Файл: Пенсионная реформа в Российской Федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 275

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выводы по главе 1:

1. Пенсионное обеспечение в России возникло еще в Киевской Руси, когда князья и воеводы обеспечивали членов своих дружин в случае ранения и старости. Первый основной пенсионный закон «Об обеспечении служилых людей и их семейства» был издан в 1720 г. К на­чалу XX в. российское пенсионное законодательство сложилось в стройную, строгую и эффективную си­стему. В советское время пенсионное страхование было трансформировано в пенсионное обеспечение, в значительной мере благодаря огосу­дарствлению и централизации финансов. Процесс формирования совет­ской пенсионной системы в основном был завершен в 1956 г. с приня­тием закона «О государственных пенсиях», согласно которому, полная пенсия предоставлялась мужчинам с 60 лет со стажем работы не менее 25 лет и женщинам с 55 лет со стажем не менее 20 лет.

2. В современных государствах сформированы собственные пенсионные системы, учитывающие национальные особенности пенсионного обеспечения и пенсионного страхования, но при построении каждой из них применяется одна из существующих моделей – или модель О. Бисмарка (основана на профессио­нально–трудовой солидарности), или модель У. Бевериджа (строится на базе приоритетности минимального уровня пенсионного обеспечения). По способу формирования модели пенсионного страхования делятся на распределительную, которая основана на принципе «солидарности накопле­ний» и накопительная, базирующуюся на прин­ципе самостоятельной ответственности за матери­альное обеспечение в старости.

3. Государственное пенсионное обеспечение в нашей стране осуществляется за счет средств Пенсионно­го фонда. ПФР – один из трех государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих обязательное социальное страхование в России, осуществляющий функции государственного страховщика по обяза­тельному пенсионному страхованию. Координацию деятельности ПФР осу­ществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

4. Негосударственный пенсионный фонд – особая организацион­но–правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, ис­ключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсион ному страхованию. В настоящее время развитие негосударственного пенсионного обеспечения тормозится не только вследствие сложной экономической ситуации, но, в первую очередь, из–за недостаточно разработанной законодательной базы.



2. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



2.1 Основные направления пенсионной реформы 2018 года в России
Как отмечалось выше, весной 2018 года Правительство объявило о старте новой пенсионной реформы в России. Законопроект с корректировками относительно пенсионного возраста и правил назначения досрочных пенсий был внесен Правительством в июне 2018 года, одобрен Госдумой 27 сентября и подписан Президентом 03 октября 2018 г.68

Необходимость в очередной раз реформировать пенсионное законодательства, по мнению чиновников из так называемого «финансового блока», назревала уже давно. Попытки реанимировать старую структуру российской пенсионной системы (в том числе с принятием в 2013 году новых законов о страховой и накопительной пенсии, вступивших в силу с 1 января 2015 года) себя не оправдали, прежде всего, из–за новой волны финансово–экономического кризиса и падения мировых цен на нефть, последствия которых Правительству удалось стабилизировать только к 2017 году – в том числе за счет непопулярной среди населения бюджетной экономии по социальным статьям расходов (заморозка пенсионных накоплений, отмена индексации пенсии работающим пенсионерам, проведение индексации пенсий в 2016 году ниже значения прошлогодней инфляции и т.д.).

Обсуждаемые в настоящее время изменения кардинальным образом затронут все основные компоненты пенсионной системы. Из основных вопросов, которые будут решаться в ходе данной реформы, можно отметить следующие:

1. Повышение пенсионного возраста. Первым этапом очередной реформы является повышение пенсионного возраста до 65/60 лет, соответственно, для мужчин и женщин.

2. Внедрение добровольной накопительной системы (путем отмены действующей сейчас накопительной пенсии и замены ее индивидуальным пенсионным капиталом – ИПК).

3. Изменения в правилах выплаты накопительной части пенсии (НЧП) для тех, кому она будет назначена в 2019 году.

4. Отмена пенсионных баллов (бальной системы пенсионного обеспечения).

5. Повышение роли корпоративных пенсий в уровне пенсионного обеспечения россиян.

6. Корректировка системы досрочного выхода на пенсию (например, для учителей)69.

С введением нового закона преступлением стало считаться необоснованное увольнение или отказ в приеме на работу «предпенсионеров» – тех, кому осталось не более пяти лет до наступления срока выхода на пенсию. За указанные действия работодателям будет грозить одно из следующих наказаний:


– штраф – до 200 тыс. руб. или в размере дохода нарушителя за период до 18 месяцев;

– обязательные работы – до 360 часов70.

 С 1 января 2019 года работодатели ежегодно должны будут предоставлять работающим пенсионерам и «предпенсионерам» два оплачиваемых рабочих дня для диспансеризации. Чтобы использовать гарантию, сотрудникам понадобится подавать заявление и согласовывать выбранные даты с работодателем71.

Необходимость изменений Правительство обосновывает, прежде всего, изменившейся социальной и экономической обстановкой в стране. Из ряда наиболее важных причин новой пенсионной реформы можно выделить следующие:

1. Изменилась продолжительность жизни россиян.Во время установления в 1928 г. в СССР текущих сроков выхода на пенсию (при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 – для мужчин) средняя продолжительность жизни граждан была немногим больше 40 лет. На 2018 год прогнозируемая средняя продолжительность жизни россиян составит 72,9 года.

В своем майском указе от 07.05.2018 г. № 20472 Президент России поставил задачу увеличить продолжительность жизни до 78 лет к 2024 году, а к 2030 – уже до 80 лет.

2. Ежегодно увеличивается доля пенсионеров в структуре населения. Росстат прогнозирует, что до 2030–го года количество трудоспособных граждан уменьшится на 4 млн. человек

3. Для реализации нацпроектов 2018–2024 годов не хватает средств в федеральном бюджете.Для их выполнения Правительству в расчете на 6 лет (до 2024 года) необходимо найти где–то дополнительные 8 трлн рублей (что составляет половину годового бюджета страны). На покрытие этого бюджетного дефицита могут быть направлены средства, сэкономленные в результате пенсионной реформы.

4. Фактически не работающая несколько лет система накопительных пенсий.В 2014 году взносы на накопительную часть пенсии были впервые «заморожены» – то есть уже несколько лет все пенсионные отчисления работодателя за работника направляются только в Пенсионный фонд на страховую пенсию и не попадают в систему пенсионных накоплений (то есть накопительная пенсия россиян не формируется из их заработной платы уже несколько лет)73.

Рассмотрим основные направления новой пенсионной реформы более подробно.

Первый вопрос (он же наиболее острый), за решение которого Правительство взялось в 2018 году, – это повышение пенсионного возраста.

27 сентября 2018 г. Госдума в третьем чтении одобрила законопроект о повышении пенсионного возраста с предложенными к нему поправками, в том числе и предложенные Президентом РФ. Этот закон 3 октября 2018 г. был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ. В результате чего пенсионный возраст будет увеличен на 5 лет для мужчин и женщин, с предусмотренным в первые два года льготным выходом на пенсию (на 6 месяцев раньше срока). Стоит напомнить, что 14 июня 2018 года премьер–министр Д. Медведев объявил о поэтапном повышении пенсионного возраста в России с 1 января 2019 года на 5 лет для мужчин (с 60 до 65 лет) и на 8 лет для женщин (с 55 до 63 лет). Увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости предлагалось проводить ежегодно на 1 год
.

29 августа 2018 г. Президент РФ выступил со своим обращением к населению страны, в котором предложил скорректировать законопроект Правительства и внести следующие изменения:

1. Смягчить пенсионный возраст для женщин на 3 года (т.е. установить норматив возраста на уровне 60 лет);

2. Предоставить гражданам, которые по старому закону должны были выйти на пенсию в ближайшие два года (2019–2020 гг.), возможность выйти на 6 месяцев раньше, чем это предполагает новый закон – т.е. в 55,5 и 60,5 для тех, кто должен был оформлять пенсию по старым правилам в 2019 г., 56,5 и 61,5 – в 2020 г.;

3. Обеспечить досрочный выход на пенсию для лиц, имеющих продолжительный страховой (трудовой) стаж: у женщин 37 лет, у мужчин 42 года;

4. Предусмотреть досрочный выход на пенсию многодетным матерям: с тремя детьми – на 3 года раньше срока, с четырьмя – на 4 года раньше74.

Объявленное повышение пенсионного возраста затронет всех россиян, которые еще не успели оформить пенсию по старости по старому законодательству – т.е. всех, кто не достиг до 2019 года возраста 55 и 60 лет.

Повышать пенсионный возраст будут постепенно. Когда выйдут на пенсию те, кто попадает в переходный период, можно увидеть в сравнительной таблице 1.
Таблица 1 – Сравнительная таблица повышения пенсионного возраста

Год рождения

Год наступления пенсионного возраста

Мужчины

Женщины

До

После

1959

1964

2019

2020

1960

1965

2020

2022

1961

1966

2021

2024

1962

1967

2022

2026

1963

1968

2023

2028

 

В повышении пенсионного возраста чиновники видят решение
многих проблем пенсионного обеспечения в РФ. В нашей стране наблюдается следующая ситуация. Доходы россиян падают не на пенсии, а гораздо раньше – после 45 лет и продолжают сокращаться по мере приближения выхода на пенсию. Было проведено исследование