Файл: View metadata, citation and similar papers at.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 364

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Задачи исследования:

Гипотезы исследования:

Методики исследования:

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗ САМОРАЗРУЩАЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Понятие саморазрушающего поведения и причины его формирования

Феномен саморазрушающего поведения у подростков

Формы саморазрушающего поведения

Особенности развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте

Выводы по первой главе

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИКО-

Характеристика выборки:

Методики исследования:

Методы математической обработки данных:

Рекомендации по работе с подростками склонных, к саморазрушающему поведению

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Методика выявления приверженности аддикции и аддиктивному поведению М.Н. Телепова, Н.Н. Телеповой

Методика выявления склонности к суицидальным реакциям П.Ю. Юнацкевич

Личностный опросник Личко

Лист вопросов

Результаты исследования клинико-психологических особенностей подростков склонных к саморазрушающему поведению


свое личное пристрастие (ЛП), которое он чаще всего использует в качестве модели поведения в ситуациях внутреннего дискомфорта или
каких-либо личностных и\или социальных проблем.

Процедура исследования представляет как индивидуальные, так и групповые формы работы.

Результаты предполагают определить 4 формы приверженности аддитивного поведения:

  • Аддиктивное поведение не прослеживается;

  • Начальная стадия проявления аддиктивного поведения;

  • Стадия развития аддиктивного поведения;

  • Интенсивное развитие аддикции и деградации личности.

  1. Методика выявления склонности к суицидальным реакциям П.Ю. Юнацкевич. Методика позволяет выявить лиц, склонных к суицидальным реакциям, и сформировать их в группе риска.

Все вопросы являются адекватными суицидальным проявлениям. Опросник представляет собой 45 утверждений, которые определяют оценки склонности к суицидальным реакциям.

  • низкий уровень склонности к суицидальным реакциям.

  • суицидальная реакция может возникнуть только на фоне длительной психической травматизации и при реактивных состояниях психики.

  • «потенциал» склонности к суицидальным реакциям не отличается высокой устойчивостью.

  • группа суицидального риска с высоким уровнем проявления склонности к суицидальным реакциям (при нарушениях адаптации возможна суицидальная попытка или реализация саморазрушающего поведения).

  • группа суицидального риска с очень высоким уровнем проявления склонности к суицидальным реакциям (ситуация внутреннего и внешнего конфликта, нуждаются в медико-психологической помощи).


  1. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (МПДО) А.Е. Личко, адаптация Ю. А. Парфенова.


Данные опросникапредставляют собой модификацию ПДОА. Е. Личко ипредназначен, для диагностики типов акцентуаций характера.

Опросник включает 143 утверждения, составляющих 10 диагностических и одну контрольную шкалу (шкалу лжи), в которых выделяются следующие типы акцентуаций:

  • Диагностируются:

  • Гипертимный;

  • Циклоидный;

  • Лабильный;

  • Астено-невротический;

  • Сенситивный;

  • Тревожно-педантический;

  • Интровертированный;

  • Возбудимый;

  • Демонстративный;

  • Неустойчивый.

Методы математической обработки данных:


Полученные в ходе тестирования данные подверглись обработке в MSExel и программе SPSS-20 следующими методами математической статистики:

Таблицы сопряженности, Хи-квадрат Пирсона; U – критерий Манна-Уитни.


        1. Результаты исследования клинико-психологических особенностей подростков склонных к саморазрушающему поведению




В эмпирическом исследовании иклинико-психологических особенностей подростков, склонных к саморазрушающему поведению приняли участие 40 респондентов мальчики и девочки от 16-17 лет.
Проанализируем результаты приверженности подростков аддикциям и аддиктивному поведению (рисунок 1).




Рисунок 1 Стадии развития аддитивного поведения

Результаты исследования показывают, что у 27,5% подростков аддиктивное поведение не прослеживается, практически половина из них (47,5%) на начальной стадии проявления аддиктивного поведения и 25% подростков на стадии развития аддиктивного поведения. Никто из опрошенных подростков не вошел в группу интенсивной стадии развития аддикции и интеграции личности.

Таким образом, большинство респондентов находится на начальной стадии проявления аддиктивного поведения, у четверти подростков аддиктивное поведение не прослеживается или на стадии развития.

Далее проанализируем уровень проявления склонности подростков
к суицидальным реакциям. Методика П.Ю. Юнацкевич определяет пять уровней проявления суицидальных реакций:

  • Низкий;

  • Ниже среднего;




  • Средний;

  • Выше среднего;

  • Высокий.

В данном эмпирическом исследовании, исходя из гипотезы и целей,все участники были поделены на две группы с низким уровнем склонности к суицидальным реакциям (вошли низкий, ниже среднего, средний уровни) и выше среднего уровень суицидального проявления. Результаты представлены на рисунке 2.




Рисунок 2 – Уровеньсклонности к суицидальным реакциям

Таким образом, уровень склонности большинства респондентов выше среднего (62,5%)т.е. при нарушениях адаптации возможна суицидальная попытка или реализация саморазрушающего поведения.Низкий уровень проявления суицидальный реакций соответствует только (37,5%) подростков. С помощью таблиц сопряженности наблюдаемых и ожидаемых значений, рассмотрим уровень склонности к суицидальным реакциям в зависимости от того прослеживается или не прослеживается аддиктивное

поведение у подростков, приложение 4, таблица3.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что в случае отсутствия аддиктивного поведения склонность к суициду ниже ожидаемого (N=7,ожидаемое количество =4,1) и наоборот (N=8, ожидаемое количество

=10,9). В этом случае наличие аддиктивного поведения достоверно чаще встречается у подростков со склонностью к суицидальному поведению.

Наглядные результаты процентного
соотношения представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Склонность к суицидальным реакциям в зависимости наличия/отсутствияаддиктивного поведения
Таким образом, склонность к суициду при наличии аддиктивного поведения достигает 72% среди подростков. При этом в условиях отсутствия аддикции, появление склонности к суициду наблюдается не более чем у 36% подростков. Практически у 64% респондентов с низким уровнем суицидальных проявлений, склонности к аддиктивному поведению отсутствуют.
При расчете U-критерия Манна-Уитни (приложение 4, таблицы 4, 5) сумма ранговподростков с низким уровнем склонности к суицидальным проявлениям=239 (средний ранг 16), а у подростков с уровнем выше среднего=581(средний ранг 23).U-критерия=119, но уровень значимости р>0,05 и равен 0,057, что говорит об отсутствии статистических значимых различий между двумя уровнями проявления к суицидальным реакциям среди подростков и склонности их к аддиктивному поведению. Однако, на основании таблиц сопряженности ожидаемых и наблюдаемых значений, а также суммы рангов, можно предположить, что гипотеза о статистически значимых различиях с низким и выше среднего уровнем суицидальных реакций у подростков и склонности их к аддиктивному поведению подтвердится, в случае большего количества участников исследования >100 человек.

Проанализируем характерологические особенности идентификации типов акцентуаций характера у испытуемых. На рисунке 4 представлены данные типов акцентуаций всех респондентов.




Рисунок 4 - Типы