Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 475
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗ САМОРАЗРУЩАЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Понятие саморазрушающего поведения и причины его формирования
Феномен саморазрушающего поведения у подростков
Формы саморазрушающего поведения
Особенности развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИКО-
Методы математической обработки данных:
Рекомендации по работе с подростками склонных, к саморазрушающему поведению
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Методика выявления приверженности аддикции и аддиктивному поведению М.Н. Телепова, Н.Н. Телеповой
Методика выявления склонности к суицидальным реакциям П.Ю. Юнацкевич
Рассматривая основные теоретические подходы к саморазрушающему поведению, необходимо отметить классификации Ц.П. Короленко и Т.А. Донских. Авторы анализируя поведенческие девиации, выделяют две группы: нестандартное и деструктивное поведение [15].
Нестандартное поведение, по мнению авторов, имеет форму нового мышления или идей, а так же действий выходящих за рамки социально поведенческих стереотипов. Деструктивное поведение имеет две формы: внешнедеструктивное поведение, направленное на нарушение социальных норм и внутридеструктивное поведение, направленное на дезинтеграцию самой личности, ее регресс.
В группе внутридеструктивного поведения выделяют: суицидальное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение. Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение авторы выделили как, поведение отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности [16].
Таким образом, все вышеперечисленные формы саморазрушающего поведения приводят к ухудшению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведении, когнитивным искажениям (восприятие и понимание происходящего), снижению самооценки и эмоциональным нарушениям. Можно сказать, что все формы можно объединить по ключевому признаку причинения ущерба самой личности в самоповреждающее виктимное поведение, однако суицидальное поведение, связанное
с осознанием действий в направлении окончание жизни стоит отнести к особой категории.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
Особенности развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте
В подростковом возрасте происходит бурное физическое и психическое развитие учащихся. В это время их организм претерпевает кардинальные изменения, характеризующиеся максимальным темпом роста, развертывается процесс полового созревания.Этот процесс наступает у девочек раньше, чем у мальчиков. В это время у девочек выше показатели
длины и массы тела, окружности грудной клетки. После 14-15 лет мальчики перегоняют девочек. Длина тела у них ежегодно увеличивается на 4-8 см, масса тела - на 3-5 кг.
Существенные изменения претерпевает и костная система. Увеличиваются размеры грудной клетки, быстро растут кости верхних и нижних конечностей, что приводит к диспропорции тела подростков. В результате они выглядят неказистыми, неуклюжими.Характерной особенностью подросткового возраста является то, что увеличение размеров сердца у них отстает от роста тела. Особенно ярко это выражается у подростков с негармоничной акселерацией. В связи с этим временно затрудняется кровоснабжение дистальных частей тела. Может нарушиться и кровоснабжение головного мозга. Возникают головные боли, снижается работоспособность, быстро наступает утомление[2].
Указанные анатомо-физиологические закономерности роста и развития подростков должны учитываться,
так как в этом возрасте их организм неустойчив, подвержен заболеваниям и срывам. Необходимы особо чуткий, щадящий подход, исключающий всяческие перегрузки, внимательное отношение, как со стороны родителей, так и учителя, врача. Рационально организованный режим учебы, тренировки, сна, отдыха, питания может оптимизировать деятельность подростков и преодолеть временные затруднения и противоречия в их развитии.
Большую и важную роль в этом аспекте должна сыграть в жизни подростка физическое развитие. По мнению В. А. Сухомлинского, физическая культура должна обеспечивать сознательное отношение подростка к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закалять физические и нервные силы, предупреждать заболевания.
Интенсивное протекание процессов перестройки организма отражается на психике подростка. Младшие подростки - это взрослеющие дети, они анализируют свои достоинства и недостатки, отношение к ним взрослых и
сверстников. Для старшего подростка больше характерно стремление к самостоятельности и самоутверждению. Наблюдается общая неуравновешенность, повышенная возбудимость, вспыльчивость и раздражительность, двигательная активность сменяется апатией и вялостью. Нервная система не способна выдерживать длительные монотонные раздражители, под их влиянием может тормозиться или сильно возбуждаться [2].
Кроме того, у девочек 11-13 лет, а у мальчиков 13-15 лет ярко проявляется отчетливо выраженный феномен: замедление и стереотипизация
речи. Это может послужить возникновению педагогических ошибок, так как замедленный и крайне лаконичный ответ на поставленный вопрос может быть расценен как нежелание отвечать на него или пренебрежение к задающему его. А ведь это связано с временным ослаблением у подростка второй сигнальной системы, от чего на речевые раздражители он реагирует замедленно, у него очень трудно образуются условные рефлексы на речевые раздражители.
Однако ошибочно делать вывод, что этот возраст настолько хрупкий, что к подросткам нужно относиться, как к больным. Напротив, они отличаются кипучей энергией, активностью, большими замыслами и делами. Родителям и педагогам необходимо учитывать эти их особенности.
В подростковом возрасте идет и наиболее интенсивное нравственное формирование личности школьника. «Анатомо-физиологические процессы, происходящие в этом возрасте, - писал В. А. Сухомлинский, - настолько тесно связаны с духовной жизнью и формированием сознания, в такой значительной степени отражают будущее человека, что физическая культура уже не может ограничиться культурой тела и здоровьем. Она касается таких сложных сфер человеческой личности, как моральное достоинство, чистота и благородство чувств и отношений, жизненный идеал, моральные и эстетические критерии, оценка окружающего мира и самооценка».
Ребенок начинает особенно остро ощущать свою принадлежность к миру взрослых людей. Психология детей становиться все больше похожей на психологию взрослых людей, потому, что сами дети постепенно превращаются во взрослых. Именно в подростковом возрасте ребенком начинает ощущаться его принадлежность к миру взрослых, границы общества