Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 367
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗ САМОРАЗРУЩАЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Понятие саморазрушающего поведения и причины его формирования
Феномен саморазрушающего поведения у подростков
Формы саморазрушающего поведения
Особенности развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИКО-
Методы математической обработки данных:
Рекомендации по работе с подростками склонных, к саморазрушающему поведению
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Методика выявления приверженности аддикции и аддиктивному поведению М.Н. Телепова, Н.Н. Телеповой
Методика выявления склонности к суицидальным реакциям П.Ю. Юнацкевич
![](https://images.student-it.ru/files/276910/1036370_html_afce43886560a8f3.gif)
![](https://images.student-it.ru/files/276910/1036370_html_7db295a65353417d.png)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России)
Факультет психолого-социальной работы и высшего сестринского образования кафедра клинической психологии и педагогики
Допустить к защите:
Зав. кафедрой клинической психологии и педагогики
д.пс.н., профессор Е.С. Набойченко
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К САМОРАЗРУШАЮЩЕМУ ПОВЕДЕНИЮ
Специальность: 37.05.01 - Клиническая психология Квалификация: специалист | Исполнитель: студент группы ОКП–601 Неизвестных Д.В. |
| Научный руководитель: д.пс.н., профессор Буторин Г.Г |
Екатеринбург–2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1Теоретико-методологический анализ саморазрушающего поведения у подростков 7
-
Понятие саморазрушающего поведения и причины его формирования 7 -
Феномен саморазрушающего поведения у подростков 12 -
Формы саморазрушающего поведения 18 -
Особенности развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте 20
-
Эмпирическое исследование клинико-психологических особенностей подростков, склонных к саморазрушающему поведению 30-
Описание выборки и методов исследования 30 -
Результаты исследования клинико-психологических особенностей подростков склонных к саморазрушающему поведению 32 -
Рекомендации по работе с подростками склонных к саморазрушающему поведению 42
-
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение 1 Материалы методик 55
Приложение 2 Материалы методик 57
Приложение 3 Материалы методик 60
Приложение 4 Матрица данных 66
ВВЕДЕНИЕ
Обстоятельства проблемы развития подрастающего поколения в современном мире оценивается как кризисное. Его деструктивность выступает в самых различных формах, но наиболее явно оно проявляется в саморазрушительных направлениях, имеющих устойчивую тенденцию к росту. Саморазрушающее поведение подростков наносят не только популяционный ущерб, но и большой урон для школы, семьи и общества в целом
В настоящее время достаточно большое количество подростков, имеющих склонности к саморазрушающему поведению личности. Оказать им помощь, можно, если хорошо понимать причины, которые приводят к пренебрежению жизни. Лучше всего эти причины видны на группе лиц с саморазрушением, так как это наиболее явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения.
Саморазрушающее поведение, как преднамеренное причинение физического вреда своему телу увеличивает риск возникновения суицидальных тенденций в подростковой среде, вдобавок имеет эпидемическое распространение. Я-концепция как продукт самосознания, и одновременно условие способствующее приобретению внутренней согласованности личности, служит источником установок и ожиданий, определяет интерпретацию полученного опыта, а также контролирует поведение индивидуума.
Нарушение какого-либо структурного элемента Я-концепции может
вызвать искажение самовосприятия, ригидность саморегуляции, снижение самоуважения, а также отклонения в поведении.
Значимость изучения клинико-психологических особенностей подростков с саморазрушающим поведением проявляется в том, что поведение несовершеннолетних на сегодняшний день рассматривается как одна из
наиболее опасных, распространенных общесоциальных проблем, угрожающих человечеству.
В последние годы, в силу многих обстоятельств снижается ведущая роль школы в ранней профилактике саморазрушающего поведения.
Обращает внимание факт дистанцирования школы и педагогов, в частности, от воспитания детей и подростков "группы риска". Существующая проблема недостаточной осведомленности, знаний педагогов и школьных психологов по психологическим и медицинским аспектам об особенностях формирования и проявления саморазрушающего поведения у подростков, приводит к тому, что школа освобождается от «трудных» подростков из которых впоследствии вырастают подростки-правонарушители.
Среди негативных факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения у подростков, необходимо отметить рост нравственной деформации родителей, особенно в населенных пунктах удаленных от центра (деревни, села, небольшие города): рост алкоголизации родителей, уклонение от воспитания, бродяжничество и др.
Тревожным фактором может служить тенденция к социальным формам протеста среди подростков, что проявляется в появлении неформальных объединений, военизированных формирований, молодежных политических организаций экстремистского толка (SKINHEAD), актов вандализма. Участие
подростков и молодежи в рэкете и экономических преступлениях, также свидетельствует о социальном неблагополучии в подростковой среде.
Несмотря на наличие множества служб, которые работают с подростками (комитет по делам молодежи, инспекция по делам несовершеннолетних, наркологические кабинеты, консультативно- диагностические центры и др.) отсутствует стройная система организации психологической помощи каждому конкретному подростку.
Таким образом, знание клинико-психологических особенностей подростков с саморазрушающим поведением в современных условиях является необходимым для совершенствования новых подходов к
осуществлению мероприятий по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
Объект исследования – саморазрушающее поведение у подростков
Предмет исследования -клинико-психологические особенности подростков, склонных к саморазрушающему поведению.
Цель работы – анализ клинико-психологических особенностей подростков, склонных к саморазрушающему поведению.
Задачи исследования:
-
изучение саморазрушающего поведения у подростков; -
определение особенностей развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте; -
проведение эмпирического исследования клинико-психологических особенностей подростков, склонных к саморазрушающему поведению; -
анализ результатов проведенного исследования.
Гипотезы исследования:
-
Склонность к суицидальным реакциям подростков обусловлена стадией развития у нихаддиктивного поведения. -
Склонность подростков к саморазрушающему поведению зависит от их характерологических особенностей.
Теоретико-методологическая база исследования. В качестве теоретико-методологической основы данной работы выступают центральные идеи субъективно-деятельностного подхода; современные концепции психологии труда и профессионального становления личности (Бехтина Е.М., Блинкова Х.А., Павлова Т.С., Банников Г.С., Баженова М.Д.) теоретические и практические исследования саморазрушающего поведения (Зверева М.В., Короленко Ц.П, Польская Н.А., Соколова Е.Т. и др.).
Комплекс методов исследования работы составили: анализ научных источников, анкетирование, тестирование, методы математической обработки:U-критерий Манна-Уитни, критерий хи-квадрат Пирсона;
Методики исследования:
-
Методика выявления склонности к суицидальным реакциям автор П. И. Юнацкевич. -
Интегрированный тест на приверженность к аддикциям и аддиктивному поведению М.Н. Телепова. -
Личностный опросник - тест Личко.