Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 348
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В Уставе были закреплены три основных положения пенсионного законодательства:
– выплата пенсий и единовременных пособий должна производиться из государственного казначейства;
– размер пенсии должен определяться по специальным пенсионным окладам;
– вдовам и детям гражданских чиновников должно быть гарантированно пенсионное обеспечение.
По Уставу пенсия относилась к служебным наградам, и право на пенсию приобреталось определенной выслугой лет. Право на полную пенсию приобреталось за 35 лет безупречной службы. За службу от 30 до 35 лет пенсия назначалась в размере 2/3 от полной пенсии, за службу от 25 лет до 30 – 1/3 полной пенсии5.
Чиновникам, которые не обладали правом на пенсию, выплачивались единовременные пособия. Основанием для такой выплаты являлись тяжелая или неизлечимая болезнь, по состоянию здоровья, за выслугу от 5 до 10 лет. Семьи чиновников, умерших на службе, не выслужив пенсии, или умерших от болезни в отставке, также имели право на единовременное пособие, но были и исключения, и пособия выдавались на усмотрение начальства в случае брака, рождения ребенка, смерти близких родственников, командировки. Основанием для прекращения выплаты пенсии являлось вступление снова в службу.
Льготными были пенсии для служащих в придворном ведомстве, по ученой или учебной части во всех ведомствах, служащим по тюремному управлению, в медицинском ведомстве, горном и таможенном ведомстве, пограничной страже6.
4 апреля 1842 г. был издан указ о создании накопительного капитала с последующим его дополнением из фонда казенными субсидиями для пенсий беднейшим сельским священникам. Они отчисляли от жалования 2 % для будущего пенсиона.
Несоответствие пенсионных окладов резко менявшимся условиям жизни обнаружилось уже в 1850–х годах, что заставило государство принимать меры для улучшения пенсионного обеспечения отставников. Решение этой проблемы правительство искало путем создания эмеритальных касс (от лат. emeritus – заслуженный).
В 1912 г. был принят новый Устав о пенсиях и единовременных пособиях чинам военного ведомства и их семействам. Он был очень схож с ныне действующим. Основным отличием являлось ежегодное возрастание пенсии на 2% от содержания. Например, за 25 лет службы назначалась пенсия в размере 60% от оклада и увеличивалась на 2% от содержания. За 35 лет выслуги устанавливался максимальный размер пенсии – 80% от содержания.
После Октябрьской революции 1917 г. в пенсионной системе происходили радикальные преобразования, государством был взят курс на придание пенсиям массового характера, вместо исключительности и привилегированности осуществлялись выплаты пособий по инвалидности и потере кормильца.
В первые годы молодым государством были изданы постановления «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно–увечных», «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся». С 1924 г. для научных работников и преподавателей рабфаков выплачивались пенсии за выслугу лет, а через год и для учителей городских и сельских школ было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет. Размеры пенсий зависели от уровня оплаты и условий труда, состава семьи7.
В 1929 г. было установлено пенсионное обеспечение как социальное страхование от старости, а в 1932 г. пенсионное обеспечение было введено для рабочих всех отраслей народного хозяйства. Пенсия рассчитывалась не так как сегодня (исходя из общей суммы зарплаты, полученной за всю трудовую жизнь), а исходя из средней зарплаты за последний год или последние десять лет работы. В тот период не существовало отдельного пенсионного фонда: все предприятия платили налоги в бюджет страны, из которого шло финансирование всех расходов, в том числе социального и пенсионного обеспечения. Тогда же законом был установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
В 1956 году в СССР был принят закон о государственных пенсиях – в нем были прописаны гарантии государственной пенсии, единые основания назначения пенсий, единый возраст и требования к трудовому стажу, единый порядок исчисления размера пенсий8. Однако для колхозников государственные пенсии были установлены законом от 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов». До 1965 г. пенсии колхозникам устанавливались каждым колхозом в зависимости от размера собственных фондов, поэтому размер пенсионных отчислений и размер пенсионных выплат были разными. В 1964 г. в стране установилась единая государственная пенсионная система9.
С 1 января 2015 года были введены в действие новые пенсионные федеральные законы «О страховых пенсиях»10, «О накопительной пенсии»11, «О специальной оценке условий труда»
12, которыми были заложены институциональные основы современного этапа пенсионной реформы в РФ. Суть изменений заключалась в следующем. Трудовая пенсия состояла из трех частей: страховой пенсии (финансируется за счет индивидуальной части страхового тарифа); накопительной пенсии (финансируется за счет тарифа на накопительную пенсию) для лиц 1967 года рождения и моложе, если до конца 2015 г. они заявят о своем желании перечислять соответствующие взносы в конкретный НПФ или управляющую компанию; фиксированной выплаты (финансируется за счет солидарной части страхового тарифа, а также взносов на оплату труда сверх установленного облагаемого предела по сниженному тарифу). Страховая пенсия по старости назначалась гражданам, достигшим пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 – для женщин. Социальная пенсия, в отличие страховой пенсии по старости, относилась к пенсии по государственному обеспечению, и выплачивалась из средств государственного бюджета. Получатели социальной пенсии при ее назначении должны иметь возраст 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Требования к трудовому стажу, к страховому стажу получателям социальной пенсии не предъявляются.
При ухудшении экономической ситуации государство решилось на крайние меры: «заморозку» платежей в ПФР и перевод взносов на накопительную часть за 2014–2017 гг. в распределительную систему (на выплату пенсий действующим пенсионерам).
Изначально «заморозка» была временной мерой и введена всего на 1 год, но позже срок решили продлить. При этом плательщикам была предложена альтернатива: за уплаченные взносы начисляются баллы, которые при выходе на пенсию суммируются и конвертируются обратно в деньги. Проблема данной системы состояла в том, что механизм обратной конвертации баллов в деньги полностью зависел от государства, т.е. есть риск нарушения принципа эквивалентности уплаченных денежных взносов и сумм, возвращенных в виде пенсий.
В результате всех «за» и «против», социальный блок правительства в 2016 году предложил вернуть накопительную часть пенсии, но к дополнению к балльной системе. Взносы в накопительную часть теперь являлись добровольными, а для плательщиков и работодателей были предусмотрены налоговые льготы и вычеты13.
В дальнейшем, поскольку действующего страхового тарифа не хватало на финансирование публичных пенсионных обязательств, было принято решение о более низкой на протяжении всего периода формирования работником своих пенсионных прав индексации по индексу цен, а не по индексу роста зарплаты, то есть к не страховой индексации.
В результате, по мнению Р.В. Костенко и А.С. Фоломкина, современная пенсионная система России стала представлять собой «довольно сложное для понимания сочетание старой распределительной системы для тех, кому государственная пенсия уже назначена, и элементов накопительной составляющей для тех, кому государственная пенсия еще будет назначена»14.
14 июня 2018 г. премьер–министр Д. Медведев объявил о старте пенсионной реформы, целью которой является сокращение бюджетных расходов на выплату пенсий. 16 июня 2018 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект об изменениях в пенсионной системе. 19 июля он (законопроект) был принят парламентом страны в первом чтении.
Новая пенсионная реформа была окончательно утверждена с принятием Федерального закона от 03 октября 2018 г. № 350–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»15. Ее первоначальный вариант был скорректирован с учетом поправок, предложенных Президентом РФ.
Основное внимание граждан к положениям пенсионной реформы было сосредоточено на запланированном увеличении возраста, дающем право на получение пенсии. Однако повышение возраста является только одним из критериев, по которым меняется пенсионное законодательство. Выделим базовые принципы, которые законодатель утвердил для проведения реформы:
– все пенсионные права, гарантированные государством на момент начала реформы, сохранятся в неизменном виде (в частности, действующим пенсионерам не придется дорабатывать до вновь утвержденного возраста);
– чтобы смягчить последствия реформы, ее проведение запланировано на период с 2019 по 2028 года, а окончательный вид пенсионное законодательство приобретет с 2034 года;
– одновременно с увеличением возраста, вводится блок льгот и надбавок для пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, в том числе существенные ограничения на увольнение и ежемесячные доплаты к пенсиям.
По специальным правилам будет рассчитываться возраст для граждан, чье право на получение пенсии возникает не позже 2022 года. Им предоставлена возможность снизить возраст на полгода, по сравнению с запланированным показателем реформы. Порядок подтверждения страхового и льготного стажа, а также учета нестраховых периодов, практически не изменился. Однако отдельные периоды трудовой деятельности или ухода за ребенком позволят существенно снизить возрастную планку для потенциального пенсионера.
Вывод: Изложенное позволяет отметить, что до 2002 года в России действовала распределительная система пенсионного обеспечения, предполагавшая финансирование пенсий из поступлений текущего времени, когда взносы работодателей в Пенсионный фонд России направлялись на выплату пенсий нынешним пенсионерам. С 2002 по 2010 годы размер будущей пенсии рассчитывался, исходя из базовой, страховой и накопительной части. Затем пенсионные отчисления были разделены на две части: 16% на страховую пенсию и 6% на накопительную. С 01 января 2015 года все 22% взносов расходуются на выплату страховых пенсий, а накопления увеличиваются только за счет инвестиционного дохода, таким образом, пенсионная система приобрела смешанный характер, сочетая старую распределительную систему для тех, кому государственная пенсия уже назначена, и элементы накопительной составляющей для тех, у которых она еще будет. Целью пенсионной реформы 2018 года, утвержденной Федеральным законом от 03 октября 2018 г. № 350–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», является сокращение расходов государства на выплату пенсий, а основной перспективной задачей – переход к накопительной модели пенсионной системы, особенности которой будут нами рассмотрены в следующем параграфе данной выпускной квалификационной работы.
Прежде всего, считаем необходимым указать, что в специальной литературе существует множество подходов к определению термина «пенсионная система». К примеру, М.Л. Захаровым и Э.Г. Тучковой под пенсионной системой понимается «комплексное образование, регулирующее отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты, отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами и отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения»16.
В.В. Куценко представляет другую трактовку пенсионной системы, определяя ее в качестве «составной части социального обеспечения, звена защитного механизма, призванного обеспечить эффективное функционирование одного из секторов социальной сферы общества»17.
На наш взгляд, пенсионная система представляет собой совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий.