ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чаще всего обучаемым письменно или устно дается опи­сание событий с последующим заданием. Вместе с тем ди­апазон способов предъявления ситуации может быть на­много шире в зависимости от наличия фонда накопленных материалов и возможностей технических средств обучения. В частности, могут быть применены следующие приемы и способы:

  • видеозапись определенного реального события (эпизоды индивидуальных бесед, фрагменты учебных занятий и др.);

  • киноэпизоды художественных и документальных филь­мов;

  • магнитофонная запись интервью, беседы, доклада и т.д.;

  • фотодокументы, схемы, графики, диаграммы, отража­ющие состояние какого-либо факта, процесса из различных исторических или современных событий;

  • «досье ситуации» — различные документы, отчеты, док­ладные записки, инструкции, проекты и т.п.;

  • выступление на занятии авторитетного специалиста, участника определенного события.

Примерная методика проведения 2-часового практиче­ского занятия с использованием метода анализа конкрет­ных ситуаций включает следующие этапы.

Первый этап (10—15 мин): вступительная часть, введе­ние в изучаемую проблему. Ведущий обосновывает актуаль­ность темы, раскрывает ее сложность, степень решения в теории и на практике; указывает связь проблемы с профес­сиональной деятельностью обучаемых; формулирует цели и задачи занятия.

Ведущий знакомит с организационными особенностями занятий, зачитывает конкретные ситуации. Как правило, учебная группа делится на несколько рабочих (учебных) подгрупп по 5—7 человек каждая. Он определяет задачи для подгрупп (изучить ситуацию, сформулировать и обосновать свои ответы и решения, подготовиться к публичной защите своего мнения), устанавливает время и режим самостоя­тельной работы.

Второй этап (30—35 мин): групповая работа над ситуа­цией. Ведущий наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникающие вопросы, дает рекомендации.

Третий этап (25—30 мин): групповая дискуссия. Пред­ставители подгрупп поочередно выступают с сообщением о результатах работы: излагают общее мнение о событии, обо­сновывают предлагаемую альтернативу решения, отвечают на поставленные вопросы. После выступлений представите­лей подгрупп начинается общая дискуссия: обсуждение то­чек зрения и решений; оценка результатов анализа; форми­рование единого подхода к подобного рода проблемам и путям их решения; выбор наилучшего решения для данной ситуации.


При рассмотрении новой ситуации обучаемыми могут быть предложены несколько вариантов ее разрешения, и все они могут оказаться правильными, так как к достижению цели можно прийти разными путями, но в этом случае необхо­димо отметить тот путь, который наиболее оптимален и эффективен. Здесь проявляется творческий подход обучае­мых к выбору разумных решений.

При анализе наиболее сложных ситуаций следует обра­тить внимание, что основная задача — не выявление подоб­ных ситуаций, не отработка готовых рецептов, а выработка оптимальных и новых подходов по разрешению подобного рода ситуаций.

Четвертый этап (15—20 мин): заключительная часть за­нятия. Ведущий в заключительном слове оценивает общий результат коллективной работы группы, позиции подгрупп при анализе, выделяет правильные или ошибочные реше­ния, обосновывает оптимальный подход к решению подоб­ных ситуаций, рекомендует дополнительную литературу по проблеме.

При использовании метода анализа конкретных ситуа­ций рекомендуется применять следующий алгоритм работы обучаемых в подгруппах:

  • анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признака проблемы, ее ясной, четкой, краткой формули­ровки;

  • выработка альтернатив, т.е. различных «способов дей­ствия в данной ситуации;

  • разработка критериев решения проблемы, требований к содержанию альтернатив и их обоснованию;

  • при выборе лучшего решения опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов по их осуществлению.

В практике проведения занятий методом анализа конк­ретных ситуаций необходимо придерживаться следующих пра­вил для участников рабочих групп:

  • все участники отвечают за работу в целом, а не за ту часть, которую выполняет каждый. Все, что наработано груп­пой, причисляется к заслугам группы в целом;

  • каждый участник групповой работы лишается автор­ского права на вносимые в общее дело идеи, а также права на оценку достигнутых им лично результатов в работе. Каж­дый участник должен ощущать свою принадлежность к ко­манде и ответственность за то, какой он вносит вклад в общее дело;

  • тот, кто работает в группе, должен без предрассудков и высокомерия учитывать мнения других членов группы. Рабо­та в команде предполагает стремление к сотрудничеству и готовность поступиться своими собственными позициями



3.6. Методика подготовки и проведения «мозговой атаки»

Метод «мозговой атаки» возник в 30-е гг. XX в. как способ коллективного продуцирования новых идей. Еще в 1938 г. А Осборн предложил использовать «мозговую атаку», или «мозговой штурм», как групповой метод решения проблем, активизирующий творческую мысль. В настоящее время раз­личные модификации метода широко используются в науч­ных и производственных коллективах, в вузах. Метод спо­собствует развитию динамичности мыслительных процессов, абстрагирования от существующих ограничений и привыч­ных взглядов на явления и процессы, формирует умение сосредоточиваться на какой-либо узкой и актуальной цели.

Сущность метода «мозговой атаки» состоит в коллектив­ной творческой работе по обсуждению и разрешению какой-то сложной проблемы. Участники все вместе думают над про­блемой, дополняют друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, опровергают другие в поисках истины. Этот ме­тод позволяет выявить и развить творческие способности и творческое мышление участников, чему способствует эмо­циональный подъем участников — обязательный спутник творческой деятельности. От простой дискуссии метод отли­чается новизной проблемы и отсутствием готовых решений, большой самостоятельностью и творческой активностью его участников, обязательным комплексным подходом к реше­нию проблемы. При этом проблема не должна иметь слож­ную структуру, т.е. не должна разлагаться на многочислен­ные мелкие проблемы и отдельные вопросы. При проведении «мозговой атаки» необходимо получить как можно больше идей и ни в коем случае не оценивать идеи и их авторов. Участники не должны прерывать друг друга, так как идея, высказанная одним, может навести на мысль другого.

Метод «мозговой атаки» может планироваться как фраг­мент занятия или как занятие в целом (например, в рамках проведения семинара или практического занятия).

Методика проведения «мозговой атаки» включает в себя следующие этапы.

1. Формулирование проблемы, которую необходимо ре­шить; обоснование задачи для поиска решения; определение условий коллективной работы; доведение до участников правил поиска решения проблемы и поведения в процессе «моз­говой атаки»; формирование экспертной группы, в обязан­ности которой входит разработка критериев, оценка и отбор наилучших идей; при наличии большого числа участников — создание нескольких рабочих групп по 3—7 человек.


  1. Тренировочная интеллектуальная разминка, которая помогает привести обучаемых в рабочее психологическое состояние за счет активизации их знаний. Она носит крат­ковременный характер и включает в себя, как правило, выполнение упражнений на быстрый поиск ответов на по­ставленные вопросы или проведение «интеллектуальной раз­минки» (на семинарском, практическом занятии). При ре­шении методом «мозговой атаки» производственных про­блем в рамках повышения квалификации действующих специалистов разминка осуществляется в форме экспресс- опроса по вопросам «мозговой атаки».

  2. Непосредственный «штурм» поставленной проблемы. Предварительно еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются некоторые правила коллективной работы. Ге­нерирование идей начинается по указанию ведущего одно­временно всеми обучаемыми (во всех рабочих группах). При создании рабочих групп к каждой из них прикрепляется эксперт из числа обучаемых, задача которого фиксировать на бумаге все выдвигаемые идеи.

  3. Сообщение ведущего о результатах «мозговой атаки». Обсуждение итогов работы групп, оценка наилучших идей, их обоснование и публичная защита. Выступление экспер­тов. Принятие коллективного решения о лучших идеях ре­шения проблемы. Заключительное слово ведущего.

Варианты проведения занятий методом «мозговой атаки» зависят от творческого подхода ведущего и уровня подго­товки участников занятия.

Для эффективного проведения «мозговой атаки» следует соблюдать ряд организационных условий:

  • в оптимальном варианте учебная группа должна состо­ять примерно из 7—12 человек;

  • члены группы должны находиться в постоянном кон­такте и не размещаться в соседних помещениях;

  • социальный статус участников должен быть примерно равный;

  • профессиональные и личностные качества участников должны быть достаточно высокими;

  • в группе может быть лишь несколько человек, сведу­щих в рассматриваемой проблеме;

  • работа должна проходить в комфортной и непринуж­денной обстановке;

  • члены группы должны иметь желание кооперировать­ся и взаимодействовать;

  • чтобы в группе царила гармония, целесообразно под­бирать членов группы по возрасту, полу и типам личности;

  • желательно, чтобы участники были расположены по кругу; знали друг друга по именам;

  • желательно, чтобы руководителем группы избирали или назначали специалиста, хорошо разбирающегося в про­блеме и пользующегося авторитетом у присутствующих;

  • наблюдатели, которые фиксируют идеи и высказыва­ния участников, располагаются за столами вне группы. Они фиксируют все, что говорится, даже то, что, по их мне­нию, не имеет никакого значения.