Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты косвенного налогообложения
1.1 Сущность и функции косвенных налогов
1.2 Характеристика видов косвенных налогов: НДС, акцизы
1.3 Зарубежный опыт в области взимания косвенных налогов
2 Анализ косвенного налогообложения в Российской Федерации
2.1 Сравнительный анализ поступлений прямых и косвенных налогов в бюджет
2.2 Анализ налоговых поступлений в бюджет за 2016-2018 годы
3 Повышение эффективности использования косвенных налогов в России
Плательщики, объекты обложения, налоговая база по акцизам, перечень подакцизных товаров в Беларуси и России почти совпадают. Особенностью исчисления акцизов в Беларуси является то, что на все подакцизные товары, кроме ювелирных изделий, установлены специфические (твердые) ставки в евро на единицу измерения товара.
В Республике Казахстан также основной составляющей налоговой системы является НДС. Общий порядок исчисления НДС позаимствован из опыта ведущих западноевропейских стран. Плательщиками НДС являются все юридические лица, в том числе нерезиденты Казахстана, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Имеется широкий перечень налоговых вычетов. В Казахстане налогоплательщики сдают реестры счетов-фактур в центральную базу. Эта мера предусмотрена в целях повышения эффективности контроля за уплатой налога в бюджет. Предусмотрено только два вида ставок НДС: 12% и 0%. По нулевой ставке облагаются экспортируемые товары, международные перевозки пассажиров, товаров, животных, багажа и почты.
Акцизами в Казахстане облагаются не только товары, произведенные на территории республики, но и импортируемые товары, а также игорный бизнес. Перечень подакцизных товаров является единым как для внутренних производителей, так и для импортируемых товаров и включает —в отличие от России — более широкий круг товаров. Конкретные ставки утверждаются правительством республики. При этом различаются специфические (твердые) и адвалорные (процентные) ставки. Кроме того, установлены разные ставки на товары, производимые внутри страны, и на ввозимые в страну (например на ликероводочные изделия — 70 тенге и 1,7 евро за 1л соответственно). Также дифференцируются ставки акцизов на все виды спирта в зависимости от цели дальнейшего его использования.
По данному налогу в Казахстане предусмотрен ряд льгот:
— не облагаются акцизами такие импортируемые подакцизные товары, как конфискованные, бесхозные ценности, перешедшие по праву наследования государству;
— товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи, благотворительных целях;
— товары, ввезенные для дипломатических служб и представительств.
Экспортируемые подакцизные товары освобождаются от акцизов при условии подтверждения факта экспорта. Однако в соответствии с международными договорами могут быть предусмотрены взаимные расчеты за поставки товаров по ценам, включающим акцизы.
Обобщая зарубежный опыт развитых стран и СНГ в области косвенного налогообложения, можно заметить, что почти во всех странах наибольшее фискальное значение имеют именно косвенные налоги (кроме США). Основным из косвенных налогов зарубежных стран является НДС. Механизмы взимания косвенных налогов в России построены с учетом зарубежной практики и имеют много общего. Положительные результаты налоговых реформ зарубежных стран в области косвенного налогообложения могут быть позаимствованы и Россией в плане совершенствования механизма взимания косвенных налогов.
2 Анализ косвенного налогообложения в Российской Федерации
2.1 Сравнительный анализ поступлений прямых и косвенных налогов в бюджет
По данным Федеральной налоговой службы в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году налоговые поступления составили 21328,3 млрд. рублей, что на 23% больше, чем в 2017 году.
В федеральный бюджет Российской Федерации в 2018 году налоговые
поступления составили 11926,6 млрд. рублей, прирост по отношению к 2017 году - 30,1%, в консолидированные бюджеты субъектов РФ - 9401,7 млрд. руб., прирост к уровню 2017 года – 14,9%.
Из рассмотренных ниже прямых налогов поступления составили 15277,2 млрд. рублей или 71,6% от общей суммы налоговых поступлений, косвенные налоги: НДС и акцизы – 5254,4 млрд. рублей или 24,6% от общей суммы налоговых поступлений.
Сравнительный анализ поступлений основных прямых и косвенных налогов представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнительный анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2018 год
Прямые налоги |
Косвенные налоги |
|||
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего поступлений |
15277,2 |
71,6 |
5254,4 |
24,6 |
в том числе: |
||||
федеральный бюджет |
7055,8 |
59,1 |
4621,9 |
38,7 |
консолидированные бюджеты субъектов РФ |
8221,3 |
87,4 |
632,4 |
6,7 |
из них: |
||||
налог на прибыль организаций в федеральный бюджет в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
4100,0 995,5 3104,5 |
19,2 8,3 33 |
||
налог на доходы физических лиц в федеральный бюджет в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
3653,0 - 3653,0 |
17,1 - 38,9 |
||
налоги на имущество в федеральный бюджет в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1396,8 - 1396,8 |
6,5 - 14,9 |
||
налог на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6127,4 6060,3 67,0 |
28,7 50,8 0,7 |
||
налог на добавленную стоимость в федеральный бюджет в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
3761,2 3761,2 - |
17,6 31,5 - |
||
Акцизы в федеральный бюджет в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1493,2 860,7 632,4 |
7 7,2 6,7 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22]
Таким образом, наблюдается преобладание доли поступлений прямых
налогов, а именно на 47% больше доли поступлений косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Доля поступлений прямых налогов преобладает и по уровням консолидированного бюджета над поступлениями косвенных налогов. В налоговых поступлениях в федеральный бюджет разница поступлений прямых и косвенных налогов составляет примерно 2433 млрд. рублей или 20,4%, а в налоговых поступлениях в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации разница составляет гораздо больше – 7588,9 млрд. рублей или 85,5% (рисунок 2).
Рисунок 2 — Структура налоговых поступлений по уровням консолидированного бюджета Российской Федерации в 2018 году (федеральный и консолидированные бюджеты субъектов)
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22]
Основную часть поступлений налогов консолидированного бюджета за 2018 год среди прямых налогов обеспечили поступления: налога на добычу полезных ископаемых - 28,7% и налога на прибыль организаций - 19,2%, среди косвенных налогов поступления НДС - 17,6% (Рисунок 3).
Рисунок 3 — Структура поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22]
В структуре федерального бюджета большую долю среди всех налогов занимают НДС - 31,5% и НДПИ - 50,8%. Что касается бюджетов субъектов РФ, то около половины всех налогов приходится на НДФЛ, а именно 39%, и около трети - на налог на прибыль организаций, а точнее 33%.
Налог на прибыль
НДФЛ
НДС
НДПИ
3 462
3 160
2 760
4 649
+7,7%
+18,3%
+19,0%
+8,6%
895
Имущественные
налоги
-2,4%
Рисунок 4 — Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2019 года
(Нарастающим итогом)
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22]
Рисунок 5 — Поступление администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет
и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
в январе-сентябре 2019 года (Нарастающим итогом)
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22]
млрд рублей
+23,9%
+19,0%
Поступление НДС
Возмещение НДС
\
Рисунок 6 — Исполнение параметров федерального бюджета на 2019 год по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22]
Рост поступлений на 504,5 млрд рублей обеспечен за счет:
- законодательного фактора + 170 млрд рублей (повышение основной ставки НДС до 20%);
- экономических факторов + 149 млрд рублей, включая
прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора +106,3 млрд рублей в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
- структурных и временных факторов + 51,2 млрд рублей, в том числе:
- переходом ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, в I квартале 2019 года возмещение – за один налоговый период +43,7 млрд рублей;
- приростом поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в 4 квартале 2018 года и 1 квартале 2019 года +7,5 млрд рублей;
- остальной прирост обеспечен за счет налогового администрирования + 60,1 млрд рублей.
КБ РФ
-42,3%
+19,6%
-17,2%
ФБ
КБС РФ
Рисунок 7 — Исполнение параметров бюджета на 2019 год по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22]
Акцизов поступило 953 млрд рублей – снижение на 17,2% (на 198,3 млрд рублей). На динамику поступлений акцизов оказали влияние ряд факторов:
- изменение законодательства: поступления снизились на 138,3 млрд рублей:
изменение перечня подакцизных товаров: возмещение акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, составило 307,0 млрд рублей;
увеличение ставок: поступления увеличились на 168,7 млрд рублей: по акцизам на нефтепродукты – 81,7 млрд рублей, по акцизам на табачную продукцию – 87,0 млрд рублей.
- изменение объемов реализации: поступления снизились на 89,3 млрд рублей за счет снижения поступлений на 130,0 млрд рублей акцизов на табачную продукцию. В то же время поступления акцизов на нефтепродукты выросли на 22,7 млрд рублей; акцизов на алкогольную продукцию – на 7,0 млрд рублей; по акцизам на табак, предназначенный для потребления путем нагревания, - на 8,1 млрд рублей, по акцизам на легковые автомобили – на 2,9 млрд рублей;
- изменение макроэкономических показателей: дополнительно поступило 11,0 млрд рублей акцизов на природный газ (изменение цены);
- за счет администрирования дополнительно поступило 18,3 млрд рублей.
Таким образом, большая часть налоговых поступлений федерального бюджета обеспечивается за счет двух налогов - НДС и НДПИ.
В составе косвенных налогов НДС выступает одним из регуляторов перераспределения общественных благ, основным и стабильным источником поступления доходов в федеральный бюджет.
2.2 Анализ налоговых поступлений в бюджет за 2016-2018 годы
Исследуем динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет таблица 2.
Таблица 2 – Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016-2018 годы, млрд. рублей
2016 |
2017 |
2018 |
Изменения |
||||||
млрд. руб |
% |
||||||||
2018-2017 |
2017-2016 |
2018-2016 |
2018 к 2017 |
2017 к 2016 |
2018 к 2016 |
||||
Всего |
14483,3 |
17343,5 |
21328,3 |
3984,8 |
2860,2 |
6845 |
23 |
19,7 |
47,3 |
из них: |
|||||||||
НДС |
2657,4 |
3236,3 |
3761,2 |
524,9 |
578,9 |
1103,8 |
16,2 |
21,8 |
41,5 |
Акцизы |
1293,9 |
1521,3 |
1493,2 |
-28,1 |
227,4 |
199,3 |
-1,9 |
17,6 |
15,4 |