ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
3.1. Краткая историческая справка о дискуссионных методах обучения
3.2. Дискуссионные методы: назначение, классификация, психологический механизм воздействия
3.3. Методика проведения групповой дискуссии в учебно-воспитательном процессе
Дискуссия для старшеклассников «Как слово наше отзовется»
Дискуссия: «Власть в организации. Принуждение или творчество?»
3.4. Организация занятий с использованием метода «интеллектуальной разминки»
3.5. Сущность метода анализа конкретных ситуаций и методика проведения занятий с его использованием
3.6. Методика подготовки и проведения «мозговой атаки»
3.7. Особенности методики подготовки и проведения «круглого стола»
При проведении занятий методом «мозговой атаки» ведущему и участникам необходимо соблюдать некоторые правила и условия коллективной дискуссионной работы:
нацеленность творческого поиска на один объект, не допустимость ухода в сторону от него, потери стержневого направления;
краткость и ясность высказываемых мыслей участниками «мозговой атаки»;
недопустимость критических замечаний по поводу высказываний других участников «мозговой атаки»;
недопустимость повтора сказанного другими участниками «мозговой атаки»;
нежелательность отвода предложений участников высказаться под предлогом, что все уже сказано;
стимулирование любой самостоятельной мысли или суждения обучаемых;
гласность в показе идей, получивших признание;
возможность и желательность дальнейшего развития положений и мыслей, высказанных участниками ранее
3.7. Особенности методики подготовки и проведения «круглого стола»
Цель использования метода «круглого стола» — всестороннее глубокое рассмотрение актуальной проблемы путем ее свободного группового обсуждения. Отличие метода «круглого стола» от метода групповой дискуссии в том, что на обсуждение первым методом выносят, как правило, проблемы междисциплинарного характера с участием приглашенных ведущих специалистов. Рассматриваемые темы обычно носят многоаспектный характер: политический, экономический, юридический, нравственный и т.д. Вопросы приглашенным специалистам для подготовки к выступлению и ответам передаются заранее.
Чтобы заседание «круглого стола» проходило активно и заинтересованно, целесообразно к подготовке занятия привлечь максимальное количество обучаемых, вызвать их инициативу, настроить на свободное общение. Чаще всего между обучаемыми распределяются задания подготовить сообщения по одному из вопросов «круглого стола». Обучаемые должны быть активны в выяснении (в форме вопросов) неясных для них моментов.
«Круглый стол» предъявляет свои требования и к приглашенным специалистам. Они должны быть не только крупными теоретиками или практиками в своей области, но и прежде всего людьми, умеющими изложить как можно больше информации за короткий отрезок времени, а также умеющими анализировать и синтезировать свои мысли в доступной для обучаемых форме.
Метод получил свое название от используемых атрибутов при его проведении. Он предполагает:
круговое размещение столов в помещении;
принцип свободного микрофона, когда выступают все желающие, нет резкой критики и одергиваний;
предварительную подготовку перечня вопросов, на которые должен ответить «круглый стол», передачу вопросов приглашенным специалистам;
применение технических средств для быстрой обработки поступающей информации.
Варианты методики проведения «круглого стола»
1. Классический вариант:
вступительное слово ведущего, представление участников, напоминание обсуждаемых вопросов;
заслушивание кратких вводных сообщений специалистов и обучаемых по сути проблем с изложением различных точек зрения;
уточнение ведущим предмета и вопросов дискуссии перед аудиторией;
дискуссия;
выработка согласованных позиций, поиск точек соприкосновения мнений; экспертной группой может быть предложено решение «круглого стола»
заключительное слово ведущего, разъяснение порядка решения вопросов, поступивших в ходе проведения «круглого стола» и сроков ответа по ним.
2 Начало «круглого стола» с показа видеофрагмента конкретной профессиональной ситуации с последующим обсуждением проблемы.
Начало «круглого стола» с блицопроса обучаемых по кругу интересующих их вопросов, уточнение порядка работы участников.
Начало работы с вопросов к приглашенным специалистам.