Файл: Пенсионная реформа в Российской Федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 348

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В Уставе были закреплены три основных положения пенси­онного законодательства:

– выплата пенсий и единовременных пособий должна про­изводиться из государственного казначейства;

– размер пенсии должен определяться по специальным пен­сионным окладам;

– вдовам и детям гражданских чиновников должно быть га­рантированно пенсионное обеспечение.

По Уставу пенсия относилась к служебным наградам, и пра­во на пенсию приобреталось определенной выслугой лет. Право на полную пенсию приобреталось за 35 лет безупреч­ной службы. За службу от 30 до 35 лет пенсия назначалась в раз­мере 2/3 от полной пенсии, за службу от 25 лет до 30 – 1/3 полной пенсии5.

Чиновникам, которые не обладали правом на пенсию, вы­плачивались единовременные пособия. Основанием для такой выплаты являлись тяжелая или неизлечимая болезнь, по состоя­нию здоровья, за выслугу от 5 до 10 лет. Семьи чиновников, умерших на службе, не выслужив пенсии, или умерших от болез­ни в отставке, также имели право на единовременное пособие, но были и исключения, и пособия выдавались на усмотрение начальства в случае брака, рождения ребенка, смерти близких родственников, командировки. Основанием для прекращения выплаты пенсии являлось вступление снова в службу.

Льготными были пенсии для служащих в придворном ве­домстве, по ученой или учебной части во всех ведомствах, слу­жащим по тюремному управлению, в медицинском ведомстве, горном и таможенном ведомстве, пограничной страже6.

4 апреля 1842 г. был издан указ о создании на­копительного капитала с последующим его допол­нением из фонда казенными субсидиями для пенсий беднейшим сельским священникам. Они отчисляли от жалования 2 % для будущего пенсиона.

Несоответствие пенсионных окладов резко менявшимся условиям жизни обнаружилось уже в 1850–х годах, что заставило государство принимать меры для улучшения пенсионного обеспечения отставников. Решение этой проблемы правительство искало пу­тем создания эмеритальных касс (от лат. emeritus – заслуженный).

В 1912 г. был принят новый Устав о пенсиях и едино­временных пособиях чинам военного ведомства и их семействам. Он был очень схож с ныне действующим. Основным отличием яв­лялось ежегодное возрастание пенсии на 2% от содержания. Например, за 25 лет службы назначалась пенсия в размере 60% от оклада и увеличивалась на 2% от содержания. За 35 лет выслуги устанавливался максимальный размер пенсии – 80% от содержания.


После Октябрьской революции 1917 г. в пенсионной системе происходили радикальные преобразования, государством был взят курс на придание пенсиям массового характера, вместо исключительности и привилегированности осуществлялись выплаты пособий по инвалидности и потере кормильца.

В первые годы молодым государством были изданы постановления «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно–увечных», «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся». С 1924 г. для научных работников и преподавателей рабфаков выплачивались пенсии за выслугу лет, а через год и для учителей городских и сельских школ было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет. Размеры пенсий зависели от уровня оплаты и условий труда, состава семьи7.

В 1929 г. было установлено пенсионное обеспечение как социальное страхование от старости, а в 1932 г. пенсионное обеспечение было введено для рабочих всех отраслей народного хозяйства. Пенсия рассчитывалась не так как сегодня (исходя из общей суммы зарплаты, полученной за всю трудовую жизнь), а исходя из средней зарплаты за последний год или последние десять лет работы. В тот период не существовало отдельного пенсионного фонда: все предприятия платили налоги в бюджет страны, из которого шло финансирование всех расходов, в том числе социального и пенсионного обеспечения. Тогда же законом был установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

В 1956 году в СССР был принят закон о государственных пенсиях – в нем были прописаны гарантии государственной пенсии, единые основания назначения пенсий, единый возраст и требования к трудовому стажу, единый порядок исчисления размера пенсий8. Однако для колхозников государственные пенсии были установлены законом от 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов». До 1965 г. пенсии колхозникам устанавливались каждым колхозом в зависимости от размера собственных фондов, поэтому размер пенсионных отчислений и размер пенсионных выплат были разными. В 1964 г. в стране установилась единая государственная пенсионная система9.

С 1 января 2015 года были введены в действие новые пенсионные феде­ральные законы «О страховых пенсиях»10, «О накопительной пенсии»11, «О специальной оценке условий труда»

12, которыми были заложены институциональные основы современного этапа пенсионной реформы в РФ. Суть изменений заключалась в следующем. Трудовая пенсия состояла из трех частей: страховой пенсии (финансируется за счет индивидуаль­ной части страхового тарифа); накопительной пенсии (финансируется за счет тарифа на накопительную пенсию) для лиц 1967 года рождения и моложе, если до конца 2015 г. они заявят о своем желании перечис­лять соответствующие взносы в конкретный НПФ или управляющую компанию; фиксированной выплаты (финансируется за счет солидар­ной части страхового тарифа, а также взносов на оплату труда сверх установленного облагаемого предела по сниженному тарифу). Страховая пенсия по старости назначалась гражданам, достигшим пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 – для женщин. Социальная пенсия, в отличие страховой пенсии по старости, относилась к пенсии по государственному обеспечению, и выплачивалась из средств государственного бюджета. Получатели социальной пенсии при ее назначении должны иметь возраст 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Требования к трудовому стажу, к страховому стажу получателям социальной пенсии не предъявляются.

При ухудшении экономической ситуации государство решилось на край­ние меры: «заморозку» платежей в ПФР и перевод взносов на накопительную часть за 2014–2017 гг. в распределительную систему (на выплату пенсий дей­ствующим пенсионерам).

Изначально «заморозка» была временной мерой и введена всего на 1 год, но позже срок решили продлить. При этом плательщикам была предложена аль­тернатива: за уплаченные взносы начисляются баллы, которые при выходе на пенсию суммируются и конвертируются обратно в деньги. Проблема данной си­стемы состояла в том, что механизм обратной конвертации баллов в деньги полностью за­висел от государства, т.е. есть риск нарушения принципа эквивалентности упла­ченных денежных взносов и сумм, возвращенных в виде пенсий.

В результате всех «за» и «против», социальный блок правительства в 2016 году предложил вернуть накопительную часть пенсии, но к дополнению к балль­ной системе. Взносы в накопительную часть теперь являлись добровольными, а для плательщиков и работодателей были предусмотрены налоговые льготы и вычеты13.

В дальнейшем, поскольку действующего страхового тарифа не хватало на финансирование публичных пенсионных обя­зательств, было принято решение о более низкой на протяжении всего пе­риода формирования работником своих пенсионных прав индексации по индексу цен, а не по индексу роста зарплаты, то есть к не страховой индексации.


В результате, по мнению Р.В. Костенко и А.С. Фоломкина, современная пенсионная система России стала представлять собой «довольно сложное для понимания сочетание старой распределительной системы для тех, кому государственная пенсия уже назначена, и элементов накопительной составляющей для тех, кому государственная пенсия еще будет назначена»14.

14 июня 2018 г. премьер–министр Д. Медведев объявил о старте пенсионной реформы, целью которой является сокращение бюджетных расходов на выплату пенсий. 16 июня 2018 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект об изменениях в пенсионной системе. 19 июля он (законопроект) был принят парламентом страны в первом чтении.

Новая пенсионная реформа была окончательно утверждена с принятием Федерального закона от 03 октября 2018 г. № 350–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»15. Ее первоначальный вариант был скорректирован с учетом поправок, предложенных Президентом РФ.

Основное внимание граждан к положениям пенсионной реформы было сосредоточено на запланированном увеличении возраста, дающем право на получение пенсии. Однако повышение возраста является только одним из критериев, по которым меняется пенсионное законодательство. Выделим базовые принципы, которые законодатель утвердил для проведения реформы:

– все пенсионные права, гарантированные государством на момент начала реформы, сохранятся в неизменном виде (в частности, действующим пенсионерам не придется дорабатывать до вновь утвержденного возраста);

– чтобы смягчить последствия реформы, ее проведение запланировано на период с 2019 по 2028 года, а окончательный вид пенсионное законодательство приобретет с 2034 года;

– одновременно с увеличением возраста, вводится блок льгот и надбавок для пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, в том числе существенные ограничения на увольнение и ежемесячные доплаты к пенсиям.

По специальным правилам будет рассчитываться возраст для граждан, чье право на получение пенсии возникает не позже 2022 года. Им предоставлена возможность снизить возраст на полгода, по сравнению с запланированным показателем реформы. Порядок подтверждения страхового и льготного стажа, а также учета нестраховых периодов, практически не изменился. Однако отдельные периоды трудовой деятельности или ухода за ребенком позволят существенно снизить возрастную планку для потенциального пенсионера.


Вывод: Изложенное позволяет отметить, что до 2002 года в России действовала рас­пределительная система пенсионного обеспечения, предполагавшая финансирование пенсий из поступлений текущего времени, когда взносы работодателей в Пенсионный фонд России направлялись на выплату пенсий нынешним пенсионерам. С 2002 по 2010 годы размер будущей пенсии рассчитывался, исходя из базовой, страховой и накопительной части. Затем пенсионные от­числения были разделены на две части: 16% на страховую пенсию и 6% на накопительную. С 01 января 2015 года все 22% взносов расходуются на выплату страховых пенсий, а накопления уве­личиваются только за счет инвестиционного до­хода, таким образом, пенсионная система приобрела смешанный характер, сочетая старую распределительную систему для тех, кому государственная пенсия уже назначена, и элементы накопительной составляющей для тех, у которых она еще будет. Целью пенсионной реформы 2018 года, утвержденной Федеральным законом от 03 октября 2018 г. № 350–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», является сокращение расходов государства на выплату пенсий, а основной перспективной задачей – переход к накопительной модели пенсионной системы, особенности которой будут нами рассмотрены в следующем параграфе данной выпускной квалификационной работы.

Прежде всего, считаем необходимым указать, что в специальной литературе существует множество подходов к определению термина «пенсионная система». К примеру, М.Л. Захаровым и Э.Г. Тучковой под пенсионной системой понимается «комплексное образование, регулирующее отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты, отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами и отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения»16.

В.В. Куценко представляет другую трактовку пенсионной системы, определяя ее в качестве «составной части социального обеспечения, звена защитного механизма, призванного обеспечить эффективное функционирование одного из секторов социальной сферы общества»17.

На наш взгляд, пенсионная система представляет собой совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий.