ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
3.1. Краткая историческая справка о дискуссионных методах обучения
3.2. Дискуссионные методы: назначение, классификация, психологический механизм воздействия
3.3. Методика проведения групповой дискуссии в учебно-воспитательном процессе
Дискуссия для старшеклассников «Как слово наше отзовется»
Дискуссия: «Власть в организации. Принуждение или творчество?»
3.4. Организация занятий с использованием метода «интеллектуальной разминки»
3.5. Сущность метода анализа конкретных ситуаций и методика проведения занятий с его использованием
3.6. Методика подготовки и проведения «мозговой атаки»
3.7. Особенности методики подготовки и проведения «круглого стола»
Л 3-4 Дискуссионные методы активного социально-психологического обучения
3.1. Краткая историческая справка о дискуссионных методах обучения
3.2. Дискуссионные методы: назначение, классификация, психологический механизм воздействия
3.3. Методика проведения групповой дискуссии в учебно-воспитательном процессе
3.4. Организация занятий с использованием метода «интеллектуальной разминки»
3.5. Сущность метода анализа конкретных ситуаций и методика проведения занятий с его использованием
3.6. Методика подготовки и проведения «мозговой атаки»
3.7. Особенности методики подготовки и проведения «круглого стола»
3.1. Краткая историческая справка о дискуссионных методах обучения
Начало устойчивого интереса психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швейцарского психолога Ж. Пиаже, в которых было показано, как благодаря механизму дискуссии со сверстниками, а также старшими и младшими детьми ребенок отходит от эгоцентрического мышления и учится принимать точку зрения другого человека.
Важную роль в развитии дискуссионных методов сыграли идеи К. Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных установок (отношений). Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Один из первых экспериментов состоял в попытке изменить некоторые шаблоны поведения домохозяек в связи с использованием новых пищевых продуктов. Одной группе испытуемых была прочитана убедительная лекция по данному вопросу, однако только 3% попытались в дальнейшем прибегнуть к советам эксперта. В другой группе была проведена дискуссия на тему преимуществ использования тех же продуктов. Последующий подсчет показал, что в этой группе 32% женщин стали применять ранее игнорируемые продукты.
Данный эффект объясняется следующими причинами. Если слушатели лекции в основном занимают нейтральную позицию по отношению к раскрываемой лектором теме, то участники дискуссии в ходе обсуждения формируют более полярные мнения. Затем суждения участников могут консолидироваться или, напротив, остаться конф-ронтационными. Но в обоих случаях дискуссия дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что, в свою очередь, реализуется в их конкретных действиях.
Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в управленческой, обучающей, диагностической, психотерапевтической, творческой и других видах деятельности.
3.2. Дискуссионные методы: назначение, классификация, психологический механизм воздействия
Дискуссионные методы — это вид методов активного социально-психологического обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач. Это методы, дающие возможность путем использования в процессе публичного спора системы логически обоснованных доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии.
Эти методы применяются при обсуждении сложных теоретических и практических проблем, для обмена опытом между обучаемыми, уточнения и согласования позиций участников дискуссии, выработки единого подхода к исследованию определенного явления и др. Метод групповой дискуссии улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи (по специальной терминологии — казусы, или кейсы) из профессиональной практики.
Предметом дискуссии могут быть межличностные отношения самих участников группы. В этом случае сеть групповых взаимоотношений выступает как реальная учебная модель, с помощью которой обучаемые на личном опыте усваивают особенности процессов групповой динамики, расширяя свои возможности самоопределения и понимания других.
Психологический механизм использования дискуссионных методов обучения позволяет:
сопоставив противоположные позиции, дать возможность его участникам увидеть проблему с разных сторон;
уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации;
нивелировать скрытые конфликты, поскольку в процессе открытых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиций партнеров;
выработать групповое решение, придав ему статус групповой нормы;
используя механизм возложения и принятия ответственности, способствовать вовлечению участников дискуссии в последующую реализацию групповых решений; повысить эффективность отдачи и заинтересованность участников дискуссии в решении групповой задачи, предоставив им возможность проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.
3.3. Методика проведения групповой дискуссии в учебно-воспитательном процессе
Дискуссия является одним из значений слова «спор». В современной научной литературе оно служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Спор — это словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Другие разновидности спора — диспут, полемика, дебаты и прения.
Дискуссия (лат. diskussio — исследование, рассмотрение, разбор) — публичный спор, цель которого — выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Слово «диспут» (лат. disputare — рассуждать, disputatio — прения) первоначально означало публичную защиту научного труда, написанного для получения ученой степени. В настоящее время под диспутом понимают публичный спор на научную или общественную тему.
Полемика (греч. polemika — воинствующий, враждебный) — борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью отстоять, защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.
Дебаты — прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам. Прения — обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам. Под этими словами, как правило, подразумевают споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях и т.д.
В социально-психологическом обучении чаще других применяется такая разновидность публичного спора, как дискуссия. Метод групповой дискуссии может быть положен в основу всего занятия («семинар-дискуссия», «практическое занятие-дискуссия»), а также может использоваться фрагментарно во всех видах учебных занятий, придавая им диалоговую форму.
Методика подготовки и проведения групповой дискуссии включает в себя несколько этапов.
1. Выбор темы. Тема должна быть актуальной для участников дискуссии, социально значимой, связанной с реальной практикой. Она должна содержать проблемные моменты, вызывать интерес у присутствующих, быть для них достаточно знакомой, чтобы они могли компетентно вести ее обсуждение. Тема может быть выбрана в рамках учебной программы изучаемых дисциплин, но обязательно с учетом интересов участников дискуссии.
Формулировка темы должна быть четкой и ясной, по возможности краткой, привлекающей внимание участников, заставляющей задуматься над поставленной проблемой. К примеру, для студенческой среды могут быть предложены следующие темы: «Как стать профессионалом?», «Всегда ли понимают друг друга отцы и дети?», «Что зависит от меня в студенческой жизни?» и др.
Разработка вопросов для обсуждения. От того как будут поставлены эти вопросы, во многом зависит успех предстоящего разговора. Формулировка вопросов должна включать в себя возможность предъявления различных точек зрения, быть поводом для размышления. В формулировках могут содержаться мнения, которые не являются бесспорными, могут приводиться положения, противоречащие фактам действительности, отличные от общепринятой трактовки.
Приведем примерные перечни вопросов к дискуссиям.