Файл: методика выживания в экстримальных условиях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 243

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

100100 - «Сервис»

Раздел 1. Методики выживания в природных условиях 20

2. Задачи дисциплины

3. Место дисциплины в структуре ооп впо

4. Требования к результатам освоения дисциплины

5. Материально-техническое обеспечение

Тема 1.2. Подготовка к туристическому походу и автономному существованию. Правила поведения в условиях автономного существования

Тема 1.3. Травмы и заболевание в условиях автономного существования. Первая помощь и самолечение. Профилактика болезней. Природные лекарства

Раздел 2. Методики выживания в условиях техногенной среды Тема 2.1. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера: общие понятия, причины возникновения, способы защиты

Тема 2.2. Опасные и чрезвычайные ситуации в бытовой среде

Тема 2.3. Криминальные опасности. Правила поведения в потенциально опасных криминальных ситуациях

Тема 2.4. Особенности оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях техногенного происхождения

Тема 3.2. Обеспечение личной безопасности при доставке к месту отдыха

Тема 3.3. Терроризм и способы противодействия его акциям

3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

4. Тематика рефератов

5. Перечень вопросов к зачету

3. Электронные образовательные ресурсы (эор)

Приложение №1

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. Учрежд. Высш. Проф. Образования / с.А. Полиевский, а.А. Иванов, э.Ю. Зюрин, в.В. Церябина. – м.: Изд. Центр «Академия», 2013. – 318 с.

Бондин, в. И. Безопасность жизнедеятельности: учеб. Пособие / в. И. Бондин, ю.Г. Семехин. - м.: инфра-м; Академцентр, 2011. - 349 с.

Петров, с.В. Безопасный отдых и туризм: учеб. Пособие / с.В. Петров, о.Л. Жигарев, о.Н. Токарева. - Новосибирск: арта, 2011. - 296 с.

Соловьев, с.С. Безопасный отдых и туризм: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений / с.С. Соловьев. – м.: Изд. Центр «Академия», 2008. – 288.

б) на поврежденное место нанести йодную сетку и наложить тугую повязку, обеспечить покой постра­давшему, дать ему обезболивающее средство, придать поврежденной конечности возвышенное положение а доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

в) срочно распарить поврежденное место, а затем наложить тугую повязку, обеспечить покой постра­давшему, дать ему обезболивающее средство, придать поврежденной конечности возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

7. При отморожении или охлаждении организма прежде всего необходимо:

а) согреть отмороженный участок тела и пострадав­шего в целом;

б) дать пострадавшему горячий чай или кофе;

в) дать пострадавшему одну таблетку аспирина или анальгина;

г) на отмороженный участок тела наложить стерильную повязку

8. При укусе змеей в первую очередь необходимо: а) обеспечить пострадавшему покой, на место укуса наложить холод;

б) промыть рану от укуса кипяченой водой, слабым раствором марганцовки или перекиси водорода; в) дать пострадавшему обильное питье, придать укушенному месту возвышенное положение.

9. Если в походе во время движения по маршруту вы отстали от группы, то:

а) можно сойти с трассы, чтобы найти следы това­рищей;

б) нельзя сходить с трассы, лыжни;

в) необходимо сойти с трассы и остановиться на развилке тропы.

10. Каковы требования к месту сооружения вре­менного жилища:

а) место на берегу реки на уровне воды среди сухо­стоя, который можно использовать для костра;

б) ровная возвышенная продуваемая площадка, возле источника воды, достаточно топлива, вблизи по­ляна для подачи сигналов бедствия;

в) недалеко дорога или наезженная тропа, вблизи много грибов и ягод.

11. Какими насекомыми и пресмыкающимися можно утолить голод в условиях вынужденного авто­номного существования при отсутствии продуктов пи­тания:

а) колорадские жуки, бабочки, дождевые черви, земляные жабы;

б) личинки майского жука, медведка, улитки всех видов, жабы;

в) саранча и кузнечики, термиты, ящерицы и змеи.

12. Допускается ли купание ребят ночью:

а) не допускается;

б) допускается, если место купания оборудовано спасательными средствами, в присутствии преподава­теля;


в) допускается в сумерки;

г) допускается, если водоем огражден осветитель­ными сигнальными буями.

13. Почему при переходе через реку не рекоменду­ется выбирать местом перехода участок выше камней (по течению):

а) там часто встречаются водовороты;

б) там наибольшая глубина;

в) там очень высокая скорость воды;

г) там вода выглядит спокойнее, но напор воды на­ибольший.

14. При глубоком и обширном ранении прежде все­го необходимо:

а) продезинфицировать рану;

б) дать пострадавшему успокоительное лекарство;

в) измерить температуру;

г) остановить кровотечение;

д) доставить пострадавшего в травмпункт.

15. Основной материал, которым пользуются при перевязке, — это:

а) марлевые (плоские) бинты;

б) трубчатые бинты;

в) жгут.

16. Если во время движения на маршруте вы заблу­дились и не можете найти свои следы, то следует:

а) прислушаться к звукам, чтобы потом двигаться подальше от дорог или рек;

б) остановиться и оценить ситуацию, искать тропу или дорогу! ручей или реку;

в) найти возвышенное место и оглядеться, а затем двигаться в направлении захода солнца.

17. При устройстве шалаша крышу следует накры­вать:

а) снизу — вверх;

б) сверху — вниз;

в) справа — налево;

г) безразлично как.

18. Какое время является лучшим для рыбной ловли:

а) полдень;

б) ночь (после наступления темноты);

в) в течение дня;

г) утро (на рассвете).

19. Допустимая толщина льда при передвижении по нему людей должна быть:

а) не менее 10 см;

б) не менее 5 см;

в) не менее 15 см.

20. При преодолении болот необходимо:

а) идти осторожно, но широким шагом, предвари­тельно обвязав друг друга страховочной веревкой;

б) вооружиться шестом, настелить гать из жердей, идти, наступая на кочки или корневища кустов;

в) идти друг за другом, держась за руки, стараясь наступать между кочками.

Контрольная работа № 2 «Экстремальные ситуации в жизни человека»


Вариант 1

  1. Обеспечение безопасности при доставке к месту отдыха.

  2. Способы избегания неприятностей, находясь за границей.

  3. Самооборона как средство защиты от нападения.

Вариант 2

1.Действия при авариях на транспорте.

2.Особенности поведения в различных странах мира. Основные «горячие точки» в мире.

3.Правила поведения в потенциально опасных ситуациях при нападении(в доме, лифте, подъезде, на улице, в автомобиле и общественных местах).

Вариант 3

  1. Меры безопасности туристов в дальнем и международном туризме.

  2. Правила профилактики терроризма.

  3. Особенности женской самообороны.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Методические указания к практическим занятиям

Методические указания к практическим занятиям по теме: «Резервные возможности человеческого организма»

ВОПРОСЫ:

1. Температурно-влажностные факторы.

2.Возможности организма по адаптации к высоким и низким температурам.

ЗАДАЧИ:

1. Изучить влияние температурно-влажностных факторов.

2.Выявить способы закаливание организма.

ЛИТЕРАТУРА:

Безопасность жизнедеятельности: практикум / Р.И. Айзман, С.В. Петров, Н.С. Шуленина [и др.]. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 288 с.

Казаков, Н.П. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.П. Казаков, Н.А. Якубовская. - М.: Академия, 2011. - 240 с.

Соловьев, С.С. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С.С. Соловьев. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 288.

Черныш, И.В. Выживание в экстремальных ситуациях: учеб. пособие / И.В. Черныш. - М.: Физическая культура, 2009. - 160 с.

Методические указания к практическим занятиям по теме: «Подготовка снаряжения»

ВОПРОСЫ:

1. Общие сведения о туристе и о его здоровье.

2. Подготовка набора для выживания.

ЗАДАЧИ:

1. Заполнение карточки контроля.

2.Применение набора для выживания.

ЛИТЕРАТУРА:

Безопасность жизнедеятельности: практикум / Р.И. Айзман, С.В. Петров, Н.С. Шуленина [и др.]. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 288 с.

Казаков, Н.П. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.П. Казаков, Н.А. Якубовская. - М.: Академия, 2011. - 240 с.


Петров, С.В. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие / С.В. Петров, О.Л. Жигарев, О.Н. Токарева. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 296 с.

Соловьев, С.С. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С.С. Соловьев. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 288.

Черныш, И.В. Выживание в экстремальных ситуациях: учеб. пособие / И.В. Черныш. - М.: Физическая культура, 2009. - 160 с.

Методические указания к практическим занятиям по теме: «Оценка состояния и возможностей выживания»

ВОПРОСЫ:

1. Оценка психологического состояния.

2. Оценка физического состояния

3.Оценка возможностей выживания по воде и пище

ЗАДАЧИ:

1. Преодоление дистресса.

2.Оказание первой помощи пострадавшим

3. Определение местоположения

ЛИТЕРАТУРА:

Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учрежд. высш. проф. образования / С.А. Полиевский, А.А. Иванов, Э.Ю. Зюрин, В.В. Церябина. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 318 с.

Петров, С.В. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие / С.В. Петров, О.Л. Жигарев, О.Н. Токарева. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 296 с.

Соловьев, С.С. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С.С. Соловьев. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 288.

Черныш, И.В. Выживание в экстремальных ситуациях: учеб. пособие / И.В. Черныш. - М.: Физическая культура, 2009. - 160 с.

Методические указания к практическим занятиям по способам автономного выживания на тему: «Правила поведения в условиях вынужденной автономии»

ВОПРОСЫ:

1. Определение ориентиров

2. Выбор маршрута для движения

ЗАДАЧИ:

1. Определение длительности перехода и мест стоянки.

2. Расчет переносимых запасов пищи и воды.

ЛИТЕРАТУРА:

Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учрежд. высш. проф. образования / С.А. Полиевский, А.А. Иванов, Э.Ю. Зюрин, В.В. Церябина. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 318 с.

Петров, С.В. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие / С.В. Петров, О.Л. Жигарев, О.Н. Токарева. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 296 с.

Соловьев, С.С. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С.С. Соловьев. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 288.

Черныш, И.В. Выживание в экстремальных ситуациях: учеб. пособие / И.В. Черныш. - М.: Физическая культура, 2009. - 160 с.


Методические указания к практическим занятиям по способам автономного выживания на тему: «Организация временной стоянки»

ВОПРОСЫ:

1. Выбор места для стоянки, ночевки.

2. Устройство укрытий, используемые материалы.

ЗАДАЧИ:

1. Правильно выбрать место стоянки.

2.Осмотр местности и поиск материалов для укрытия.

ЛИТЕРАТУРА:

Безопасность жизнедеятельности: практикум / Р.И. Айзман, С.В. Петров, Н.С. Шуленина [и др.]. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 288 с.

Казаков, Н.П. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.П. Казаков, Н.А. Якубовская. - М.: Академия, 2011. - 240 с.

Петров, С.В. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие / С.В. Петров, О.Л. Жигарев, О.Н. Токарева. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 296 с.

Черныш, И.В. Выживание в экстремальных ситуациях: учеб. пособие / И.В. Черныш. - М.: Физическая культура, 2009. - 160 с.

Методические указания к практическим занятиям по способам автономного выживания на тему: «Изготовление укрытий»

ВОПРОСЫ:

1. Типы укрытий с использованием деревьев, веток, камней

2. Северные укрытия из снега.

ЗАДАЧИ:

1. Изготовление стенок и экранов

2.Изготовление долговременных укрытий из снега.

ЛИТЕРАТУРА:

Безопасность жизнедеятельности: практикум / Р.И. Айзман, С.В. Петров, Н.С. Шуленина [и др.]. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 288 с.

Казаков, Н.П. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.П. Казаков, Н.А. Якубовская. - М.: Академия, 2011. - 240 с.

Петров, С.В. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие / С.В. Петров, О.Л. Жигарев, О.Н. Токарева. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 296 с.

Соловьев, С.С. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С.С. Соловьев. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 288.

Черныш, И.В. Выживание в экстремальных ситуациях: учеб. пособие / И.В. Черныш. - М.: Физическая культура, 2009. - 160 с.

Методические указания к практическим занятиям по способам автономного выживания на тему: «Добывание огня, воды и пищи в условиях автономного существования»

ВОПРОСЫ:

1. Типы костров.

2. Вода в условиях автономного существования.

3. Добыча пищи.

ЗАДАЧИ:


Смотрите также файлы