Файл: Методические указания для организации самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 40. 03. 01 Юриспруденция, направленность (профиль) Государственноправовой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в) считаете ли Вы, что материально-технический уровень

развития общества сопровождается упадком в духовной сфере? Ответ обоснуйте.

3. Н. Бердяев в своем труде «Судьба России» пишет: «Россия – страна великих контрастов по преимуществу, – нигде нет таких противоположностей высоты и низости, ослепительного света и первобытной тьмы. Вот почему так трудно организовать Россию, упорядочить в ней хаотические стихии. Все страны совмещают много возрастов. Но необъятная величина России и особенности ее истории породили невиданные контрасты и противоположности»:

а) какими антиномиями (противоречиями) характеризуется современная Россия?

б) с чем связана, по Вашему мнению, такая антиномичность?

в) как Вы считаете, удается ли современной России преодолевать свою внутреннюю противоречивость?

г) существует ли подобная антиномичность в других культурах и обществах? Ответы обоснуйте.

Тема 3. Типология культуры. Принципы и основания ее типологизации.




  1. Подготовка к контрольной работе

  2. Подготовка рефератов

  3. Работа с тестами

4. Подготовка к дискуссии (творческие задания)
1. Темы контрольной работы

Вариант 1

1. Понятие типологизации и периодизации культуры.

2. Линейная концепция типологии культур.

Вариант 2

1.Критерии и основания типологизации культур.

2. Локальные типы культуры. Концепция О. Шпенглера.

Вариант 3

2. Осевое время К. Ясперса, его социокультурный смысл.

3. Основные принципы типологизации культур.

Вариант 4

1.Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби.

2. Культурно-исторические типы Н. Данилевского.

Вариант 5

1. Ценности как основания типологизации культур. Концепция П. Сорокина.

2. Этно-религиозные основания типологизации культур.

2. Тематика рефератов

1.Первобытная культура и ее особенности.

2. Культура Древней Индии.

3. Культура Древнего Китая.

4. Культура Древнего Египта и Месопотамии.

5. Культура Древней Греции.

6. Культура Древнего Рима.

7. Культура Западно-Европейского Средневековья.

8. Культура эпохи Возрождения и Реформации.

9. Европейская культура Нового времени.

10. Модернизм и Постмодернизм в культуре ХХ века.

3. Тесты находятся на сайте кафедры

4. Тематика дискуссий (творческие задания)

- В чем заключается научная значимость типологического описания культурных явлений?

- Почему проблема типологии является одной из наиболее актуальных проблем в современной культурологи?

- Какое место занимает Россия в системе типологизации? В чем вы усматриваете ее историческую миссию?

- Возможно ли создать «идеальную типологическую модель культуры». Что для этого необходимо?

- Восстановите логические цепочки:

1. ислам 1. I в. н.э. 1. нирвана

2. христианство 2. VII в. н. э. 2. аскетизм

3. буддизм 3. V в. до н.э. 3. шариат

- Выберите критерии конфуцианско-даоситского типа культуры (культ гражданственности, глубокая религиозность, почтение к учителям, иероглифичность, социальность, воинственность.)

- Приведите примеры, иллюстрирующие три периода в жизни человечества, описанные канадским исследователем М. Маклюэном: акустический, фонетический, визуальный.

-Поясните изречения персидско-таджикского философа, математика, астронома и поэта Омара Хайяма: «Научить добру людей свободных – прекраснее, чем волю дать рабам». «Получилось так, что Он, Всевышний, - обладатель причин, а мы превращаем Его высокие замыслы в житейскую суету». Отражают ли эти высказывания суть исламского типа культуры?



- Что объединяет в ментальном и психологическом плане таких художественных героев средневековья как Зигфрид, Парцифаль, Тристан, Гамлет. Какой тип культуры они олицетворяют собой, по мнению О. Шпенглера.

- Вычеркните слово из логической цепочки.

Гетерогенность, культурный плюрализм, этноцентризм, толерантность.

- Предложите свой критерий типологизации и в соответствие с ним придумайте типологическую систему.

Тема 4. Культура и глобальные проблемы современности




  1. Подготовка к устному опросу

  2. Подготовка к дискуссии (творческие задания)

  3. Подготовка рефератов

  4. Выполнение кейс-заданий


1. Подготовка к устному опросу.

Вопросы для подготовки:

- ретроспектива постиндустриальных и информационных концепций;

- новый статус информации, и ее роль в современной культуре;

- социально-культурные тенденции информационного общества;

- виртуальность как культурный феномен;

- противоречия и проблемы «информационного типа культуры»;

- международный терроризм как глобальная геополитическая проблема современности;

- идеи антропокосмизма и понятие ноосферы, их значение в формировании экологической культуры в контексте глобальных проблем взаимодействия природы и человека.
2. Тематика дискуссий (творческие задания)

- Как вы понимаете высказывание Г. Маркузе о том, что «действительность превосходит свою культуру, и сегодня человек может сделать больше, чем культурные герои и полубоги…» Облегчает или усложняет такое положение жизнь человека, делает ли его счастливее?

- Какие черты современной западноевропейской цивилизации могут привести к ее гибели?

- Каковы основные характеристики традиционного и техногенного кода цивилизации?

- В чем основной идеал цивилизованной культуры?

- Почему о современном мире можно сказать, что он един и разнообразен одновременно?

- Отберите пять признаков, характеризующих информационный тип цивилизации (письменность, техногенность, религиозность, глобализм, меритократия, интеракция, аккультурация, аскетизм, гуманизм, иррационализм).


- Вычеркните слово из логической цепочки.

Н. Винер, М. Кастельс, М. Маклюэн, А.Тойнби.

- Вам даны характеристики информационного типа культуры. Согласны ли вы с этим списком? Поясните свой ответ (глобализация, индустриализация, виртуализация, коллективизм, техногенность, патриархальность).

- Вам предложен список оптимальных шагов, направленных на стабилизацию и улучшение социально-культурного ландшафта, учитывающих необратимость достигнутого уровня развития. Уберите лишнее и допишите недостающее.

формирование сознательно-бережного отношения к природе

повышение уровня нравственной культуры и социальной ответственности

приобщение молодежи к наследию высокой культуры

сокращать долю массовой культуры в пользу элитарной

смена материальных критериев оценки жизни на духовные

запрет пропаганды насилия и разрушения, замена ее идеологией созидания

создание единого поля политических и экономических процессов

объединение мировых сил в борьбе с терроризмом

- В каких терминах можно описать парадокс «исчезновения труда»? Уберите лишнее (роботизация, внедрение безлюдных технологий, нет вакансий на рынке труда, виртуализация экономики, автоматизация труда).

- Что из перечисленного провоцирует преступное, агрессивное поведение?

многополярность моральных критериев

духовный регресс

ложные ценности

доступность интернет ресурсов

рост материального благосостояния

отсутствие материального достатка

безнаказанность

изолированность элитарной культуры

отсутствие толерантности

- Восстановите логические цепочки.

1. Д. Белл

1. «Третья волна»
2. С. Хантингтон

2. «Столкновение цивилизаций»
3. Э. Тоффлер

3. «Грядущее постиндустриальное общество»
4. Т. Кун

4. «Грядущий подъем»
- Объяснить высказывание «Современная культура – это среда, в которой много пустот и мало смыслов».

- Предположите, как будет устроено общество через 50 лет. Объяснить свою точку зрения.

- Какими навыками, способностями, знаниями, качествами должен обладать современный человек, чтобы быть успешным.

3. Тематика рефератов:

1. Феномен аномии в условиях глобального мира.

2. Отчуждение и виртуальная реальность: коммуникативные проблемы современного человека.


3. Специфика современной городской культуры.

4.Культурный плюрализм: проблема понимания.

5. Абсолютизация личности и индивидуальности в современной культуре (интеллектуальная собственность, авторские права и др.).
4. Выполнение кейс-заданий

1. В работе «Человек играющий» датский мыслитель Й. Хейзинга утверждал, что «культуре в её начальных фазах свойственно нечто игровое, что представляется в формах и атмосфере игры». Хейзинга указывал, что в этих «играх» общество выражает своё понимание жизни и мира. Приведите примеры для иллюстрации данного утверждения. Что можно понимать под «игровым элементом» современной культуры?
Подумайте, ка можно сделать процесс обучения (например, культурологии) в игровой форме, но остаться в рамках классических требований к качеству и дисциплине.

2. В книге «Недовольство культурой» З. Фрейд обращает внимание на проявления «переизбытка культуры» в современном мире в виде различных условностей и запретов, которые, по его словам, «словно железный обруч, сковывают природные импульсы человека, делая его всё менее счастливым». Какие проблемы человеческого существования поднимает Зигмунд Фрейд, анализируя культуру в рамках психоаналитического подхода к её рассмотрению? Какие культурные нормы, условности и запреты сковывают современного человека, погруженного в виртуальное пространство сетевой коммуникации?
3. Современный мир культуры прочно захватила стратегия глобализации. В термин «глобализация» вкладывают разные смыслы. Вот некоторые из них.

«Глобализация – это интенсификация всемирных исторических отношений, в результате чего отдаленные регионы оказываются связанными друг с другом в том смысле, что местные происшествия отражают события, происходящие за много миль от них и наоборот» (Э. Гидденс).

«Глобализация – объективный процесс сжатия мира» (Р. Робертсон).

«Глобализация – это слияние национальных экономик в единую общемировую» (А. И. Уткин).

«Глобализация – это эллинистическая стадия англо-американской цивилизации» (К. Велиз).

«Глобализация – это глубинное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются и взаимодействуют друг с другом информационные потоки идей, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды