ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 290
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Методики выживания в природных условиях 20
3. Место дисциплины в структуре ооп впо
4. Требования к результатам освоения дисциплины
5. Материально-техническое обеспечение
Тема 2.2. Опасные и чрезвычайные ситуации в бытовой среде
Тема 2.3. Криминальные опасности. Правила поведения в потенциально опасных криминальных ситуациях
Тема 3.2. Обеспечение личной безопасности при доставке к месту отдыха
Тема 3.3. Терроризм и способы противодействия его акциям
3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
I. Организационно-методический раздел
Цель дисциплины
Основной целью изучения дисциплины «Методика выживания в экстремальных условиях» является получение студентами специальных знаний, умений и навыков, необходимых при планировании туристических походов и слетов, выживании в экстремальных условиях природной и техногенной среды и в случаях попадания в ситуации вынужденной автономии.
2. Задачи дисциплины
Основными задачами преподавания дисциплины являются:
обеспечение студентов теоретическими знаниями по планированию и подготовке к проведению выездов на природу и туристических походов;
овладение практическими навыками выживания при попадании в опасные или чрезвычайные ситуации в условиях природной, техногенной или социальной среды;
знакомство студентов с факторами выживания и резервными возможностями человеческого организма;
разъяснение студентам важных аспектов поведения в дальнем и международном туризме.
3. Место дисциплины в структуре ооп впо
Дисциплина по выбору «Методика выживания в экстремальных условиях» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3).
Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для осуществления деятельности с частью Б.5. «Учебная и производственная практика» ООП. Для изучения дисциплины «Методика выживания в экстремальных условиях» студент должен обладать знаниями, полученными при изучении всех дисциплин, отнесенных к гуманитарным, социальным, экономическим и естественно-научным блокам.
Знания, умения и навыки, полученные студентом при изучении курса «Методика выживания в экстремальных условиях», способствуют более глубокому изучению дисциплин, отнесенных к профессиональному циклу и выполнению выпускной квалификационной работы.
В процессе преподавания дисциплины «Методика выживания в экстремальных условиях» используются следующие технологии и методы:
лекции;
практические занятия;
самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение домашних заданий, выполнение творческой работы, подготовка к текущему и итоговому контролю.
В процессе обучения дисциплине «Методика выживания в экстремальных условиях» используются различные современные технологии обучения.
Лекции читаются с применением схем, таблиц, графиков, по возможности, с использованием проектора и интерактивной доски.
На практических занятиях используется кейс-технология, кластерная технология и другие практико-ориентированные технологии обучения:
семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях;
обсуждение подготовленных студентами докладов и рефератов;
проектная технология (наглядные материалы, компьютерные презентации, макеты);
ситуационные задачи, алгоритмы безопасного поведения и др.
Отдельные практические занятия проводятся ведущими специалистами Главного Управления (ГУ) МЧС России по Псковской области. Такие занятия могут проводиться в форме пресс-конференций и других интерактивных формах. Студенты знакомятся с организацией и практикой предупреждения и ликвидации последствий ЧС на территории Псковской области, участвуют в обсуждении наиболее насущных проблем безопасности и выживания в опасных ситуациях с ведущими специалистами.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
4. Требования к результатам освоения дисциплины
В процессе изучения дисциплины «Методика выживания в экстремальных условиях» студент формирует и демонстрирует следующие, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению подготовки «Сервис» и компетентностной моделью подготовки бакалавра по профилю «Социально-культурный сервис»:
общекультурные компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО):
- владеть основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК - 4).
Профессиональные компетенции:
- готовность к разработке и реализации технологии процесса сервиса, формированию клиентурных отношений (ПК - 5).
В результате изучения дисциплины студенты должны:
Знать:
- содержание нормативно-правовых документов в области защиты от ЧС, туристической деятельности (ОК - 4, ПК – 5);
- причины попадания человека в опасные ситуации в условиях природной, техногенной и социальной среды (ОК - 4);
- способы формирования теоретических знаний и практических умений по выживанию в экстремальных условиях природной и городской среды (ОК - 4);
- правила оказания первой помощи пострадавшим в ЧС (ОК - 4).
Уметь:
- применять навыки по выживанию в экстремальных условиях природной и городской среды (ОК - 4);
- самостоятельно ориентироваться на местности в различных климатогеографических зонах, правильно выбирать маршрут для передвижения (ОК - 4);
- адекватно реагировать на сложившиеся экстремальные условия (ОК - 4);
- оказать первую помощь пострадавшим в опасной или чрезвычайной ситуации (ОК - 4).
Владеть:
- методами формирования у обучаемых теоретических знаний и практических умений по выживанию в экстремальных условиях среды обитания (ОК - 4);
- путями совершенствования методики обучения выживанию в природной и городской среде (ОК - 4, ПК – 5);
- практическими навыками ориентирования на местности, выбора маршрута, организация стоянки, сооружения временных укрытий, способов разведения костра; профилактики и лечения заболеваний и травм в природных условиях и своевременное оказание необходимой медицинской помощи (ОК - 4);
- средствами обучения навыкам выживания в экстремальных условиях природной и техногенной среды (ОК - 4, ПК – 5);
- навыками оказания первой помощи пострадавшим в ЧС (ОК - 4).
5. Материально-техническое обеспечение
Перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины, и способы их применения:
компьютерное и мультимедийное оборудование;
приборы и оборудование учебного назначения;
пакет прикладных обучающих программ Microsoft Office (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point), Windows Movie Maker, Nero, видеофайлы AVI, DVD и т.д.
видео-, аудиовизуальные средства обучения;
электронная библиотека курса;
ссылки на интернет-ресурсы и др.
-
Содержание дисциплины по курсам обучения
Разделы дисциплины
Дисциплина «Методики выживания в экстремальных условиях» содержит разделы:
Раздел 1. Методики выживания в природных условиях
Раздел 2. Методики выживания в условиях техногенной среды
Раздел 3. Обеспечение безопасности в путешествиях по стране и за ее границами
Темы и их краткое содержание
Раздел 1. Методики выживания в природных условиях
Тема 1.1. Экстремальные ситуации, возникающие в природной среде. Факторы выживания. Резервные возможности человеческого организма
Лекция (2 часа)
Понятие автономного существования. Ситуации вынужденной автономии и их причины. Автономное существование и выживание. Понятие выживания. Условия выживания. Факторы выживания.
Акклиматизация человека к различным природным условиям. Температурно-влажностные факторы. Возможности организма по адаптации к высоким и низким температурам.
Значение воды для организма человека. Понятие обезвоживания организма человека, возможные последствия. Способы удержания влаги в организме.
Пища в жизни человека. Калорийность пищи. Разновидности пищи. Голодание и его переносимость. Условия и пределы голодания. Последствия голодания. Внешнее и внутреннее питание организма при голодании. Стадии голодания. Условия и порядок выхода из состояния голодания.
Практическое занятие (2 часа)
Оценка резервных возможностей человеческого организма в суровых или экстремальных условиях.
Самостоятельная работа (2 часа)
Профессии, связанные с автономным существованием в природе. Экстремальные ситуации и экстремальные условия. Парадигма выживания людей и их поведение в условиях автономного существования.Факторы, влияющие на состояние здоровья человека в экстремальной ситуации природного характера.
Результаты самостоятельной работы оцениваются по итогам контроля над раскрытием темы реферата и его оформлению.