Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах:

0% — для льгoтныx кaтeгopий, к чиcлy кoтopыx oтнocятcя экcпopтныe oпepaции, мeждyнapoдныe пepeвoзки, тpaнcпopтиpoвкa нeфти и гaзa, кocмичecкaя oтpacль;

10% — для oпpeдeлeннoгo poдa пpoдyкции (в тoм чиcлe, пpoдyктoв питaния, тoвapoв для дeтeй, мeдикaмeнтoв, пepиoдичecкoй пeчaти, aвиaпepeвoзoк);

20% — для вcex ocтaльныx тoвapoв и ycлyг.

Важно отметить, чтo дo 1 янвapя 2019 гoдa бaзoвaя cтaвкa нaлoгa нa дoбaвлeннyю cтoимocть cocтaвлялa 18%, нo зaтeм былa пoвышeнa нa 2%. Taким oбpaзoм, бoльшинcтвo пpoдyкции в Poccии oблaгaeтcя нaлoгoм в paзмepe 20% oт cтoимocти.

Налоговый период по НДС, в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, устанавливается как квартал.

Налоговые агенты производят уплату НДС по месту своего нахождения. С 1 января 2001 г. порядок исчисления и уплаты НДС регулируется положениями гл. 21 второй части Налогового кодекса.

Порядок уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ устанавливается таможенным законодательством [14, с.86].

НДС более предпочтителен, чем прямые налоги: от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; НДС не зависит от результатов хозяйственно-экономической деятельности, и поступления от него достаточно стабильны.

Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного перечня и оплачиваемые покупателем. Реальным плательщиком их является конечный потребитель подакцизной продукции.

Акцизы возникают только в сфере производства, исключение составляют акцизы на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации. Плательщиками акцизов в данном случае выступают организации, закупившие подакцизные товары, в том числе для дальнейшей перепродажи.

Налогоплательщиками акцизов признаются [15, с. 17]:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Существенной особенностью этого налога является его взимание только в сфере производства - акцизами не облагаются работы и услуги.

В число объектов налогообложения включаются следующие операции [16, с.407]:

1) реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;

2) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;


3) передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров, за исключением операций по передаче нефтепродуктов, собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

4) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для дальнейшего производства не подакцизных товаров, за исключением передачи денатурированного спирта в отдельных случаях;

5) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для собственных нужд;

6) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

7) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе (за исключением нефтепродуктов);

8) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

9) получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство не спиртосодержащей продукции.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. При определении налоговой базы выручка, полученная в иностранной валюте, перечитывается в рубли по курсу Банка России, действующему на дату реализации подакцизных товаров. Налоговая база по ввозимым товарам устанавливается в зависимости от специфической, адвалорной или комбинированной применяемой налоговой ставки.

Если в составе одной партии ввозимых товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы товаров. Если в отношении ввозимых товаров применяются твердые ставки, то налоговая база устанавливается в общем порядке как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении. При применении адвалорных ставок налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости товаров и таможенной пошлины [17,с.25].

По подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные ставки, налоговая база определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении специфической ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной ставки.


Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены налоговые

вычеты, которые позволяют уменьшить сумму акциза, перечисленную в бюджет. Вычетам подлежат только фактически уплаченные суммы акциза на основании расчетных документов, счетов - фактур и других документов.

Налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц [18,с.282].

1.3 Зарубежный опыт в области взимания косвенных налогов

Косвенные налоги во всех странах имеют в первую очередь фискальное значение. Но при этом не все государства ровно относятся к взиманию на своей территории косвенных налогов. В США и Канаде не взимается НДС, распространенный в Европе. Акцизы являются доходными источниками бюджетов всех развитых и развивающихся государств. Косвенными налогами в зарубежных странах также считаются таможенные пошлины, налоги с продаж, налоги с оборота. Все эти налоги объединяет одно — они влияют на расходы потребителей товаров, так как увеличивают цену последних [19].

В разных экономически развитых странах косвенные налоги имеют различное место в доходах бюджета.

Франция является одним их крупнейших унитарных государств современной Европы. Основным источником доходов ее бюджета в настоящее время служат косвенные налоги, а среди них наиболее важным является НДС, действующий во Франции с 1954 г. При этом применяются стандартная (20 %) и пониженная (5,5 %) ставки налога.

Пониженная ставка применяется к ряду сельскохозяйственных продуктов, продовольствию, медикаментам, медицинскому оборудованию, грузовым и пассажирским перевозкам, культурным и культурно-зрелищным мероприятиям, туристическим и гостиничным услугам.

Французское законодательство предусматривает ряд существенных льгот по НДС, в соответствии с которыми от налогообложения освобождаются:

— малые предприятия, если их оборот за финансовый год не превысил определенного законодательством порога. В этом случае они имеют право применить льготу начиная с года, следующего за отчетным. Суммовой критерий периодически пересматривается в зависимости от экономической политики и уровня инфляции;

— все операции, связанные с экспортом. Субъекты предпринимательства, осуществляющие экспортные сделки, пользуются правом на возмещение уплаченного ими НДС по ценностям, приобретенным у поставщиков и использованным при производстве экспортной продукции (работ, услуг);


— банковская и финансовая деятельность;

— услуги частных врачей и преподавателей;

— сельское хозяйство и рыболовство;

— государственные учреждения, выполняющие административные, социальные, культурные и спортивные функции.

Важным источником доходов бюджета Франции также служат акцизы. Перечень подакцизных товаров там достаточно широк. Акцизы взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, крепких спиртных напитков, пива, минеральной воды, табачных изделий, масличных, зерновых, сахара, спичек и зажигалок, кондитерских изделий, драгоценных металлов и ювелирных изделий, произведений искусства и антиквариата, страховых и биржевых операций, игорного бизнеса, зрелищных мероприятий, телевизионной рекламы. К числу налогов на потребление во Франции относятся таможенные пошлины, которые могут взиматься по специфическим и адвалорным ставкам и выступают помимо источник дохода бюджета важным инструментом экономической политики государства, направленной на защиту национальной промышленности и сельского хозяйства.

Для Бельгии также характерна высокая роль косвенного налогообложения. Стандартная ставка НДС составляет 21%, существуют и пониженные ставки:

— 12% — при строительстве жилых домов;

— 7% — на сельскохозяйственное сырье, медикаменты, книги, газеты, коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта, гостиничный бизнес.

От обложения НДС в Бельгии освобождаются банки, страховые компании, услуги юристов, учителей, врачей и больниц, а также международные перевозки, поставки самолетов и судов.

Акцизы в Бельгии взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, табачных изделий, крепких спиртных напитков, вина, пива, безалкогольных напитков, кофе, а также с наружной рекламы и игорного бизнеса.

В Швейцарии косвенные налоги также имеют преобладающее значение в формировании доходов бюджета (см. рисунок 1).

Рисунок 1 — Структура налоговых поступлений в Швейцарии

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [19]

Данные, представленные на рисунке, показывают существенную роль НДС в формировании доходов бюджета Швейцарии, на долю которого приходится 29,1 % всех доходов. Данный налог в Швейцарии введен только 01.01.1995 (вместо налога с оборота) для унификации с налоговыми системами ЕС. В этой стране НДС — это налог на всеобщее пользование и потребление. Он взимается на всех стадиях производства и распределения, с импорта товаров, отечественной сферы услуг и приобретения услуг за границей. При этом существуют три вида ставок НДС:


— стандартная — 8%;

— специальная — 3,8% (на услуги в гостиничном секторе);

— пониженная — 2,5% (для продуктов и безалкогольных напитков, птицы, рыбы, зерна, медицинских товаров, полиграфической продукции).

К косвенным налогам в Швейцарии также относятся и таможенные пошлины, которые взимаются как по импортным, так и по экспортным операциям по твердым ставкам [20].

В США налог на добавленную стоимость не применяется. Он невозможен в этой стране потому, что там налоговая база зафиксирована на уровне штатов, поэтому для введения НДС придется менять конституцию. В США косвенным налогам принадлежит незначительная роль при формировании доходов государства, там взимаются акцизы и налог с продаж.

Объектом обложения налогом с продаж является стоимость товаров и услуг. Ставки налога устанавливаются штатами и варьируются в диапазоне 4—8%.

В США уплачиваются три акциза (федеральный, штатный, местный). В доходах государственного бюджета США федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и скромное место. Например, в 2006 г. Доля акцизов в федеральном бюджете составляла около 3%. В США установлены следующие федеральные акцизы: из товаров — на алкогольные и табачные изделия; из услуг — на дороги и воздушные перевозки.

Особо необходимо выделить новую группу акцизных сборов, направленных на защиту окружающей среды от вредных промышленных отходов, вводимых в налоговую практику с конца 1980-х гг., — это экологические налоги. Так, в США в целях мобилизации средств для финансирования пятилетней программы специального фонда по очистке вредных отходов были введены дополнительные акцизные налоги на нефть в 8,2 цента с баррели отечественной нефти сырца и 11,7 цента с баррели импортных нефтепродуктов [21].

Таким образом, в развитых странах Запада из косвенных налогов наиболее популярными являются НДС и акцизы.

Интересен налоговый опыт стран СНГ. Для гармонизации налоговых законодательств необходимо изучать особенности каждого налога в отдельных странах и аккумулировать положительный опыт. Косвенные налоги оказывают большое влияние на политику ценообразования, им принадлежит наибольшая доля в доходах бюджетов многих стран СНГ. Поэтому особую актуальность имеет гармонизация налоговых законодательств в отношении взимания косвенных налогов.

В налоговой системе Республики Беларусь одним из основных налогов является НДС. Общий порядок его исчисления в Беларуси такой же, как и в России. Основная ставка составляет 20%, кроме того, применяются ставки в размере 10% и 0%. По ставке 10% облагается реализация на территории республики продуктов животноводства, растениеводства, рыболовства, продовольственных товаров, товаров для детей; товаров (работ, услуг), производимых с применением новых и высоких технологий. Ставка в размере 0% применяется при экспорте товаров.