Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 354
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– повышение роли корпоративных пенсий в уровне пенсионного обеспечения россиян;
– корректировка системы досрочного выхода на пенсию.
2. Для решения многочисленных проблем действующая пенсионная система РФ могла бы быть преобразована в соответствии с концепцией оптимизации ее финансового механизма, которая включает в себя два блока мероприятий:
– в рамках государственного управления (для системы обязательного пенсионного страхования и для сектора негосударственного пенсионного обеспечения);
– в рамках корпоративного менеджмента (в целях стимулирования дополнительных страховых пенсионных отчислений).
Только совместными действиями, как со стороны государства, так и со стороны работодателей можно усовершенствовать финансовый механизм современной пенсионной системы России.
Заключение
Исследование, проведенное в данной выпускной квалификационной работе, позволяет нам сформулировать следующие выводы:
Пенсионная система представляет собой совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий.
В современных государствах сформированы собственные пенсионные системы, учитывающие национальные особенности пенсионного обеспечения и пенсионного страхования, но при построении каждой из них применяется одна из существующих моделей – или модель О. Бисмарка (основана на профессионально–трудовой солидарности), или модель У. Бевериджа (основана на приоритетности минимального уровня пенсионного обеспечения).
Существует классификация моделей пенсионного страхования и по способу их формирования: распределительная, которая основана на принципе «солидарности накоплений», когда пенсии живущим пенсионерам выплачиваются за счет пенсионных взносов работающих; а пенсии тем, кто работает сегодня, будут выплачиваться из пенсионных взносов тех, кто в этот период будет иметь оплачиваемую занятость, и т.д.; накопительная, которая основывается на принципе самостоятельной ответственности за материальное обеспечение в старости.
В действующей российской пенсионной системе можно выделить две подсистемы, кардинально различающиеся по механизму финансирования и государственному участию: обязательное государственное пенсионное обеспечение и страхование; добровольное негосударственное пенсионное обеспечение и страхование. При этом обязательное государственное обеспечение и страхование включает: государственное пенсионное обеспечение: пенсии за выслугу лет; по старости; по инвалидности; социальную пенсию; пенсию по потере кормильца; государственное пенсионное страхование, которое складывается из трех независимых пенсий: фиксированной выплаты (ФВ), страховой пенсии (СП) и накопительной пенсии (НП); добровольное негосударственное пенсионное страхование и обеспечение – которое предполагает регулярное добровольное перечисление взносов в выбранный НПФ.
Рассмотренные нами особенности пенсионных систем современной России и зарубежных стран позволили отметить, что классических в чистом виде традиционных систем пенсионного обеспечения, распределительной и накопительной – в реальной экономике не существует. Национальными экономиками используются элементы обеих систем в зависимости от доминирования макроэкономических, демографических или политических факторов.
Из основных вопросов, которые будут решаться в ходе данной реформы, можно отметить следующие:
1. Повышение пенсионного возраста.
2. Внедрение добровольной накопительной системы (путем отмены действующей сейчас накопительной пенсии и замены ее индивидуальным пенсионным капиталом).
3. Изменения в правилах выплаты накопительной части пенсии для тех, кому она будет назначена в 2019 году.
4. Отмена пенсионных баллов (бальной системы пенсионного обеспечения).
5. Повышение роли корпоративных пенсий в уровне пенсионного обеспечения россиян.
6. Корректировка системы досрочного выхода на пенсию (например, для учителей).
Основной проблемный вопрос – объявленное повышение пенсионного возраста, которое затронет всех россиян, еще не успевших оформить пенсию по старости по старому законодательству – т.е. всех, кто не достиг до 2019 года возраста 55 и 60 лет.
В Российской Федерации действуют, как и в других странах, негативные демографические и макроэкономические факторы, влияющие на пенсионную систему, но при этом следует признать более низкий уровень продолжительности жизни, чем в других странах; большую численность неработающих граждан трудоспособного возраста, не являющихся инвалидами, даже при низких показателях безработицы; общий низкий уровень доходов населения. Таким образом, изменение параметров российской пенсионной системы, в т.ч. решение вопросов об изменении пенсионного возраста, невозможно осуществлять по общемировым правилам.
На наш взгляд, повышение пенсионного возраста явилось преждевременным и может привести к следующим отрицательным последствиям:
– к росту числа «черных» зарплат, что существенно скажется на доходной части бюджета РФ, в результате чего бюджет ежегодно не дополучит существенную сумму в виде налогов, а внебюджетные страховые фонды – страховых взносов;
– к увеличению количества безработных в России;
– к увеличению количества выплат по временной нетрудоспособности;
– к оттоку населения из северных районов России.
Действующая в настоящее время пенсионная система характеризуется наличием множества недостатков, к числу которых можно отнести следующие:
1. Несоответствие пенсионной системы принципам эффективности.
2. Финансовая неустойчивость пенсионного обеспечения.
3. В условиях низкого уровня пособий по безработице, не соизмеримых с размером пенсий, снижение расходных обязательств Российской Федерации в области пенсионного обеспечения может привести к падению совокупного спроса в экономике.
4. Проблема, связанная с инвестированием пенсионных средств: активы для инвестирования пенсионных накоплений ограничены; по закону основными активами для инвестирования пенсионных средств являются государственные ценные бумаги Российской Федерации, доход по которым значительно снизился.
5. Проблема выбора между ПФР или НПФ: он должен быть основан на достоверной информации без принуждения со стороны работодателя или государства.
6. Недостаточное количество информации о ходе пенсионной реформы.
Для решения обозначенных проблем действующая пенсионная система РФ могла бы быть преобразована в соответствии с концепцией оптимизации ее финансового механизма, включающей два блока мероприятий:
– в рамках государственного управления (для системы обязательного пенсионного страхования и для сектора негосударственного пенсионного обеспечения);
– в рамках корпоративного менеджмента (в целях стимулирования дополнительных страховых пенсионных отчислений).
Как показало изучение теории и практики управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения, основой финансовой устойчивости пенсионной системы является поддержание баланса доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда. Соответственно, все решения об изменении размера пенсии должны приниматься только после определения реальных источников финансирования. Учитывая это замечание
, определяющим направлением пенсионной реформы, на наш взгляд, является обоснованное сокращение расходной части бюджета на основе утверждения страховых принципов пенсионного обеспечения и увеличение доходной части за счет введения накопительных элементов. усиление работы по погашению просроченной задолженности.
Важным резервом повышения финансовой устойчивости пенсионной системы является просроченная задолженность плательщиков перед Пенсионным фондом. В арсенале Пенсионного фонда РФ имеется множество форм и способов взыскания просроченной задолженности, которые автор систематизировал в три группы: экономические методы (стимулирование погашения долгов перед ПФР); «принудительные» формы судебного или бесспорного взыскания недоимки и пени; профилактические, основанные на моральном воздействии на руководителя предприятия-должника. Наиболее эффективными мерами, на наш взгляд, являются реструктуризация и предоставление рассрочки по погашению долга по согласованным графикам. Подтверждением этого вывода является Указ Президента Российской Федерации от № 116 от 29 января 2000 г. «О мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации», который позволяет предприятиям-должникам, уплатившим задолженность и 10% пени до 1.04.2000 г., списать оставшуюся сумму пеней в полном объеме.
На основании освещенной в литературе практики и личного опыта работы в системе Пенсионного фонда предлагается следующая схема организации деятельности регионального отделения ПФР по мобилизации просроченной задолженности: изучение экономической природы долга, анализ факторов его формирования, в том числе в разрезе отраслей народного хозяйства; разработка обоснованного планового задания по мобилизации просроченной задолженности на основании ее инвентаризации; выбор формы воздействия на должника на основе анализа результатов его финансово-хозяйственной деятельности предприятия и с учетом ранее принятых к нему мер. Важно привлечь к работе по погашению долга как можно больше сторонников: администрация муниципальных образований, депутатский корпус, прокуратура, налоговая полиция, советы ветеранов, СМИ и др.
Таким образом, отечественная пенсионная система обязательного и добровольного пенсионного обеспечения и страхования требует безотлагательного совершенствования, что предполагает совместное участие государства и работодателей в решении указанных выше проблем.