 лет. Объяснить свою точку зрения.
- Какими навыками, способностями, знаниями, качествами должен обладать современный человек, чтобы быть успешным.
3. Тематика рефератов:
1. Феномен аномии в условиях глобального мира.
2. Отчуждение и виртуальная реальность: коммуникативные проблемы современного человека.
3. Специфика современной городской культуры.
4.Культурный плюрализм: проблема понимания.
5. Абсолютизация личности и индивидуальности в современной культуре (интеллектуальная собственность, авторские права и др.).
4. Выполнение кейс-заданий
1. В работе «Человек играющий» датский мыслитель Й. Хейзинга утверждал, что «культуре в её начальных фазах свойственно нечто игровое, что представляется в формах и атмосфере игры». Хейзинга указывал, что в этих «играх» общество выражает своё понимание жизни и мира. Приведите примеры для иллюстрации данного утверждения. Что можно понимать под «игровым элементом» современной культуры?
Подумайте, ка можно сделать процесс обучения (например, культурологии) в игровой форме, но остаться в рамках классических требований к качеству и дисциплине.
2. В книге «Недовольство культурой» З. Фрейд обращает внимание на проявления «переизбытка культуры» в современном мире в виде различных условностей и запретов, которые, по его словам, «словно железный обруч, сковывают природные импульсы человека, делая его всё менее счастливым». Какие проблемы человеческого существования поднимает Зигмунд Фрейд, анализируя культуру в рамках психоаналитического подхода к её рассмотрению? Какие культурные нормы, условности и запреты сковывают современного человека, погруженного в виртуальное пространство сетевой коммуникации?
3. Современный мир культуры прочно захватила стратегия глобализации. В термин «глобализация» вкладывают разные смыслы. Вот некоторые из них.
«Глобализация – это интенсификация всемирных исторических отношений, в результате чего отдаленные регионы оказываются связанными друг с другом в том смысле, что местные происшествия отражают события, происходящие за много миль от них и наоборот» (Э. Гидденс).
«Глобализация – объективный процесс сжатия мира» (Р. Робертсон).
«Глобализация – это слияние национальных экономик в единую общемировую» (А. И. Уткин).
«Глобализация – это эллинистическая стадия англо-американской цивилизации» (К. Велиз).
«Глобализация – это глубинное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются и взаимодействуют друг с другом информационные потоки идей, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды