Файл: View metadata, citation and similar papers at.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 370

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Задачи исследования:

Гипотезы исследования:

Методики исследования:

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗ САМОРАЗРУЩАЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Понятие саморазрушающего поведения и причины его формирования

Феномен саморазрушающего поведения у подростков

Формы саморазрушающего поведения

Особенности развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте

Выводы по первой главе

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИКО-

Характеристика выборки:

Методики исследования:

Методы математической обработки данных:

Рекомендации по работе с подростками склонных, к саморазрушающему поведению

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Методика выявления приверженности аддикции и аддиктивному поведению М.Н. Телепова, Н.Н. Телеповой

Методика выявления склонности к суицидальным реакциям П.Ю. Юнацкевич

Личностный опросник Личко

Лист вопросов

Результаты исследования клинико-психологических особенностей подростков склонных к саморазрушающему поведению





  • Тренинг коммуникативных навыков. Применение этого метода в ситуации суицидального поведения обусловлено тем, что в детском и подростковом возрасте наибольшее значение для развития личности имеет социализация. Также тренинг коммуникативных навыков позитивно влияет на отношения подростка с ближайшим окружением (семьёй и классом), что будет иметь большое значение для предотвращения суицидального поведения.

  • Техники самоуспокоения и самоотвлечения. Имеют разнообразные формы, но в любом своём виде преследуют цель снижения уровня психоэмоционального напряжения. Данные методы имеют большое значение в случаях, когда суицидальный кризис возникает вследствие психотравмирующего фактора (например, трагическая смерть близкого человека или нахождение в экстремальных условиях).

  • снятие катастрофичности: поиск наихудшего исхода событий с целью осознания, что даже с самым худшим вариантом возможно справиться.

  • Поиск логических ошибок в умозаключениях несовершеннолетнего – обычно производится путём расширения информации, из которых несовершеннолетний в дальнейшем будет исходить при построении умозаключений.

    • Список оснований для продолжения жизни. Одной из главных задач когнитивной терапии суицидального поведения являетсясоставление списка оснований для продолжения жизни, так как, согласно исследованиям, уменьшение количества таких оснований значительно увеличивает риск суицида. Исходя, из выявленных оснований составляется определенная карточка, которая содержит список причин для продолжения жизни, в каждом случае составляется индивидуально совместно с клиентом. Список помогает подростку при вхождении в состояние суицидального кризиса, несмотря на подступившую психическую боль, сказать жизни «да»: актуализировать и усилить слабеющие аргументы «за жизнь» и противопоставить их нахлынувшим аргументам «против».





  1. Завершающий этап психологического консультирования подростков с признаками суицидального поведения в рамках когнитивно-бихевиорального подхода следующие:

  1. закрепление навыков, которые тренировались в средней фазе;

  2. составление плана предотвращения кризиса;

  3. фиксация всех положительных сдвигов;

Составление плана предотвращения кризиса, в свою очередь, предполагает детальное воспоминание происходившего во время кризиса с целью составления списка возможных типичных срывов, а также своих мыслей и действий.


Выводы по второй главе




В эмпирическом исследовании клинико-психологических особенностей подростков, склонных к саморазрушающему поведению приняли участие 40 респондентов – мальчики и девочки от 16-17 лет.

Большинство опрошенных подростков находятся на начальной стадии проявления аддиктивного поведения (48%), практически у четверти подростков аддиктивное поведение не прослеживается (28%) или находится на стадии развития (25%).

Уровень склонности большинства респондентов (62,5%) выше среднего, т.е. при нарушениях адаптации возможна суицидальная попытка или реализация саморазрушающего поведения.

Низкий уровень проявления суицидальный реакций соответствует только 37,5% подростков.

В случае отсутствия аддиктивного поведения склонность к суициду ниже ожидаемого и наоборот.В процентном соотношении случае наличия аддиктивного поведения достоверно чаще встречается склонность к суициду, которая равна 72% среди подростков. При этом в условиях отсутствия
аддикции появление склонности к суициду наблюдается не более чем у 36% подростков.

Не выявлено статистических значимых различий между двумя группами проявления суицидальных реакций среди подростков (низкий/ выше среднего) и склонности их к аддиктивному поведению, прир>0,05. Однако, на основании наблюдаемых и ожидаемых частот, а также U– критерия Манна-Уитни предполагается, что для подтверждения гипотезыо склонности к суицидальным реакциям подростков от проявленного аддиктивного поведения
подтвердится при увеличении выборки испытуемых, (<100 человек).

Наиболее часто встречающиеся в данном эмпирическом исследовании (по убыванию) гипертимный (20%), циклоидный (17%), сенситивный (12,5%) типы акцентуаций характера. Менее всего участников исследования интровертированного и возбудимого типов (5%).

Выявлено, что наиболее склонны к суицидальным проявлениям подростки гипертимного (32%) и циклоидного (24%) типов. Низкий уровень суицидальных реакций более выражен у сенситивного типа (26,7%). Однако, статистически значимых различий не выявлено, уровень значимости р>0,05 при подсчете критерия Хи-квадрат. Выдвинуто предположение о том, что гипотеза склонности подростков к саморазрушающему поведению зависит от их характерологических особенностейподтвердится при большей выборке участников исследования, (<100 человек).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ




Саморазрушающее поведение в подростковом возрасте – в особенности опасное и наиболее распространенное явление, формирование которого происходит из-за неспособности осуществления контроля и управления своим негативным эмоциональным состоянием в сочетании с использованием аутоагрессии, социальным неблагополучием и обесценивающим отношением к собственной личности. К наиболее распространенным формам несуицидальных самоповреждений в подростковой среде относятся: порезы на коже, удары по телу, царапание, отравление и пр.

Саморазрушающее поведение у подростков может быть связано с разными целями и мотивами, однако наиболее часто данное поведение используется для восстановления эмоционального контроля, для получения новых ощущения, для привлечения внимания и т.д.

Подростки, как правило, более импульсивно и сердито реагируют на
окружающие их события, чем взрослые люди. Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида.

Таким образом, существование и развитие на сегодняшний день проблемы самопразрушающего поведения в среде подростков указывает на необходимость проведения новых исследований в данной области направленных на изучение личности несовершеннолетнего.

В исследовании клинико-психологических особенностей подростков, склонных к саморазрушающему поведению, приняло участие 40 подростков в возрасте 16-17 лет.

Большинство опрошенных подростков находятся на начальной стадии проявления аддиктивного поведения, практически у четверти подростков
аддиктивное поведение не прослеживается или находится на стадии развития.

Уровень склонности большинства респондентов выше среднего, т.е. при нарушениях адаптации возможна суицидальная попытка или реализация саморазрушающего поведения.

Низкий уровень проявления суицидальный реакций соответствует только 37,5% подростков.

В случае отсутствия аддиктивного поведения склонность к суицидальному поведению ниже ожидаемого и наоборот.В процентном соотношении в случае наличия аддиктивного поведения достоверно чаще встречается склонность к суициду, которая равна 72% среди подростков. При этом в условиях отсутствия аддикции появление склонности к суициду наблюдается не более чем у