Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22]

Данные в таблице 2 свидетельствуют о тенденции роста налоговых поступлений за период 2016 -2018 годы: общие налоговые поступления увеличились на 6845 млрд. руб или на 47,3%, поступления по налогу на добавленную стоимость выросли на 1103,8 млрд. руб. или на 41,5%, поступления по акцизам увеличились на 199,3 млрд. рублей или на 15,4%.

Динамика изменения поступлений НДС и акциз в консолидированный бюджет Российской Федерации выглядит следующим образом (рисунок 6).

Рисунок 8 — Динамика изменения поступлений НДС и акциз в консолидированный бюджет Российской Федерации

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22]

На рисунке 6 наблюдается устойчивая тенденция к росту поступлений НДС. Это свидетельствует об общем росте экономической активности в стране, повышения уровня цен производителей и планомерного увеличения оснований для освобождения от уплаты налога. Однако в 2018 году, по сравнению с 2017 г. году акцизные поступления уменьшились, что связано со снижением акцизов на топливо в 2018 году.

Поступления НДС и акциз в федеральный бюджет Российской Федерации представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Налоговые поступления в федеральный бюджет Российской Федерации за период 2016-2018 годы

2016

2017

2018

млрд. руб

%

млрд. руб

%

млрд. руб

%

Всего

6929,6

100

9162,0

100

11926,6

100

из них:

НДС

2657,4

38,3

3236,3

35,3

3761,2

31,5

Акцизы

632,2

9,1

909,6

9,9

860,7

7,2

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22]

Среди налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации в 2018 году преобладает налог на добавленную стоимость - 31,5%. Удельный вес акцизов в 2018 году составил 7,2%, и по сравнению с 2017 годом снизился на 2,7%.

Таким образом, из рассмотренных выше таблиц видно, что НДС является

основным бюджетообразующим налогом, так как его доля за 2018 год в налоговых доходах консолидированного бюджета составляет около 18 %, а в доходах федерального бюджета - более 30%.


3 Повышение эффективности использования косвенных налогов в России

Налог на добавленную стоимость признан основным федеральным налогом и ему отводят важную роль в косвенном налогообложении. Основное предназначение данного налога состоит в реализации фискальной функции налоговой системы. Согласно мировому опыту, за счет НДС формируется порядка 15 % бюджета тех государств, которые включили данный налог в национальную налоговую систему. Как показывает мировая практика, налог на добавленную стоимость широко применяется более чем в пятидесяти государствах. Его относят к важному регулятору перераспределения общественных благ. Благодаря его применению осуществляется перераспределение налогового бремени, что позволяет соблюдать экономическое и юридическое равенство налогоплательщиков в современных кризисных условиях.

Российскому законодательству по налогу на добавленную стоимость свойственны подвижность и изменчивость. Большой перечень нормативных документов, которые регламентируют порядок исчисления налога, приводит к ряду нарушений, связанных с порядком исчисления и уплаты налога.

Управление налогом на добавленную стоимость является острой проблемой, которая стоит перед налоговыми органами. Задолженность по налогу на добавленную стоимость в бюджет ежегодно растет. Это связано со сложным механизмом исчисления налога и наличием большого перечня нормативных документов по его расчету и взиманию. Базовыми нормативными актами можно назвать такие, как Налоговый кодекс часть I, часть II1, Постановление РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»2, приказ Минфина России от 29.10.2014 № MMB-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме»3, «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 № 44.

Налогоплательщики налога на добавленную стоимость изыскивают способы уклонения от уплаты налога, что приводит к большому количеству судебных разбирательств.

По положениям закона № 303-ФЗ ставка НДС с 2019 г. составит 20 %. Это повышение должно принести в бюджет свыше 600 млрд рублей в год. При этом отчисления от НДС в России ежегодно увеличиваются и в 2017 г. составили 5 137,6 млрд руб. (таблица 4). Также следует заметить, что есть налоги, которые имеют отрицательную тенденцию (ввозные пошлины).


Повышение НДС распространяется на все операции с 1 января 2019 г., поэтому компаниям с 01.01.2019 придется по-новому составлять счета-фактуры и вносить правки в шаблоны договоров. При этом ни в новом законе, ни в Налоговом кодексе законодатели не закрепили переходные положения. Отсюда возможна неясность, какой процент НДС применять по операциям в рамках сделок, которые заключены до 1 января 2019 г. и продолжают осуществляться после этой даты. Однако Минфин уже выпустил разъяснения, как работать с новой ставкой НДС с 01.01.2019. Минфин отметил, что при реализации в 2019 г. товаров надо применять ставку 20%, даже если ранее налог с аванса считали по ставке 18/118 (письмо от 06.08.2018 № 03-07-05/55290). К вычету получится принять только фактически исчисленный налог. Это означает, что компаниям придется исходить из прежней ставки.

Таблица 4 – Динамика доходов консолидированного бюджета России в 2010–2017 гг..

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Доходы, всего

16031,9

20855,4

23435,1

24442,7

26766,1

26 922,00

28 181,50

31046,7

Нефтегазовые доходы

3 830,70

5 641,80

6 453,20

6 534,00

7 433,80

5 862,70

4 844,00

5 971,90

Не нефтегазовые доходы

12 201,30

15 213,60

16 981,90

17 908,60

19 332,30

21 059,40

23 337,50

25 074,80

НДС

2 498,30

3 250,40

3 545,80

3 539,00

3 931,70

4 234,00

4 571,30

5 137,60

Акцизы

471,4

650,50

837

1 015,80

1 072,20

1 068,40

1 356,00

1 521,30

Налог на прибыль

1 774,60

2 270,50

2 355,70

2 071,90

2 375,30

2 599,00

2 770,30

3 290,10

НДФЛ

1 790,50

1 995,80

2 261,50

2 499,10

2 702,60

2 807,80

3 018,50

3 252,30

Ввозные пошлины

587,5

692,9

732,8

683,80

652,50

565,2

563,9

588,5

Страховые взносы

2 477,10

3 528,30

4 103,70

4 694,20

5 035,70

5 636,30

6 326,00

6 784,00

Прочие

2 601,90

2 825,10

3 145,40

3 404,90

3 562,20

4 148,80

4 731,50

4 501,00


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22]

Второй момент – время приобретения товаров не повлияет на порядок расчета и размер НДС в 2018 г. Ставку по НДС 20 % с 2019 г. применяют в тех случаях, когда по приобретенным товарам входящий налог считали по 18 %. При реализации таких товаров начиная с 1 января 2019 г. нужно применять ставку с учетом изменений – по 20 % (письмо Минфина от 10.09.2018 № 03-07-11/64577).

Реформа негативно отразится на доходах бизнеса: это вынудит коммерческие структуры поднять цены, чтобы компенсировать снизившуюся норму прибыли. Выросшие цены неизбежно приведут к умеренному снижению спроса [23, с. 44].

Прежде всего, подорожают продукты первой необходимости. Предприятия, работающие на этом рынке, имеют высокие обороты и очень низкую маржинальность. У них нет возможности удержать два дополнительных процента НДС в себестоимости. Соответственно, предприятиям придется закладывать новые издержки в стоимость продукции, чтобы выдержать налоговую нагрузку [24]. Такую наценку осуществят все участники технологической цепочки. А это как минимум три-четыре контрагента даже для такого сравнительно несложного процесса, как изготовление хлеба. В результате для конечного потребителя повышение налога на два процента выльется в подорожание продуктов на 10–15 %.

Естественно, это приведет к инфляции и снижению покупательной способности населения. В Москве и Санкт-Петербурге, очевидно, этот эффект будет ощущаться не слишком сильно. В отличие от регионов, где стоимость потребительской корзины является весьма существенным элементом расходов потребителей.

При этом стремительного взлета цен на товары высоких ценовых категорий ждать не стоит. В сегменте автомобилей, крупной бытовой техники и недвижимости маржинальность выше [25, с. 43], поэтому такие компании попробуют удержать цены в попытке отыграть долю рынка.

В связи с повышением НДС, вероятно, начнется новая волна выхода международных компаний с российского рынка. В зависимости от сектора для многих транснациональных корпораций критичным может быть повышение ставки налога даже на полпроцента. Двухпроцентный барьер может стать непреодолимым препятствием. Те, кто не сможет встроиться в обновленную финансовую модель и удержать постоянных заказчиков, закроют бизнес, чтобы не работать себе в убыток.

В отличие от международных игроков, российские фирмы не имеют пространства для маневра. Возможно, кто-то видит спасение в переводе компании в офшоры, но в действительности это крайне рискованный путь. Во-первых, российское законодательство не позволяет быстро организовать такую операцию. А, во-вторых, налоговая служба тщательным образом проверяет бенефициаров и распорядителей подобных компаний. Если кто-то на российском рынке ведет деятельность от иностранного юридического лица, то такой компании обеспечены постоянные скрупулезные проверки, в том числе с привлечением правоохранительных органов [26, с. 53].


Впрочем, есть и те, кто, по всей видимости, доволен реформой. Это компании, аффилированные с государством и извлекающие большую часть прибыли из госзаказов. Они уже находятся в ожидании сверхприбылей, поскольку сборы с НДС будут направлены в том числе в этом направлении. Примером могут служить локальные организации, которые отвечают за техническое или инфраструктурное обслуживание нужд РЖД.

Как ни парадоксально, но из-за повышения НДС в выигрыше останутся некоторые предприятия малого бизнеса, по крайней мере, те, что трудятся в сфере розничной торговли. Дело в том, что подавляющее большинство таких компаний работает по упрощенной системе налогообложения, что позволяет разными путями обходить уплату НДС. Соответственно, резко повышать цены им не придется, и потребители все чаще будут предпочитать небольшие частные точки супермаркетам.

Это лишний раз подчеркивает важность того, на каком уровне будет обеспечена собираемость налога. Просто поднять ставку – это только первый шаг, нужно еще и собрать налоговые платежи. Поэтому за самим законопроектом стоит еще целый ряд актов, ужесточающих контроль. И чем хуже будет выполняться план (600 млрд рублей), тем активнее будут вести себя налоговые службы.

Параллельно с увеличением НДС в России должны снизить взносы на обязательное пенсионное страхование до 22 %. Но, по большому счету, эта мера даже близко не компенсирует образовавшуюся дополнительную нагрузку на предпринимателей. Сотни тысяч сотрудников, занятых в частном бизнесе, формально получают зарплату значительно ниже рыночной. Большая часть дохода достается им в скрытой форме, в «конверте». Уменьшение пенсионных взносов никак эту ситуацию не изменит.

Деньги, изъятые из доходов фирм, планируется реинвестировать в экономику. При грамотном управлении в среднесрочной перспективе россияне могли бы почувствовать существенные улучшения: рост зарплат бюджетников, увеличение покупательной способности, по-настоящему качественное обслуживание ЖКХ.

Бизнесмены обратили внимание на то, что малые предприятия, работающие по упрощенной системе, у которых НДС обнуляется, не могут работать в качестве поставщиков или с поставщиками. Таким образом, предприниматели предложили вывести НДС из списка обнуляемых налогов в УСН, чтобы сама компания могла выбирать: платить НДС или нет, или же решить проблему другим способом. В случае если компания предоставляет товары и услуги для других предприятий, НДС ей необходим, но если фирма работает непосредственно с конечным потребителем, то вопрос о необходимости принять к зачету НДС не стоит, ведь это дополнительные расходы, которые выливаются в повышение цены. После введения возможности уплаты НДС перед малыми компаниями встанет дилемма: сотрудничать с бизнесом, уплачивая НДС, и потерять часть дохода с розничных покупателей, либо полностью переориентироваться на В2С сегмент («бизнес для потребителя»), так как поставщики предпочтут работу с НДС. За счет упрощенной системы, которая не предполагает уплату НДС, малое предприятие сможет предоставлять конкурентно низкую стоимость услуги или продукта на рынке в отличие от средних и крупных компаний, которые в ценообразовании учитывают НДС. Это может вызвать недовольство крупного бизнеса и привести к прямому или косвенному давлению на малых предпринимателей.