Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 467
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗ САМОРАЗРУЩАЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Понятие саморазрушающего поведения и причины его формирования
Феномен саморазрушающего поведения у подростков
Формы саморазрушающего поведения
Особенности развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИКО-
Методы математической обработки данных:
Рекомендации по работе с подростками склонных, к саморазрушающему поведению
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Методика выявления приверженности аддикции и аддиктивному поведению М.Н. Телепова, Н.Н. Телеповой
Методика выявления склонности к суицидальным реакциям П.Ю. Юнацкевич
View metadata, citation and similar papers at core.ac.uk brought to you byCORE
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России)
Факультет психолого-социальной работы и высшего сестринского образования кафедра клинической психологии и педагогики
Допустить к защите:
Зав. кафедрой клинической психологии и педагогики
д.пс.н., профессор Е.С. Набойченко
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К САМОРАЗРУШАЮЩЕМУ ПОВЕДЕНИЮ
Специальность: 37.05.01 - Клиническая психология Квалификация: специалист | Исполнитель: студент группы ОКП–601 Неизвестных Д.В. |
| Научный руководитель: д.пс.н., профессор Буторин Г.Г |
Екатеринбург–2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1Теоретико-методологический анализ саморазрушающего поведения у подростков 7
-
Понятие саморазрушающего поведения и причины его формирования 7 -
Феномен саморазрушающего поведения у подростков 12 -
Формы саморазрушающего поведения 18 -
Особенности развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте 20
-
Эмпирическое исследование клинико-психологических особенностей подростков, склонных к саморазрушающему поведению 30-
Описание выборки и методов исследования 30 -
Результаты исследования клинико-психологических особенностей подростков склонных к саморазрушающему поведению 32 -
Рекомендации по работе с подростками склонных к саморазрушающему поведению 42
-
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение 1 Материалы методик 55
Приложение 2 Материалы методик 57
Приложение 3 Материалы методик 60
Приложение 4 Матрица данных 66
ВВЕДЕНИЕ
Обстоятельства проблемы развития подрастающего поколения в современном мире оценивается как кризисное. Его деструктивность выступает в самых различных формах, но наиболее явно оно проявляется в саморазрушительных направлениях, имеющих устойчивую тенденцию к росту. Саморазрушающее поведение подростков наносят не только популяционный ущерб, но и большой урон для школы, семьи и общества в целом
В настоящее время достаточно большое количество подростков, имеющих склонности к саморазрушающему поведению личности. Оказать им помощь, можно, если хорошо понимать причины, которые приводят к пренебрежению жизни. Лучше всего эти причины видны на группе лиц с саморазрушением, так как это наиболее явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения.
Саморазрушающее поведение, как преднамеренное причинение физического вреда своему телу увеличивает риск возникновения суицидальных тенденций в подростковой среде, вдобавок имеет эпидемическое распространение. Я-концепция как продукт самосознания, и одновременно условие способствующее приобретению внутренней согласованности личности, служит источником установок и ожиданий, определяет интерпретацию полученного опыта, а также контролирует поведение индивидуума.
Нарушение какого-либо структурного элемента Я-концепции может
вызвать искажение самовосприятия, ригидность саморегуляции, снижение самоуважения, а также отклонения в поведении.
Значимость изучения клинико-психологических особенностей подростков с саморазрушающим поведением проявляется в том, что поведение несовершеннолетних на сегодняшний день рассматривается как одна из
наиболее опасных, распространенных общесоциальных проблем, угрожающих человечеству.
В последние годы, в силу многих обстоятельств снижается ведущая роль школы в ранней профилактике саморазрушающего поведения.
Обращает внимание факт дистанцирования школы и педагогов, в частности, от воспитания детей и подростков "группы риска". Существующая проблема недостаточной осведомленности, знаний педагогов и школьных психологов по психологическим и медицинским аспектам об особенностях формирования и проявления саморазрушающего поведения у подростков, приводит к тому, что школа освобождается от «трудных» подростков из которых впоследствии вырастают подростки-правонарушители.
Среди негативных факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения у подростков, необходимо отметить рост нравственной деформации родителей, особенно в населенных пунктах удаленных от центра (деревни, села, небольшие города): рост алкоголизации родителей, уклонение от воспитания, бродяжничество и др.
Тревожным фактором может служить тенденция к социальным формам протеста среди подростков, что проявляется в появлении неформальных объединений, военизированных формирований, молодежных политических организаций экстремистского толка (SKINHEAD), актов вандализма. Участие
подростков и молодежи в рэкете и экономических преступлениях, также свидетельствует о социальном неблагополучии в подростковой среде.
Несмотря на наличие множества служб, которые работают с подростками (комитет по делам молодежи, инспекция по делам несовершеннолетних, наркологические кабинеты, консультативно- диагностические центры и др.) отсутствует стройная система организации психологической помощи каждому конкретному подростку.
Таким образом, знание клинико-психологических особенностей подростков с саморазрушающим поведением в современных условиях является необходимым для совершенствования новых подходов к
осуществлению мероприятий по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
Объект исследования – саморазрушающее поведение у подростков
Предмет исследования -клинико-психологические особенности подростков, склонных к саморазрушающему поведению.
Цель работы – анализ клинико-психологических особенностей подростков, склонных к саморазрушающему поведению.
Задачи исследования:
-
изучение саморазрушающего поведения у подростков; -
определение особенностей развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте; -
проведение эмпирического исследования клинико-психологических особенностей подростков, склонных к саморазрушающему поведению; -
анализ результатов проведенного исследования.
Гипотезы исследования:
-
Склонность к суицидальным реакциям подростков обусловлена стадией развития у нихаддиктивного поведения. -
Склонность подростков к саморазрушающему поведению зависит от их характерологических особенностей.
Теоретико-методологическая база исследования. В качестве теоретико-методологической основы данной работы выступают центральные идеи субъективно-деятельностного подхода; современные концепции психологии труда и профессионального становления личности (Бехтина Е.М., Блинкова Х.А., Павлова Т.С., Банников Г.С., Баженова М.Д.) теоретические и практические исследования саморазрушающего поведения (Зверева М.В., Короленко Ц.П, Польская Н.А., Соколова Е.Т. и др.).
Комплекс методов исследования работы составили: анализ научных источников, анкетирование, тестирование, методы математической обработки:U-критерий Манна-Уитни, критерий хи-квадрат Пирсона;
Методики исследования:
-
Методика выявления склонности к суицидальным реакциям автор П. И. Юнацкевич. -
Интегрированный тест на приверженность к аддикциям и аддиктивному поведению М.Н. Телепова. -
Личностный опросник - тест Личко.