Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 7 – Объем поступлений за счет системы акцизного налогообложения

Период/подакцизные товары

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Совокупный объем поступлений в бюджет за счет взимания акцизного налога

66344,7 млн. руб.

70988,8 млн. руб.

75248,1 млн. руб.

78258,06 млн. руб.

80605,8 млн. руб.

Объем задолженности по акцизным налогам, подлежащим уплате

3023,3 млн. руб.

3279,1 млн. руб.

3908,9 млн. руб.

4495,2 млн. руб.

5259,4 млн. руб.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22]

Таблица 8 –Структура подакцизных товаров и поступления по ним

Вид подакцизного товара/период

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Спирт этиловый из всех видов сырья

9951,7 млн. руб

12068,09 млн. руб

13544,6 млн. руб

12521,2 млн. руб

11284,8 млн. руб

Табачная продукция

5307,5 млн. руб.

6388,9 млн. руб.

8277,2 млн. руб.

7825,8 млн. руб.

9672,6 млн. руб.

Автомобили легковые и мотоциклы

12605,4 млн. руб.

13487,8 млн. руб.

12039,6 млн. руб.

10956,1 млн. руб.

9672,6 млн. руб.

Автомобильный бензин

13932,3 млн. руб.

16327,4 млн. руб.

18059,5 млн. руб.

17216,7 млн. руб.

15315,1 млн. руб.

Прямогонный бензин

3317,2 млн. руб.

4259,32 млн. руб.

5267,3 млн. руб.

4695,4 млн. руб

6448,4 млн. руб.

Дизельное топливо

18576,5 млн. руб.

15617,5 млн. руб.

15802,1 млн. руб.

19564,5 млн. руб.

18539,3 млн. руб.

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

3317,3 млн. руб.

2839,5 млн. руб.

2257,4 млн. руб.

5478,06 млн. руб.

96726 млн. руб.


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22]

Данные в таблицах выше позволяют судить о наличии негативной тенденции в сфере акцизного налогообложения – несмотря на индексацию акцизов, наблюдается рост задолженности по уплате платежей перед бюджетами всех уровней. Можно выдвинуть предположение о том, что ставка акциза оказывается неподъемной для предприятий, поскольку растущая конкуренция и ограничения на внешнем рынке торговли приводят к снижению прибыли. К настоящему времени имеется острая проблема, связанная с задолженностью по оплате акцизного налога. По сравнению с 2013 годом в 2017 году задолженность выросла почти в 1,8 раза, что говорит о достаточно низкой собираемости акцизного налога и неэффективности налоговой политики государства.

Таблица 9 – Объем выпуска подакцизных товаров и задолженность по ним перед всеми уровнями бюджета

Вид выпускаемого подакцизного товара/период

Объем задолженности в 2013 году

Объем задолженности в 2014 году

Объем задолженности в 2015 году

Объем задолженности в 2016 году

Объем задолженности в 2017 году

Спирт этиловый из всех видов сырья

453,4 млн. руб.

557,44 млн. руб.

781,7 млн. руб.

943,9 млн. руб.

1262,25 млн. руб.

Табачная продукция

60,4 млн. руб.

131,16 млн. руб.

195,4 млн. руб.

269,7 млн. руб.

420,75 млн. руб.

Автомобили легковые и мотоциклы

544,1 млн. руб.

688,61 млн. руб.

938,1 млн. руб.

980 млн. руб

1314,8 млн. руб.

Автомобильный бензин

362,7 млн. руб.

459,07 млн. руб.

703,6 млн. руб.

1168,7 млн. руб.

683,7 млн. руб.

Прямогонный бензин

272,09 млн. руб.

327,9 млн. руб.

351,8 млн. руб.

674,2 млн. руб.

315,5 млн. руб.

Дизельное топливо

846,52 млн. руб.

852,5 млн. руб.

899,04 млн. руб.

314,6 млн. руб.

1051,8 млн. руб.

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

483,72 млн. руб.

262,3 млн. руб.

390 млн. руб.

450 млн. руб.

210,3 млн. руб.


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22]

Основную проблему представляет низкая собираемость акцизного налога, злостное уклонение предприятий от исполнения обязанностей перед бюджетом. К тому же в качестве причины роста задолженности перед бюджетом является внедрение принципа уплаты суммы акциза авансом, что ведет к нарушению сроков и дефициту в бюджетах всех уровней. Между тем, на 2018-2020 гг. запланировано поэтапное повышение акцизов по целой группе товаров. В 2020 году будет введен увеличен акцизный налог на спирт, который реализуется организациями, не уплачивающими авансовый акциз. Запланировано повышение со 104 до 107 рублей за 1 литр безводного спирта. Ставка акциза на спиртосодержащие жидкости вырастет с 418 до 435 рублей за 1 литр чистого спирта. В отношении алкогольной продукции с крепостью больше 9% будет установлен акциз 544 рубля за 1 литр чистого спирта. На 2020 год запланирована очередная индексация акцизов на спиртные напитки с крепостью меньше 9%, увеличение акцизов на вина, автомобильный бензин и табак. За счет этих мер бюджет планирует дополнительно получить больше 5205 млн. руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Косвенные налоги оплачиваются, в конечном счете, потребителями товаров (работ, услуг), поскольку входят в их цены, поэтому их еще называют налогами на потребление. Данный вид обложения имеет большое удобство для власти и в политическом отношении, так как при этом присутствует скрытность величины налога и отсутствие сознания уплаты, а также невозможность проверки соразмерности обложения.

С помощью косвенных налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Основными видами косвенных налогов являются: налог на добавленную стоимость (НДС) - вид косвенного налога, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации; акциз – вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны.

Исходя из объектов обложения, различают прямые и косвенные налоги.

При некоторых условиях косвенные налоги, в отличие от прямых, благоприятнее влияют на процессы накопления, так как они в меньшей степени затрагивают прибыль предприятий, которая является одним из основных источников накопления, а также потому, что с их помощью государство может изменять соотношение между потреблением и накоплением, если израсходует средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели.


По данным Федеральной налоговой службы в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году налоговые поступления составили 21328,3 млрд. рублей, что на 23% больше, чем в 2017 году.

Из них поступления прямых налогов составили 15277,2 млрд. рублей или 71,6% от общей суммы налоговых поступлений, косвенных налогов: НДС и акцизы – 5254,4 млрд. рублей или 24,6% от общей суммы налоговых поступлений.

Наблюдается преобладание доли поступлений прямых налогов, а именно на 47% больше доли поступлений косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.

НДС является основным бюджетообразующим налогом, так как его доля за 2018 год в налоговых доходах консолидированного бюджета составляет около 18 %, а в доходах федерального бюджета - более 30%.

Так в 2018 году доля поступлений акцизов в общем объёме составила 7%, тогда как в 2017 году - 8,77%, это свидетельствует о том, что область акцизного налогообложения распространяется на определенные специфические виды товаров, что и ограничивает их рост в структуре налогов по уровням консолидированного бюджета Российской Федерации.

При проведении налоговых реформ необходимо учитывать не только фискальную, но и регулирующую функцию налогов. Повышение ставки НДС негативно отразится на доходах бизнеса, выросшие цены неизбежно приведут к умеренному снижению спроса, обострению конкуренции между средним и малым бизнесом, оттоку международных компаний с российского рынка. Так как НДС является федеральным налогом, то повышение его ставки не отразится на региональных бюджетах, а, следовательно, не приведет к расширению финансовых возможностей регионов.

В качестве меры перераспределения бюджетных средств предлагается оставлять в регионах отчисления от НДС, а не НДФЛ. Региональная бюджетная политика стала бы более справедливой, если бы регионы получили полномочия и право распоряжаться НДС. Нужно дать региональным властям право изменять его ставки в относительно большом диапазоне, от 10% до 20%. Чтобы каждый руководитель понимал – от результатов работы региональных властей и местных производителей напрямую зависит состояние регионального бюджета. В итоге регионы отказались бы от налога, на параметры которого они не могут повлиять, и получили бы взамен более гибкий инструмент привлечения инвестиций. Финансовое состояние регионов стало бы больше зависеть от собственной привлекательности территорий для бизнеса, чем от общей экономической конъюнктуры и решений правительства по перераспределению бюджетных доходов.


Повышение акцизов приведет к отрицательному эффекту для всех: государства, общества, потребителя и бизнеса, поскольку рынок уйдет в тень. Так, по оценкам специалистов, производство легальной алкогольной продукции в настоящее время составляет около 35%, нелегальной - примерно 30%, суррогатов - 35%>. Сокращение легального производства приведет к сокращению поступлений в бюджетную систему.

Реформирование налоговой системы является в настоящее время необходимым условием для дальнейшего успешного экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня жизни населения за счёт снижения налоговой нагрузки и решения других социальных задач. Система администрирования налогов должна привести к снижению уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для его граждан.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право [Текст] / А.В. Брызгалин. – М.: Аналитика-Пресс, 2014. – 298 с.

2. Басовский Л.Е. Макроэкономика: учебник [Текст] / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 202 c.

3. Абакарова, Р.Ш. Приоритетность налогового администрирования при незаконном требовании к возмещению НДС [Текст] / Р.Ш. Абакарова //Теория и практика общественного развития. - 2014. - No1. - С.450 - 452.

4. Брызгалин, А.В. О функциях налогообложения и регулятивном значении налогов в экономике [Текст] / А.В. Брызгалин // Налоги. - 2013. - No1. — С .16 -22 .

5. Лозовая, А.Н. НДС при ВЭД: разбираемся в поправках 2014 года [Текст] / А.Н. Лозовая // В курсе дела. - 2012. -No 19 . - С.16 - 19.

6. Погожева, С.О. Изменения акцизного налогообложения топлива [Текст] / С.О. Погожева // Инновационная наука. - 2015. - No12 - 1. - С.225 -227.

7. Бархатова, Т.А. Роль прямых и косвенных налогов в формировании бюджетов бюджетной системы РФ [Текст] / Т.А. Бархатова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2013. - No4(18). - С.200-206 .

8. Богачева, Н.С. Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития [Текст] / Н.С. Богачева // Академический вестник. - 2014. - No 1(27). — С. 153 —159.

9. Мамаду Б., Турбина Н. М., Владимирова С. В. Место и роль налоговой политики в системе государственного регулирования // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. № 7. С. 7-13.

10. Турбина Н. М. Налоговая политика России: историческое развитие и современное состояние // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 10. С. 102-105.