Файл: методика выживания в экстримальных условиях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 275

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

100100 - «Сервис»

Раздел 1. Методики выживания в природных условиях 20

2. Задачи дисциплины

3. Место дисциплины в структуре ооп впо

4. Требования к результатам освоения дисциплины

5. Материально-техническое обеспечение

Тема 1.2. Подготовка к туристическому походу и автономному существованию. Правила поведения в условиях автономного существования

Тема 1.3. Травмы и заболевание в условиях автономного существования. Первая помощь и самолечение. Профилактика болезней. Природные лекарства

Раздел 2. Методики выживания в условиях техногенной среды Тема 2.1. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера: общие понятия, причины возникновения, способы защиты

Тема 2.2. Опасные и чрезвычайные ситуации в бытовой среде

Тема 2.3. Криминальные опасности. Правила поведения в потенциально опасных криминальных ситуациях

Тема 2.4. Особенности оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях техногенного происхождения

Тема 3.2. Обеспечение личной безопасности при доставке к месту отдыха

Тема 3.3. Терроризм и способы противодействия его акциям

3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

4. Тематика рефератов

5. Перечень вопросов к зачету

3. Электронные образовательные ресурсы (эор)

Приложение №1

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. Учрежд. Высш. Проф. Образования / с.А. Полиевский, а.А. Иванов, э.Ю. Зюрин, в.В. Церябина. – м.: Изд. Центр «Академия», 2013. – 318 с.

Бондин, в. И. Безопасность жизнедеятельности: учеб. Пособие / в. И. Бондин, ю.Г. Семехин. - м.: инфра-м; Академцентр, 2011. - 349 с.

Петров, с.В. Безопасный отдых и туризм: учеб. Пособие / с.В. Петров, о.Л. Жигарев, о.Н. Токарева. - Новосибирск: арта, 2011. - 296 с.

Соловьев, с.С. Безопасный отдых и туризм: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений / с.С. Соловьев. – м.: Изд. Центр «Академия», 2008. – 288.

  1. I. Организационно-методический раздел

      1. Цель дисциплины

Основной целью изучения дисциплины «Методика выживания в экстремальных условиях» является получение студентами специальных знаний, умений и навыков, необходимых при планировании туристических походов и слетов, выживании в экстремальных условиях природной и техногенной среды и в случаях попадания в ситуации вынужденной автономии.

2. Задачи дисциплины

Основными задачами преподавания дисциплины являются:

  • обеспечение студентов теоретическими знаниями по планированию и подготовке к проведению выездов на природу и туристических походов;

  • овладение практическими навыками выживания при попадании в опасные или чрезвычайные ситуации в условиях природной, техногенной или социальной среды;

  • знакомство студентов с факторами выживания и резервными возможностями человеческого организма;

  • разъяснение студентам важных аспектов поведения в дальнем и международном туризме.

3. Место дисциплины в структуре ооп впо

Дисциплина по выбору «Методика выживания в экстремальных условиях» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3).

Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для осуществления деятельности с частью Б.5. «Учебная и производственная практика» ООП. Для изучения дисциплины «Методика выживания в экстремальных условиях» студент должен обладать знаниями, полученными при изучении всех дисциплин, отнесенных к гуманитарным, социальным, экономическим и естественно-научным блокам.

Знания, умения и навыки, полученные студентом при изучении курса «Методика выживания в экстремальных условиях», способствуют более глубокому изучению дисциплин, отнесенных к профессиональному циклу и выполнению выпускной квалификационной работы.

В процессе преподавания дисциплины «Методика выживания в экстремальных условиях» используются следующие технологии и методы:

  • лекции;

  • практические занятия;

  • самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение домашних заданий, выполнение творческой работы, подготовка к текущему и итоговому контролю.


В процессе обучения дисциплине «Методика выживания в экстремальных условиях» используются различные современные технологии обучения.

Лекции читаются с применением схем, таблиц, графиков, по возможности, с использованием проектора и интерактивной доски.

На практических занятиях используется кейс-технология, кластерная технология и другие практико-ориентированные технологии обучения:

  • семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях;

  • обсуждение подготовленных студентами докладов и рефератов;

  • проектная технология (наглядные материалы, компьютерные презентации, макеты);

  • ситуационные задачи, алгоритмы безопасного поведения и др.

Отдельные практические занятия проводятся ведущими специалистами Главного Управления (ГУ) МЧС России по Псковской области. Такие занятия могут проводиться в форме пресс-конференций и других интерактивных формах. Студенты знакомятся с организацией и практикой предупреждения и ликвидации последствий ЧС на территории Псковской области, участвуют в обсуждении наиболее насущных проблем безопасности и выживания в опасных ситуациях с ведущими специалистами.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.


4. Требования к результатам освоения дисциплины

В процессе изучения дисциплины «Методика выживания в экстремальных условиях» студент формирует и демонстрирует следующие, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению подготовки «Сервис» и компетентностной моделью подготовки бакалавра по профилю «Социально-культурный сервис»:

общекультурные компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО):

- владеть основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК - 4).

Профессиональные компетенции:

- готовность к разработке и реализации технологии процесса сервиса, формированию клиентурных отношений (ПК - 5).

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

- содержание нормативно-правовых документов в области защиты от ЧС, туристической деятельности (ОК - 4, ПК – 5);

- причины попадания человека в опасные ситуации в условиях природной, техногенной и социальной среды (ОК - 4);

- способы формирования теоретических знаний и практических умений по выживанию в экстремальных условиях природной и городской среды (ОК - 4);

- правила оказания первой помощи пострадавшим в ЧС (ОК - 4).

Уметь:

- применять навыки по выживанию в экстремальных условиях природной и городской среды (ОК - 4);

- самостоятельно ориентироваться на местности в различных климатогеографических зонах, правильно выбирать маршрут для передвижения (ОК - 4);

- адекватно реагировать на сложившиеся экстремальные условия (ОК - 4);

- оказать первую помощь пострадавшим в опасной или чрезвычайной ситуации (ОК - 4).

Владеть:

- методами формирования у обучаемых теоретических знаний и практических умений по выживанию в экстремальных условиях среды обитания (ОК - 4);

- путями совершенствования методики обучения выживанию в природной и городской среде (ОК - 4, ПК – 5);

- практическими навыками ориентирования на местности, выбора маршрута, организация стоянки, сооружения временных укрытий, способов разведения костра; профилактики и лечения заболеваний и травм в природных условиях и своевременное оказание необходимой медицинской помощи (ОК - 4);


- средствами обучения навыкам выживания  в экстремальных условиях природной и техногенной среды (ОК - 4, ПК – 5);

- навыками оказания первой помощи пострадавшим в ЧС (ОК - 4).

5. Материально-техническое обеспечение

Перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины, и способы их применения:

  • компьютерное и мультимедийное оборудование;

  • приборы и оборудование учебного назначения;

  • пакет прикладных обучающих программ Microsoft Office (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point), Windows Movie Maker, Nero, видеофайлы AVI, DVD и т.д.

  • видео-, аудиовизуальные средства обучения;

  • электронная библиотека курса;

  • ссылки на интернет-ресурсы и др.

  1. Содержание дисциплины по курсам обучения

      1. Разделы дисциплины

Дисциплина «Методики выживания в экстремальных условиях» содержит разделы:

Раздел 1. Методики выживания в природных условиях

Раздел 2. Методики выживания в условиях техногенной среды

Раздел 3. Обеспечение безопасности в путешествиях по стране и за ее границами

Темы и их краткое содержание

Раздел 1. Методики выживания в природных условиях

Тема 1.1. Экстремальные ситуации, возникающие в природной среде. Факторы выживания. Резервные возможности человеческого организма

Лекция (2 часа)

Понятие автономного существования. Ситуации вынужденной автономии и их причины. Автономное существование и выживание. Понятие выживания. Условия выживания. Факторы выживания.

Акклиматизация человека к различным природным условиям. Температурно-влажностные факторы. Возможности организма по адаптации к высоким и низким температурам.

Значение воды для организма человека. Понятие обезвоживания организма человека, возможные последствия. Способы удержания влаги в организме.

Пища в жизни человека. Калорийность пищи. Разновидности пищи. Голодание и его переносимость. Условия и пределы голодания. Последствия голодания. Внешнее и внутреннее питание организма при голодании. Стадии голодания. Условия и порядок выхода из состояния голодания.

Практическое занятие (2 часа)


Оценка резервных возможностей человеческого организма в суровых или экстремальных условиях.

Самостоятельная работа (2 часа)

Профессии, связанные с автономным существованием в природе. Экстремальные ситуации и экстремальные условия. Парадигма выживания людей и их поведение в условиях автономного существования.Факторы, влияющие на состояние здоровья человека в экстремальной ситуации природного характера.

Результаты самостоятельной работы оцениваются по итогам контроля над раскрытием темы реферата и его оформлению.


Смотрите также файлы