ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дискуссия для старшеклассников «Как слово наше отзовется»

  1. Почему слово с трибуны не всегда доходит до ума и сердца слушателя?

  2. Правы ли те, кто утверждает, что не стоит заботиться о форме преподнесения материала, потому что главное —содержание речи?

  3. «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Согласны ли вы с этим высказыванием Цицерона? Каждый ли, кто хочет стать хорошим оратором, может им стать?

  4. Существует мнение, что речь с «шероховатостями» луч­ше, чем правильная. Согласны ли вы с этим?

  5. Говорим ли мы с трибуны то, что хотим сказать, или то, что «надо», что хотят от нас услышать?

  6. Когда нужно вступить в спор с аудиторией? Может ли лектор, полемизируя со слушателями, использовать различ­ного рода уловки?

Дискуссия: «Власть в организации. Принуждение или творчество?»

  1. Любая организация — иерархия. Иерархия подразуме­вает власть. Что заставляет людей создавать иерархию и под­чиняться?

  2. «Зная власть, мы ответим на вопрос: "Кто мы?"» —согласны ли вы с этим высказыванием М. Фуко?

  3. Правы ли те, кто утверждает, что любой организации нужен сильный вожак, сильный руководитель?

  4. Существует мнение, что если хочешь узнать человека, поставь его начальником. Согласны ли вы с этим?

  5. Важнейшими элементами в механизме научно органи­зованного управления Ф. Тейлор считал четко поставленные задания и установление премий. Как вы относитесь к данному утверждению?

6. Принято выделять три стиля управления: авторитар­ный, либеральный и демократический. Какой из них вы считаете наиболее эффективным?

3. Разработка сценария дискуссии. Сценарий, как прави­ло, включает: вводное слово руководителя (обоснование вы­бора данной темы, указание на ее актуальность, задачи, стоящие перед участниками дискуссии); вопросы, вынесен­ные на обсуждение, условия ведения дискуссии; приемы активизации обучаемых (наглядные пособия, технические средства и др.); список литературы, необходимой для изу­чения.

Основные контуры замысла дискуссии доводятся до ее участников заранее. Обучаемые должны за несколько дней до проведения дискуссии знать тему спора, предложенные для обсуждения вопросы, чтобы изучить проблему, прочи­тать необходимую литературу, проконсультироваться со спе­циалистами, проанализировать различные точки зрения, сопоставить их, определить собственную позицию.


4. Непосредственное проведение групповой дискуссии на учебном занятии. Ведущий во вступительном слове напоми­нает тему, цели и задачи дискуссии, предлагаемые вопросы для обсуждения.

После вводного слова ведущий начинает дискуссию по­становкой вопроса или комментариями по проблеме, при­глашает присутствующих высказать собственное мнение по первому вопросу. Он предоставляет слово желающим высту­пить, активно содействует естественному развитию обсуж­дения, втягивает в активный обмен мнениями всех участ­ников.

Вводная часть — важный и необходимый элемент в лю­бой дискуссии, так как участникам необходим интеллекту­альный и эмоциональный настрой на работу, на предстоя­щее обсуждение. Варианты организации вводной части мо­гут быть и иные:

  • заранее поставить перед одним или двумя участника­ми задачу выступить с вводным проблемным сообщением, раскрывающим постановку проблемы;

  • кратко обсудить вопрос в малых группах;

  • использовать краткий опрос по теме.

Любой из вариантов не должен занимать много времени, чтобы можно было быстрее перейти к дискуссии.

Руководитель может задавать вопросы участникам разго­вора, ограничивать их, если они выходят за рамки обсуж­даемой темы. Он может применять специальные приемы для повышения активности аудитории: подбадривать «против­ников»; заострять противоположные точки зрения; исполь­зовать противоречия, разногласия в суждениях выступаю­щих, обращать доводы спорящего против него самого; пре­дупреждать возможные возражения со стороны спорящих; создавать затруднительные ситуации, когда выдвигаются примеры, содержащие противоречивые моменты, сложные решения, делающие возможным появление различных то­чек зрения.

При руководстве дискуссией продуктивность выдвиже­ния гипотез и идей повышается, если ведущий:

  • дает время на обдумывание ответов;

  • избегает неопределенных двусмысленных вопросов;

  • обращает внимание на каждый ответ;

  • изменяет ход рассуждения участников—расширяет мысль или меняет ее направленность (например, задает воп­росы типа: «Какие еще сведения можно использовать? Ка­кие еще факторы могут оказывать влияние? Какие здесь возможны альтернативы?» и т.д.);

  • побуждает участников к углублению мысли (напри­мер, с помощью вопросов: «Итак, у вас есть ответ? Как вы к нему пришли? Как можно доказать, что это верно?»).


Ведущему следует поощрять участников спора, исполь­зуя такие реплики, как: «интересная мысль», «хорошая по­становка вопроса», «давайте разберемся, подумаем» и т.п. Он должен помогать выступающим в четкой формулировке мыслей, подборе нужных слов. Не нужно уходить от неожи­данных вопросов, отказываться от обсуждения частных про­блем, ссылаясь на их несоответствие плану дискуссии.

По результатам обсуждения проблемы ведущему необхо­димо сделать вывод и переходить к следующему вопросу.

5. Разбор, подведение итогов дискуссии. Ведущий подводит итоги дискуссии, анализирует выводы, к которым при­шли участники спора, подчеркивает основные моменты пра­вильного понимания проблемы, показывает ложность, оши­бочность высказываний, несостоятельность отдельных позиций по конкретным вопросам темы спора. Он обращает внимание на содержание речей, точность выражения мыс­лей, глубину и научность аргументов, правильность употребления понятий, оценивает умение отвечать на вопросы, применять различные средства полемики, отмечает наибо­лее активных участников дискуссии, дает рекомендации по дальнейшему изучению обсуждаемой проблемы, совершен­ствованию полемических навыков и умений.

Иногда, если состав учебной группы велик, ведущий в начале занятия создает дискуссионные группы, в которых и идет первоначальное обсуждение вынесенной для спора про­блемы. При этом может быть рекомендовано такое распре­деление ролей-функций в дискуссионной группе:

  • ведущий-организатор организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекая в него всех членов группы;

  • аналитик задает вопросы участникам по ходу обсужде­ния проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;

  • протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы, по окончании первичного обсуждения именно он обычно выступает, чтобы представить мнение, позицию своей группы;

  • наблюдатель оценивает участие каждого члена группы на основе заданных критериев.

Как свидетельствует практика проведения дискуссий, их успех во многом зависит от соблюдения участниками пра­вил ведения дискуссии, которые зачастую вывешиваются на плакате перед участниками спора. Приведем формули­ровки некоторых из них.

Правила ведения дискуссии (по М.В. Кларину, Н. Энкельманну):

  • дискуссия — это деловой обмен мнениями, в ходе ко­торого каждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее;

  • выступления должны проходить организованно, каж­дый участник может выступать только с разрешения веду­щего, повторные выступления могут быть только отсрочен­ными, недопустима перепалка между участниками;

  • каждое высказывание должно быть подкреплено фак­тами;

  • в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться;


  • каждое высказывание, позиция должны быть внима­тельно рассмотрены;

  • необходимо внимательно слушать выступления других, размышлять над ними и начинать говорить только тогда, когда появляется уверенность, что каждое ваше слово будет сказано по делу;

  • в ходе обсуждения недопустимо «переходить на лично­сти», навешивать ярлыки, допускать уничижительные выс­казывания и т.д.;

  • отстаивайте свои убеждения в энергичной и яркой фор­ме, не унижая при этом достоинства лица, высказавшего противоположное мнение;

  • при высказывании мнений, не совпадающих с вашим, сохраняйте спокойствие, исходя из того, что два человека и не могут обладать одинаковым мнением;

  • любое выступление должно иметь целью разъяснение разных точек зрения и примирение спорящих;

  • говорите только по заданной теме и избегайте любых бесполезных уклонений в сторону;

  • говорите лаконично, воздерживайтесь от растянутых вступлений, сразу же начинайте говорить по существу. Ост­роту дискуссии придают точные высказывания;

  • ведите себя корректно. Не используйте время для выс­казывания недовольства тому или иному лицу, тем более отсутствующему.

Памятка участнику ведения спора-диалога в рамках дис­куссии (по М.В. Кларину)

  1. Я критикую идеи, а не людей.

  2. Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы «прийти к наилучшему решению».

  3. Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении и усваивать всю нужную инфор­мацию.

  4. Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

  5. Я пересказываю (делаю парафраз) то, что мне не вполне понятно.

  6. Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям, а затем пытаюсь совместить их так чтобы это совмещение давало новое понимание проблемы.

  7. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на про.

  8. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание.

Формулировки, используемые в споре, дискуссии (по Н.Т. Оганесян) — «Уважаемые коллеги...», «Основной воп­рос нашего спора состоит в том, что...», «Я хотел бы выра­зить мнение...», «Для подтверждения нашей точки зрения мы приведем цитату...», «Вам, конечно, известно, что наука давно установила...», «Общеизвестным является тот факт...», «Я внимательно выслушал предыдущего оратора и хочу быть беспристрастным...», «Позвольте для подтверждения правиль­ности этого тезиса апеллировать к следующим авторитетам...», «Я хочу поблагодарить выступающего за большое количество новых фактов...», «Среди прочего он отметил...», «Против этого свидетельствует то, что...», «Если сравнить оба эти мнения, то...», «По этой причине я предлагаю...», «В общих чертах дело выглядит следующим образом...», «Но из вашего ответа ясно...», «Итак, во-первых...», «Далее...», «Я не то хотел сказать...», «Эти слова неправильно выражают мою мысль...», «Позвольте мне уточнить свою позицию...», «Я считаю, что это предложение недостаточно аргументиро­вано...», «Мы должны подумать, а не...», «Лучшим путем, как мне кажется...», «Нам необходимо решить...», «Наша груп­па занимает следующую позицию, отстаивает следующую точку зрения...», «Мы обосновываем ее со следующих пози­ций, таким образом...», «Я не хочу поддерживать ни ту, ни другую сторону...», «Мы утверждаем...», «Они возражают, указывая на...», «Мне кажется, что они сходятся в этом воп­росе...», «Возможно, что здесь и кроется решение, так как...», «В этом направлении мы и должны продолжать размышле­ния...», «Мы уже довольно много говорим о...», «До сих пор все вертелось вокруг...», «При этом как-то упустили из виду...», «Именно это мне и кажется особенно важным, по­тому что...», «Вношу предложение...»