Файл: Методические указания для организации самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 40. 03. 01 Юриспруденция, направленность (профиль) Государственноправовой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.6. Контрольная работа

Контрольное задание может состоять из теоретического вопроса, практического задания или нескольких заданий (как теоретических, так и практических), в которых студент должен проанализировать и дать оценку конкретной ситуации или выполнить другую аналитическую работы. 
2.7. Подготовка к зачету

Подготовка к зачету в целях систематизации полученных знаний осуществляется обучающимися самостоятельно в часы, отведенные для самостоятельной работы.

Вопросы к зачету соответствуют рабочей программе дисциплины на текущий учебный год.

3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1. Культурология как наука.

Сущность и предназначение культуры


  1. Подготовка к устному опросу

  2. Работа с тестами

  3. Подготовка рефератов

  4. Подготовка к дискуссии (творческие задания)

1. Подготовка к устному опросу.

Вопросы для подготовки:

- предметно-объектный базис культурологии как науки;

- место культурологии в системе научных знаний;

- причины возникновения культурологии;

- теоретические задачи культурологии;

-определение понятия «культура» (причины многообразия определений);

- истоки созидательной энергии человека;

- перечислите общие факторы возникновения культуры;

- функции культуры в обществе.

2. Тесты находятся на сайте кафедры

3. Тематика рефератов

1. Семиотика как метод культурологии.

2. Интеллектуальный труд как способ генерирования культуры.

3. Феномен моды как формы нормирования социального поведения и формирования ценностей.

4. Тематика дискуссий (творческие задания)

- Является ли культурология самостоятельной научной дисциплиной?

- Нужно ли изучать культурологию в ВУЗе?

- Каким образом социальное пространство и время влияют на формирование своеобразия культуры?

- Можно ли считать данные библейского положения за объяснение возникновения человека и его культуры? Если нельзя, то почему?

- Согласны ли вы с утверждением, что в объекте своего исследования культурология совпадает с другими науками. Если да, то не умоляет ли это ее достоинств?

- Выберите из предложенных терминов те, которые выражают структуру культурологии (теория культуры, менталитет, нравственность, философия культуры, стратификация, история культуры).

- Назовите хотя бы три веские причины, доказывающие необходимость существования культурологического знания.

- Как вы понимаете выражение Ю. Лотмана, что «культура появляется как запрет, табу». Приведите доказательство этой теории.

- Выберите из предложенных терминов универсалии, которые фиксируют наиболее общие характеристики объектов (время, красота, пространство, случайность, свобода, движение).



- Как вы понимаете проблематику разграничения и определения «субъекта культуры» и «объекта культуры». Раскройте соотношение различных уровней субъекта культуры: индивидуального, коллективного, трансцендентального. Всякая ли деятельность рождает культуру? Поясните выражение: «Человек – это творец и творение культуры». В чем сложность понимания этого утверждения?

- Разбейте на три группы перечисленные ниже культурные ценности. Дайте названия группам (жизнь, статус, красота, безопасность, гармония, профессия, здоровье, семья, стиль, трудолюбие, качество жизни, возвышенное).

Тема 2. История культурологических воззрений




  1. Подготовка к устному опросу

  2. Подготовка рефератов

  3. Работа с тестами

  4. Подготовка к дискуссии (творческие задания)

  5. Выполнение кейс-заданий

1. Подготовка к устному опросу.

Вопросы для подготовки:

- особенности взглядов на культуру в древних обществах;

- специфика средневековых воззрений на культуру;

- формирование культурологической теории в эпоху Возрождения и Новое время;

- представления о культуре в иррационалистической традиции;

- психоаналитическая концепция культуры;

- культурологические концепции ХХ века.

2. Тесты находятся на сайте кафедры

3. Тематика рефератов:

1. Философско-культурологические концепции И. Канта и Г. Гегеля.

2. Социокультурная реальность и теория четырех «идеальных» типов М. Вебера.

3. Культурологический смысл концепции «осевого времени» К. Ясперса.

4. Тематика дискуссий (творческие задания)

- Как можно прокомментировать в культурологическом аспекте следующее положение? «Велес учил праотцов наших землю пахать и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп в жилище, чтить Его как Отца божьего». (Велесова книга. Русские веды).

- Почему возникают затруднения в определении понятия «цивилизация» и разграничения с понятием культура? Можно ль считать слово «цивилизация» многозначным и почему?Что, в современной культурологии, понимают под понятием «цивилизация»?

- Восстановите логические цепочки.

1. Лесли Уайт

1. «Постижение истории»

1. Английский историк

2. Карл Юнг

2. «Закат Европы»


2. Швейцарский психолог

3. Освальд Шпенглер

3. «Наука о культуре»

3. Немецкий философ
4. Арнольд Тойнби

4. «Архетип и символ»

4. Американский антрополог

- Вычеркните слово из логической цепочки.

И. Гердер, М. Монтень, И. Кант, П. Гольбах

- Назовите авторов перечисленных концепций культуры.

1. Концепция локальных культур 1. З. Фрейд

2. Концепция идеальных типов культуры 2. Й. Хейзинга

3. Игровая концепция культуры 3. О. Шпенглер

4. Ценностная концепция культуры 4. М. Вебер

5. Психоаналитическая концепция 5. П. Сорокин

6. Концепция локальных цивилизаций 6. А. Тойнби
- Восстановите логические цепочки.

1. Категорический императив

1. К. Юнг

1. Немецкий философ
2. Архетип

2. Ф. Ницше

2. Русский философ
3. Идеациональная культура

3. П. Сорокин

3. Немецкий философ
4. Культура избытка

4. Ж. Бодрийяр

4. Швейцарский психолог

5. Сверхчеловек

5. И. Кант

5.Французский культуролог

5. Выполнение кейс-заданий

1. До недавнего времени высокая оценка роли и значения культуры не вызывала сомнения. Но, начиная с XVIII в., возникла устойчивая тенденция критического отношения к культуре, у истоков которой стоял французский философ Ж.-Ж. Руссо. Он выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией и провозгласил лозунг о «возврате в природу». Еще более критически оценивал западную культуру Ф. Ницше, объясняя свою позицию тем, что в современной ему культуре господствуют наука и техника, не оставляющие места для искусства. Он заявлял: «чтобы не умереть от науки, у нас остается искусство». В начале XX в. австрийский психолог З. Фрейд предлагает обратить внимание на новые основания для критики культуры. Культура, согласно концепции Фрейда, своими нормами, ограничениями и запретами подавляет природные инстинкты человека, заставляет его страдать, искать пути выхода этой нереализованной энергии, потому заслуживает критической оценки.

В 1960-70-е гг. на Западе широкие масштабы приобрело движение контркультуры, объединявшее в своих рядах радикальные слои молодежи и студенчества, опиравшиеся на идеи Руссо, Ницше, Фрейда и его последователей, в особенности на идеи философа Г. Маркузе. Движение выступало против распространяющихся ценностей массовой культуры и массового общества, против фетишизации науки и техники, а также против основных идеалов и ценностей традиционной буржуазной культуры. Одной из главных целей движения провозглашалась «сексуальная революция», из которой должна возникнуть «новая чувственность» как основа подлинно свободного человека и общества.


Резко отрицательное отношение к культуре демонстрируют некоторые тоталитарные идеологии. В качестве примера в этом отношении можно указать на фашизм. Широкую известность приобрела фраза одного из героев нацистского писателя Поста, который заявлял: «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за свой пистолет». Для обоснования подобной позиции обычно используется уже знакомая ссылка на то, что культура якобы подавляет здоровые инстинкты человека.

а) считаете ли Вы, что культура является тупиковой стратегией развития человечества? Свой ответ обоснуйте.

б) с чем связано, по Вашему мнению, такое переосмысление значения и роли культуры в жизни общества в Новое время?

в) какое из критических высказываний в отношении культуры, по Вашему мнению, является наиболее оправданным?

г) Какую роль можно отвести культуре в современном обществе? Ответ обоснуйте.

2. Общественную жизнь невозможно представить без культуры – это своего рода две стороны одной медали, которую можно назвать бытием человека. Но во взаимодействиях культуры и общества не все так просто, и порой в них можно увидеть парадоксальные явления. Например, мы культуру понимаем, как свободную деятельность людей, и соответственно, сама культура в своем развитии опирается в первую очередь на дух (в том числе и материальная культура), который несет свободу людям. Н. Рерих так и понимал культуру как культ света (культ – поклонение, ур – свет). И, казалось бы, в условиях несвободы (политической, идеологической, нравственной, экономической и т. д.) невозможно полноценное развитие культуры. Но почему-то, например, советская культура в жестких рамках идеологического давления на людей, в условиях цензуры и преследования инакомыслия, оказалась способной к необычайному саморазвитию и достигла таких успехов практически во всех отраслях культуры (искусство, наука, образование, мораль и т. д.), которые удивляют и восхищают весь мир. И наследием советского прошлого мы пользуемся до сих пор и считаем эти достижения эталонными, до которых культуре современной России, считающейся свободной и открытой, еще очень далеко.

а) как Вы объясняете эти парадоксы культурно-общественного развития?

б) приведите еще примеры такого «нелогичного» развития культуры и общества.