Файл: Методические указания для организации самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 40. 03. 01 Юриспруденция, направленность (профиль) Государственноправовой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Культурология как наука.
Сущность и предназначение культуры
Тема 2. История культурологических воззрений
Тема 3. Типология культуры. Принципы и основания ее типологизации.
Тема 4. Культура и глобальные проблемы современности
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
, видоизменяя миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, социальные механизмы их взаимодействия» (Е. М. Бабосов).
а) какое (какие) из данных высказываний Вы считаете наиболее точным (и)? Если таковые имеются, то объясните почему.
б) считаете ли Вы, что глобализация – это естественный процесс развития культуры и общества, или это искусственный проект в интересах определенной части государств? Ответ обоснуйте.
в) видите ли Вы негативные стороны глобализации, если да, то в чем они заключаются?
4. Глобализация предполагает явное доминирование английского языка в межкультурной коммуникации. Но, принижение, игнорирование любого национального языка опасно для культуры и народа-носителя данного языка. Так Гердер писал: «всякий язык – это сосуд, в котором отливаются, сохраняются и передаются идеи и представления народа. Особенно, если народ привязан к своему языку и всю свою культуру выводит из языка». А. А. Доде в своем рассказе «Последний урок» провозгласил: «Пока народ, обращенный в рабство, твердо владеет своим языком, он держит ключи от своей темницы».
а) согласны ли Вы с высказываниями Гердера и Доде?
б) считаете ли Вы возможной глобализацию без языковой гегемонии?
в) приведите примеры из истории, когда тот или иной язык становился гегемоном в межкультурной коммуникации (например, французский язык в русской культуре 19-го века).
5. Глобализация порождает проблемы сохранения в национальных культурах их своеобразия, и, чтобы разрешить этот вопрос, предлагается своеобразная модель «глокализации». Данный термин соединяет в себе единство глобального и локального («мысли глобально – действуй локально»).
а) как Вы считаете, способна глокализация решить проблемы совмещения глобальных интересов с национальными? Ответ обоснуйте
б) считаете ли Вы, что глокализация возникла как уступка глобальных интересов Запада интересам регионов?
6. К важнейшим тенденциям развития современной культуры относят развитие информационных технологий (информационная культура), которые позволяют считать сегодняшнее время своего рода культурной революцией, которая качественно изменила жизнь людей.
а) как Вы считаете, можно сопоставить по значимости современную компьютеризацию и Интернет с такими открытиями человечества как изобретение колеса, укрощение огня, начало земледелия, изобретение письменности и т. д.? Ответ обоснуйте.
б) какие издержки (негативные явления) Вы видите во всеобщей информатизации общества, Интернете? Ответ поясните.
1. Подготовка к устному опросу
Вопросы для подготовки:
- влияние культуры на формирование человека;
- взаимосвязь между интеллектуальным потенциалом личности и ее способностью к культурному творчеству;
- личность в социокультурном пространстве (теории личности);
- сущность и содержание культуры личности («низкий уровень культуры», «высокий уровень культуры»);
- профессиональная культура личности;
- механизмы образования смыслового поля культуры.
2. Тематика дискуссий (творческие задания)
- Формы и способы культурной самореализации субъекта.
- Интеллигенция как социокультурный феномен российского общества. Проблема определения понятия.
- Понятие и роль культурной элиты как «мозгового центра» и «нравственного нерва культуры».
- Восстановите логические цепочки.
1.Дж. Г. Мид
1.теория «зеркального Я»
1. австрийский психиатр
2. Ч. Кули
2. концепция «обобщенного другого»
2. американский философ, психолог, социолог, представитель Чикагской социологической школы
3. З. Фрейд
3. концепция «Сверх-Я».
3. американский социальный психолог, профессор Мичиганского университета
4. Э. Гоффман
4. теория «управления впечатлениями»
4. канадско-американский социолог
- А. Маслоу считал, что поведение людей определяется желанием реализовать определенные потребности. Он выделил три класса потребностей. Уберите лишнее.
Экзистенциальные, рациональные, материальные, социальные, физиологические.
- Определите авторство известных афоризмов о человеке.
1. Превосходно, если мы сами в состоянии управлять собой.
2. Человек не ценит того, что у него есть.
3. Сколько людей, столько мнений.
4. Знание и могущество человека совпадают.
5. Каждому свою честь воздает потомство.
6.За вину предков платят потомки.
1. Марк Манилий
2. Марк Туллий Цицерон
3. Френсис Бэкон
4. Публий Корнелий Тацит
5. Публий Теренций
6. Курций Руф Квинт
- Как вы понимаете слова Ж.-П. Сартра. «Человеком он становится впоследствии
, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал».
- Составьте логические цепочки.
1. Сократ
1. «Закон насилия и закон любви»
1. Непротивление злу насилием
2. А. Швейцер
2. «Дама с собачкой»
2. Деятельная любовь, милосердие и красота
3. Л. Толстой
3. «Братья Карамазовы»
3. Умею кратко говорить о длинных вещах
4. Ф. Достоевский
4. Труды Ксенофонта и Платона
4. Чистая совесть – изобретение дьявола
5. А. Чехов
5. «Культура и этика»
5. Я знаю, что я ничего не знаю
- Вам даны характеристики культурного человека. Согласны ли вы с этим списком?
социокультурный опыт
наличие разносторонних, достоверных знаний, опираясь на которые человек способен самостоятельно анализировать действительность
участие в различных сферах жизни, наличие интеллекта, воли, творчества
отзывчивость, умение сопереживать другим людям, скромность, чувство такта
владение информацией о достижениях в науке и технике.
- К трем любым артефактам придумать ряд присущих им смыслов, кроме функциональных. Например, телефон: старинный, прочный, выставочный, очень дорогой, детский и т.д.
- Подыскать два примера метафор или аллегорий, характеризующих современное общество и современного человека (литература, живопись, кино, реклама).
- Отметьте результаты биологической и социальной эволюции человека.
- От чего зависит «качество личности»?
3. Тесты находятся на сайте кафедры
6. Темы контрольных работ для заочной формы обучения
7. Подготовка к зачету.
4. КРИТЕРИИ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
а) какое (какие) из данных высказываний Вы считаете наиболее точным (и)? Если таковые имеются, то объясните почему.
б) считаете ли Вы, что глобализация – это естественный процесс развития культуры и общества, или это искусственный проект в интересах определенной части государств? Ответ обоснуйте.
в) видите ли Вы негативные стороны глобализации, если да, то в чем они заключаются?
4. Глобализация предполагает явное доминирование английского языка в межкультурной коммуникации. Но, принижение, игнорирование любого национального языка опасно для культуры и народа-носителя данного языка. Так Гердер писал: «всякий язык – это сосуд, в котором отливаются, сохраняются и передаются идеи и представления народа. Особенно, если народ привязан к своему языку и всю свою культуру выводит из языка». А. А. Доде в своем рассказе «Последний урок» провозгласил: «Пока народ, обращенный в рабство, твердо владеет своим языком, он держит ключи от своей темницы».
а) согласны ли Вы с высказываниями Гердера и Доде?
б) считаете ли Вы возможной глобализацию без языковой гегемонии?
в) приведите примеры из истории, когда тот или иной язык становился гегемоном в межкультурной коммуникации (например, французский язык в русской культуре 19-го века).
5. Глобализация порождает проблемы сохранения в национальных культурах их своеобразия, и, чтобы разрешить этот вопрос, предлагается своеобразная модель «глокализации». Данный термин соединяет в себе единство глобального и локального («мысли глобально – действуй локально»).
а) как Вы считаете, способна глокализация решить проблемы совмещения глобальных интересов с национальными? Ответ обоснуйте
б) считаете ли Вы, что глокализация возникла как уступка глобальных интересов Запада интересам регионов?
6. К важнейшим тенденциям развития современной культуры относят развитие информационных технологий (информационная культура), которые позволяют считать сегодняшнее время своего рода культурной революцией, которая качественно изменила жизнь людей.
а) как Вы считаете, можно сопоставить по значимости современную компьютеризацию и Интернет с такими открытиями человечества как изобретение колеса, укрощение огня, начало земледелия, изобретение письменности и т. д.? Ответ обоснуйте.
б) какие издержки (негативные явления) Вы видите во всеобщей информатизации общества, Интернете? Ответ поясните.
Тема 5. Культура и личность
-
Подготовка к устному опросу -
Подготовка к дискуссии (творческие задания) -
Работа с тестами
1. Подготовка к устному опросу
Вопросы для подготовки:
- влияние культуры на формирование человека;
- взаимосвязь между интеллектуальным потенциалом личности и ее способностью к культурному творчеству;
- личность в социокультурном пространстве (теории личности);
- сущность и содержание культуры личности («низкий уровень культуры», «высокий уровень культуры»);
- профессиональная культура личности;
- механизмы образования смыслового поля культуры.
2. Тематика дискуссий (творческие задания)
- Формы и способы культурной самореализации субъекта.
- Интеллигенция как социокультурный феномен российского общества. Проблема определения понятия.
- Понятие и роль культурной элиты как «мозгового центра» и «нравственного нерва культуры».
- Восстановите логические цепочки.
1.Дж. Г. Мид
1.теория «зеркального Я»
1. австрийский психиатр
2. Ч. Кули
2. концепция «обобщенного другого»
2. американский философ, психолог, социолог, представитель Чикагской социологической школы
3. З. Фрейд
3. концепция «Сверх-Я».
3. американский социальный психолог, профессор Мичиганского университета
4. Э. Гоффман
4. теория «управления впечатлениями»
4. канадско-американский социолог
- А. Маслоу считал, что поведение людей определяется желанием реализовать определенные потребности. Он выделил три класса потребностей. Уберите лишнее.
Экзистенциальные, рациональные, материальные, социальные, физиологические.
- Определите авторство известных афоризмов о человеке.
1. Превосходно, если мы сами в состоянии управлять собой.
2. Человек не ценит того, что у него есть.
3. Сколько людей, столько мнений.
4. Знание и могущество человека совпадают.
5. Каждому свою честь воздает потомство.
6.За вину предков платят потомки.
1. Марк Манилий
2. Марк Туллий Цицерон
3. Френсис Бэкон
4. Публий Корнелий Тацит
5. Публий Теренций
6. Курций Руф Квинт
- Как вы понимаете слова Ж.-П. Сартра. «Человеком он становится впоследствии
, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал».
- Составьте логические цепочки.
1. Сократ
1. «Закон насилия и закон любви»
1. Непротивление злу насилием
2. А. Швейцер
2. «Дама с собачкой»
2. Деятельная любовь, милосердие и красота
3. Л. Толстой
3. «Братья Карамазовы»
3. Умею кратко говорить о длинных вещах
4. Ф. Достоевский
4. Труды Ксенофонта и Платона
4. Чистая совесть – изобретение дьявола
5. А. Чехов
5. «Культура и этика»
5. Я знаю, что я ничего не знаю
- Вам даны характеристики культурного человека. Согласны ли вы с этим списком?
социокультурный опыт
наличие разносторонних, достоверных знаний, опираясь на которые человек способен самостоятельно анализировать действительность
участие в различных сферах жизни, наличие интеллекта, воли, творчества
отзывчивость, умение сопереживать другим людям, скромность, чувство такта
владение информацией о достижениях в науке и технике.
- К трем любым артефактам придумать ряд присущих им смыслов, кроме функциональных. Например, телефон: старинный, прочный, выставочный, очень дорогой, детский и т.д.
- Подыскать два примера метафор или аллегорий, характеризующих современное общество и современного человека (литература, живопись, кино, реклама).
- Отметьте результаты биологической и социальной эволюции человека.
- От чего зависит «качество личности»?
3. Тесты находятся на сайте кафедры
6. Темы контрольных работ для заочной формы обучения
-
Возникновение культурологии как науки и её место в системе гуманитарного знания -
Историко-философские и социокультурные традиции формирования культурологии как науки. -
Проблема историко-культурной типологии -
Аполлоническое и дионистическое начало культурных типов в концепции Ф.Ницше -
Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского -
Основные концепции и модели культурологического и цивилизованного процессов, разработанные О.Шпенглером, А.Тойнби, Н.Бердяевым -
Ценностная концепция культуры П.Сорокина, Риккерта, Ортега-и-Гассет. -
«Осевое» время К.Ясперса, его социокультурный смысл. -
Игровая концепция культуры А.Хейзинга и её реализация в романе Г.Гессе «Игра в бисер». -
Культура и цивилизация, их соотношение. -
Социокультурные аспекты взаимодействия природы и культуры. Западная и Восточная традиции. Экологическая культура в контексте глобальных проблем современности. -
Личностный смысл культуры. Рассмотрение человека как субъекта и объекта культуры -
Основные сферы культурной деятельности общества. -
Агросфера и сельскохозяйственная деятельность как объекты социокультурного анализа. -
Сравнительный анализ городской и сельской культуры. социокультурное пространство города и деревни. -
Причины кризиса современной цивилизации и возможные пути выхода из него. -
Свобода и демократия как ценности современной цивилизации. -
Основные виды культурного творчества и профессиональная культура личности. -
Культура и современные проблемы глобалистики. -
Идея антропокосмизма в произведениях А.Л. Чижевского, Л.Н. Гумилёва, В.В. Вернадского и других мыслителей. -
Социокультурный смысл пассионарности. -
Традиции и инновации в культуре кубанского казачества. -
Эстетические проблемы и эстетический потенциал искусства. -
Проблема героического в культуре и искусстве. «Старые» и «новые» герои. -
Экология и законы красоты. -
Этнические проблемы и нравственный потенциал искусства. -
Свобода и нравственная ответственность личности как культурологическая проблема. -
Гуманистические традиции европейской культуры. -
Многообразие художественных методов, их культурологическая характеристика (классицизм, сентиментализм, романтизм, неореализм), их культурологический анализ. -
Основные тенденции в развитии современного искусства. -
Культура модерна и постмодерна. История русского авангардизма. -
Понятие «элитарной» и массовой культуры. -
Понятие, сущность и исторические условия возникновения массовой культуры, её эволюция и современное состояние. -
Понятие «элитарной» культуры. Виды элитарности. -
Культура, антикультура, контркультура и субкультура. -
Особенности молодежной культуры, её основные направления и формы в современном российском обществе. -
Религия в системе культуры -
Христианство как духовный стержень европейской культуры -
Библия как исторический и культурный ренессанс -
Диалог Западной и Восточной культур. История и современное звучание. -
Культура и техника: формы взаимодействия. -
Компьютеризация и её социокультурные последствия. -
Место науки в системе культуры. -
Особенности культуры и искусства первобытного общества. -
Особенности культуры Древнего Египта и основные этапы её формирования.Мифологические представления и религиозные верования египтян. -
Буддизм и его место в истории культуры. -
Роль античной цивилизации в истории культуры. Особенности культуры античной архаики.Античная мифология. -
Крито-микенская культура. -
Древняя Греция и Древний Рим. Проблема преемственности культур. -
Эстетические и нравственные идеалы эпохи Возрождения. -
Особенности культуры Просвещения. -
Классицизм в европейской культуре. -
Византийские корни Руси. -
Особенности языческой культуры славян: верования, культы, обрядность. -
Влияние русской православной церкви на духовную жизнь российского общества. -
Роль средств массовой информации в развитии современной культуры. -
Этика и эстетика в образе жизни современной молодежи. -
Культура Кубани как синтез различных этнокультур.
7. Подготовка к зачету.
4. КРИТЕРИИ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,