Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 355
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В современных государствах сформированы собственные пенсионные системы, учитывающие национальные особенности пенсионного обеспечения и пенсионного страхования, но при построении каждой из них применяется одна из существующих моделей – или модель О. Бисмарка, или модель У. Бевериджа. Приведем их основные характеристики.
Первая модель основана на профессионально–трудовой солидарности, которой предусматривается связь величины пенсий и размеров заработной платы, основанная на двухуровневой системы, включающей обязательное пенсионное страхование и обеспечение на основе паритетной раскладки страховой нагрузки между работодателями и работниками с целью замещения заработной платы и обязательного и/или добровольного профессионально–отраслевого пенсионного страхования.
Вторая модель строится на базе приоритетности минимального уровня пенсионного обеспечения и представляет собой трехуровневую систему, включающую: обязательное пенсионное страхование и обеспечение, которое гарантирует минимальное обеспечение; обязательное профессиональное пенсионное страхование (осуществляется на уровне отдельных предприятий и/или отраслей экономики путем перечисления взносов на коллективной и/или индивидуальной основе в пенсионные фонды) и добровольное личное пенсионное страхование18.
Система пенсионного страхования в свою очередь состоит из трех подсистем: государственной, профессиональной и индивидуальной (Приложение А). При этом с помощью государственной подсистемы осуществляется защита престарелых граждан, им гарантируются минимальные выплаты. Профессиональная подсистема характеризуется отчислениями дополнительных страховых взносов работодателями и/или работниками, учитывая особенности профессиональных рисков в специально создаваемые отраслевые, или профессиональные пенсионные фонды, в том числе, негосударственные. Индивидуальная подсистема накапливает взносы в негосударственные пенсионные фонды (далее, НПФ) и страховые организации на индивидуальной основе. Рассмотренные подсистемы функционируют либо в обязательной форме, которая осуществляется согласно законодательным нормам, либо в добровольной, условия и порядок проведения которой определяются страховой организацией.
Существует классификация моделей пенсионного страхования и по способу их формирования19:
– распределительная, которая основана на принципе «солидарности накоплений», когда «пенсии живущим пенсионерам выплачиваются за счет пенсионных взносов работающих; а пенсии тем, кто работает сегодня, будут выплачиваться из пенсионных взносов тех, кто в этот период будет иметь оплачиваемую занятость, и т.д.»
20. Положительным моментом является то, что солидарностью поколений обеспечивается относительная простота управления финансовыми резервами пенсионной системы, отрицательным – рост зависимости такой модели от иных социально–экономических факторов, в частности, демографических, поскольку успешная реализация распределения требует постоянного роста населения, а снижение рождаемости при увеличении продолжительности жизни приводит к увеличению финансовой нагрузки и дефициту пенсионной системы21;
– накопительная, которая основывается на принципе самостоятельной ответственности за материальное обеспечение в старости, когда некая часть материального вознаграждения работникам организации не выплачивается, переводясь в виде взносов в пенсионный фонд, аккумулирующий вместе с доходом, полученным от инвестирования22.
Основными разновидностями применяемых схем накопительной системы являются:
1. Единовременное пособие, которое находит широкое применение в англоязычных странах и допускается групповыми схемами предприятий и налоговым регулированием в виде выплаты части пенсионных накоплений.
2. Плановые изъятия (или пенсии с возможной передачей наследникам), которые позволяют пенсионеру участвовать в ожидаемом инвестиционном доходе, а при его смерти, пенсионные накопления переходят наследникам.
3. Пожизненные пенсии (аннуитеты). Применяются в странах, где используется обязательное накопительное пенсионное страхование. В этом случае пенсионер получает пенсию до своей смерти, но при этом наследование пенсионных накоплений отсутствует; пенсионные накопления нельзя расходовать на покрытие крупных расходов, например, на лечение, уход за больным и др.; нет защиты от инфляционных проявлений и нет возможности получения выгоды от высокой доходности инвестиций23.
Вместе с пожизненным аннуитетом, выплаты по которому прекращаются после смерти пенсионера, широко распространены и иные разновидности системы:
– пожизненный аннуитет с периодом гарантированной выплаты, в течение которого выплата пенсии осуществляется и после смерти пенсионера;
– совместный аннуитет, когда пожизненная пенсия умершего пенсионера в размере некоторой доли выплачивается пережившему его супругу;
– совместный аннуитет, который предусматривает период гарантированной выплаты, защищающий вначале обоих супругов, а в случае их смерти – и их детей
24.
В действующей российской пенсионной системе можно выделить две подсистемы, кардинально различающиеся по механизму финансирования и государственному участию: обязательное государственное пенсионное обеспечение и страхование; добровольное негосударственное пенсионное обеспечение и страхование25 (см. Приложение Б).
При этом обязательное государственное обеспечение и страхование включает:
– Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм страховых взносов предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счет ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством. Государственное пенсионное обеспечение включает в себя следующие виды пенсий: за выслугу лет; по старости; по инвалидности; социальную пенсию; пенсию по потере кормильца.
– Государственное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до выхода на пенсию. С 1 января 2015 года трудовая пенсия складывается из трех независимых пенсий: фиксированной выплаты (ФВ), страховой пенсии (СП) и накопительной пенсии (НП).
Добровольное негосударственное пенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц. Она предполагает регулярное добровольное перечисление взносов в выбранный НПФ. За счет получаемого инвестиционного дохода будущая пенсия с каждым годом увеличивается26.
Далее считаем необходимым рассмотреть особенности современных пенсионных систем, существующих в некоторых зарубежных странах.
К примеру, пенсионная система Японии представлена универсальной обязательной государственной пенсионной системой образца 1961 г., базирующейся на государственных пенсионных фондах (GPIF) и распределительной основе.
При возникновении угрозы снижения коэффициента замещения ниже 50% происходит корректировка величины пенсионных взносов, которая закрепляется законодательно на пятилетний срок27.
В Китае система пенсионного страхования разделена на две подсистемы: подсистема для наемных работников (UWS) и подсистема для городских и сельских жителей (URR), которые не интегрированы между собой и реализуются фактически в каждой провинции, при сохранении государственной единой системы финансирования.
Сравнительно небольшая доля пенсионных расходов в ВВП Китая по отношению к другим европейским странам объясняется жесткой консервативной системой пенсионного обеспечения, находящейся полностью под контролем государства28.
Следует отметить, что традиционные рыночные регуляторы, обеспечивавшие на протяжении последнего столетия поддержание финансовой устойчивости пенсионных систем стран Азии, сегодня уже не работают, а накопительные системы как инструмент поддержания финансовой устойчивости пенсионных систем в этих странах появились сравнительно недавно. Кроме того, в этих странах только начинают опробовать себя такие инструменты, как обязательное пенсионное страхование, софинансирование граждан в формировании своей пенсии, применение пенсионных формул в зависимости от размера взносов и уровня заработной платы.
Например, в Финляндии, Португалии и Германии коэффициент ожидаемой продолжительности жизни напрямую связан с факторами финансовой устойчивости системы пенсионного обеспечения. Более того, в США эта взаимосвязь начинает реагировать автоматически, когда социальные пособия автоматически уменьшаются в связи с исчерпанием пенсионного резерва. В Швеции, Италии, Польше и Латвии за счет применения схемы «условно установленных взносов» и изменяющегося коэффициента аннуитетов, поддерживается соответствие между резервом условной пенсии и текущей величиной ожидаемых пенсионных выплат29.
Практически во всех странах наиболее остро стоит вопрос разработки и выбора критериев относительно регулирования пенсионного возраста. Одним из критериев является увеличение продолжительности жизни, что подлежит автоматическому регулированию при условии, что ожидаемый период получения пенсии является неизменным в пенсионных схемах таких стран, как Канада, Дания, Португалия, Финляндия и Греция.
Активному использованию в промышленно развитых станах подлежит и такой инструмент регулирования финансовой устойчивости пенсионной системы как уровень ставок пенсионных страховых взносов.
Так, в Германии ставки этих взносов регулируются автоматически в случае их несоответствия критериям, заложенным в основу финансовой устойчивости пенсионной системы. В Канаде изменения ставок пенсионных взносов возможно в двух случаях: либо законодательно установленные уровни ставок страховых пенсионных взносов не обеспечивают необходимой финансовой устойчивости пенсионной системы, либо правительство не смогло найти других эффективных способов обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы.
Таким образом, в европейских странах и странах Северной Америки наиболее эффективными инструментами автоматического регулирования финансовой устойчивости пенсионной системы являются два критерия: пенсионный возраст и уровень ставок страховых пенсионных взносов. Основным преимуществом в виде автоматизма действия этого «механизма автоматического настраивания» пенсионной системы состоит в том, что его поведение предсказуемо и относительно просто: изменение одной из выбранных переменных в этом механизме автоматически ведет к изменению параметров функционирования системы и ее адаптации с целью поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы.
Однако применение «автоматически настраиваемых механизмов» может иметь и свои отрицательные последствия. Автоматическое повышение пенсионного возраста для всех лиц с учетом роста продолжительности жизни после выхода на пенсию должно учитывать обстоятельства, связанные с тем, что люди с различным уровнем образования и навыков не только имеют различные показатели средней продолжительности жизни, но также и разные шансы найти подходящую работу после выхода на пенсию, в результате чего увеличение пенсионного возраста не позволит им компенсировать потерю дохода. Выход из этой ситуации нашли в Японии, где большинство занятого населения охвачено системой контрактов, которые напрямую связаны с инструментами «автоматически настраиваемых механизмов», которые автоматически корректируют и пенсионный возраст каждого конкретного работника.
Таким образом, применение «автоматически настраиваемых механизмов» (ААМ) в процессе реформирования пенсионных систем в странах Азии носит на современном этапе вспомогательный характер. Это связано с тем, что пенсионные системы стран Азии находятся в стадии формирования, а механизмы их реализации не достигли уровня автоматизма.
Использованием исключительно накопительных принципов характеризуются реформы системы пенсионного обеспечения в Чили Аргентине, Перу, Уругвае, Колумбии, Боливии, Сальвадоре, Мексике. Однако, главной их особенностью являлось, фактически, «ручное» управление проводимыми реформами. Суть реформ состояла в переходе к частным системам пенсионного обеспечения, базирующимся на принципах накопительных систем пенсионного обеспечения