Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 351
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные данные о работе
Версия шаблона | 1.1 |
Вид работы | Комплексная электронная предзащита |
Название дисциплины | Защита выпускной квалификационной работы (40.02.01 Право и организация социального обеспечения) – 2 недели |
Тема | Пенсионная реформа в Российской Федерации |
Фамилия выпускника | Рулина |
Имя выпускника | Анастасия |
Отчество выпускника | Евгеньевна |
ID (№ контракта) | 272440020119090002 |
Содержание
Введение
1. Общая характеристика пенсионной реформы в Российской Федерации
1.1 Историко–теоретические основы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации
1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации и негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения населения
2 Перспективы совершенствования пенсионной системы Российской Федерации
2.1 Основные направления пенсионной реформы 2018 года в России
2.2 Перспективные направления реформирования отечественной системы пенсионного обеспечения и пенсионного страхования населения
Заключение
Библиографический список
Приложение А. Структура существующих систем пенсионного страхования
Приложение Б. Структура системы пенсионного обеспечения России
Приложение В. Функции Пенсионного фонда Российской Федерации
Приложение Г. Направления использования средств Пенсионного фонда Российской Федерации
Введение
Актуальность темы. В современных условиях пенсионная система, основным элементом которой является обязательное пенсионное страхование, представляет собой важнейшую социальную гарантию любого общества. Она финансирует содержание нетрудоспособных граждан при наступлении старости и инвалидности и затрагивает интересы практически всего работающего населения, за счет деятельности которого осуществляется их материальное обеспечение.
Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, устанавливает гарантии социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, среди которых особое место занимают перечисленные в ст. 7 Конституции РФ государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
С 1 января 2002 года в Российской Федерации началось воплощение в жизнь крупномасштабной пенсионной реформы, которая выступала структурным элементом преобразований в экономике и социальной политике страны. Реформирование было направлено на образование многоуровневой пенсионной системы, позволяющей создать условия для получения гражданами достойной пенсии после окончания трудовой деятельности, а соответственно повысить уровень жизни населения в целом.
Существенной проблемой является то, что на протяжении последних двадцати лет отечественная пенсионная система претерпела существенные изменения, связанные с введением в действие принципов пенсионного страхования. Была создана единая система регистрации застрахованных лиц, работающих по найму, и индивидуально занятого населения, а также отработан механизм достижения финансовой сбалансированности доходов и обязательств системы государственного пенсионного обеспечения.
Одной из проблем в данной сфере является слаженность функционирования системы пенсионного обеспечения, которая является залогом социальной стабильности и согласия в обществе.
В настоящее время Россия столкнулась не только с финансовым кризисом, результатами которого стало резкое сокращение пенсионных взносов, но и с демографическими проблемами, в результате которых наблюдается устойчивое сокращение численности трудоспособного населения при росте количества пенсионеров. Данная ситуация обусловила необходимость дальнейшего проведения пенсионной реформы органами государственной власти, основная задача которой состоит в том, чтобы стимулировать граждан принимать участие в финансировании своей будущей пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, а также выбирать государственный или негосударственный пенсионный фонд для управления пенсионными накоплениями.
03 октября 2018 года принят Федеральный закон № 350–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», затронувший основные компоненты действующей пенсионной системы и вызвавший широкий резонанс в политической, научной и общественной среде.
На основании изложенного, значимость исследования пенсионных реформ Российской Федерации обосновывает актуальность избранной темы.
Степень разработанности темы. За последние годы интерес исследователей к проблемам пенсионной системы государства значительно вырос, это обуславливается кризисом современной российской пенсионной модели.
В работах таких авторов, как С.А. Агапцов, В.А. Антропов, С.В. Афанасьев, Ю.К. Воронин, Е.Д. Гурвич, М.В. Дмитриев, А.К. Жуков, М.В. Захаров, А.Т. Куртин, Т.А. Малева, О.В. Ломатидзе, Е.Н. Мачульская, В.В. Павлюченко, Л.А. Ржаницина, В.Д. Роик, О.А. Синявская, А.К. Соловьев, Д.Д. Шавишвили, Л.В. Якушев и других анализируется социальная сфера, проблемы отечественной системы социального страхования, отраслей пенсионного страхования, обосновываются методы повышения его эффективности и предлагаются перспективные модели реформирования.
Вопросы финансовой сбалансированности отечественной пенсионной системы исследованы А.Н. Бабошкиным, Н.В. Гришкевичем, А.Т. Куртиным, В.Д. Роиком, А.К. Соловьевым; Т.А. Малева и О.А. Синявская рассматривают проблемы повышения пенсионного возраста; Р.В. Бурнашов, М.В. Дмитриев, В.Д. Роик, Е.К. Сухорукова анализируют современное положение в системе досрочного пенсионного обеспечения, которое занимает значительную долю в отечественной пенсионной системе.
В то же время, анализ существующей специальной литературы позволяет нам сделать вывод о том, что исследования, посвященные функционированию механизма пенсионной системы, ограничиваются традиционными подходами, характеризуются недостатком аргументированного обоснования необходимости развития механизма реформирования пенсионной системы, который был бы адекватен изменениям социально–экономического положения страны.
Кроме того, пока недостаточно специальных исследований, посвященных реформированию пенсионной системы в результате принятия Федерального закона от 03 октября 2018 г. № 350–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», основные положения которого вступили в силу лишь с 01 января 2019 года.
Изложенные обстоятельства обусловили выбор темы исследования, формулирование его объекта, предмета, целей и задач.
Объект исследования – механизмы реализации пенсионной реформы в Российской Федерации.
Предмет исследования – совершенствование механизмов реализации пенсионной реформы в Российской Федерации.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе исследования механизмов реализации пенсионной реформы в Российской Федерации предложить перспективные направления его совершенствования.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. Проследить становление и развитие отечественной системы пенсионного обеспечения и пенсионного страхования населения.
2. Дать характеристику основным моделям построения пенсионных систем в современных государствах.
3. Осуществить анализ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в государственном механизме финансирования и выплаты пенсий.
4. Провести анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов России в реализации системы негосударственного пенсионного обеспечения граждан.
5. Обобщить основные направления пенсионной реформы 2018 года в России.
6. Представить перспективные направления реформирования отечественной системы пенсионного обеспечения и пенсионного страхования населения.
Методы исследования – общие, частные и специальные научные методы, выступающие в качестве элементов познания, решения научных задач и достижения цели проводимого исследования, в частности, анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический, статистический, сравнительный, системно–структурный и другие методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что изложенные в бакалаврской работе положения могут быть использованы:
– в учебном процессе;
– для повышения квалификации практических работников и преподавательских кадров;
– при подготовке научных работ и учебно–методических материалов по изучаемой проблематике.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографического списка и приложений.
Основная часть
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Историко–теоретические основы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации
Пенсия (от латинского pensio – платеж) – регулярная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства или иных субъектов в качестве основного источника средств существования, назначаемая в установленном законом случаях1. Пенсионная система является одним из важнейших показателей социальной стабильности страны. Для обеспечения достойного проживания граждан пенсионного возраста практически во всех странах мира существуют пенсионные программы. Стабильность пенсионной системы выступает залогом спокойствия граждан, и в нашей стране она постоянно подвергается реформированию, которое следует определить как процесс реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, направленный на повышение их материального благосостояния, а также на обеспечение экономической безопасности государства и приведения пенсионной системы граждан в соответствие с принципами правового и социального государства2.
Для понимания особенностей становления и развития отечественной пенсионной системы необходимо проследить, как она развивалась и функционировала на различных этапах исторического пути нашей страны.
Пенсионное обеспечение в России появилось еще в Киевской Руси, когда князья и воеводы обеспечивали членов своих дружин в случае ранения и старости3.
Первоначальные формы пенсии в России также были тесно связаны с благотворительностью, которой занимались монастыри. Они строили богадельни для стариков и увечных, временные приюты для бродячих нищих, больницы для бедняков. Благотворительную деятельность монастырей использовало в своих интересах государство4.
При Екатерине II сложилась следующая пенсионная система. Выходящие в отставку чины, а также вдовы умерших чиновников подавали прошение на имя императрицы о назначении им пенсии. Пенсии назначались не всем чинам, а только имеющим недостаточное обеспечение. Для выплаты пенсии чинам разных ведомств назначались конкретные суммы и указывались их источники. Так как размеры пенсионного фонда были ограничены, а пенсии назначались в соответствии с размерами жалования чиновников, то многим просителям годами приходилось ожидать «вакации». Она могла образоваться в результате смерти пенсионера при отсутствии у него вдовы и несовершеннолетних детей или из–за неявки пенсионера за пенсией больше года.