Файл: Экологический туризм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 443

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

100100 - «Сервис»

Оглавление

1.Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о нормах и правилах рационального туристского природопользования, способствующего сохранению качества рекреационных ресурсов в регионе.

Тема 2. Понятие «экологический туризм». Принципы, функции и виды экологического туризма (12 час.)

Тема 3. Экологический туризм в России (14 час.)

Тема 4. Экотуризм в пределах особо охраняемых природных территорий (оопт) (14 час)

Тема 5. Организация экологического туризма на оопт (12 час.)

Тема 6. Механизм дигрессии, рекреационная нагрузка и рекреационная емкость (14 час.)

Тема 7. Сельский туризм (агротуризм) (14 час)

Тема 8. Экологический туризм в Северо-западном регионе (14 час.)

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

IV. Календарно-тематический план лекций, лабораторных и семинарских занятий по дисциплине

Приложение 2 конспекты лекций

1. Общая характеристика экологического туризма в России.

1.1. Концепция экотуризма и его социально-экономическая роль в современном мире

2. Научный экологический туризм

Охраняемые территории как ключевое звено развития экотуризма

Национальные парки России. Физико-географическая характеристика

Государственные природные заповедники

Особо охраняемые природные территории

Сельский туризм и перспективы его развития

Особенности сельского туризма

Классификация жилья

Создание усадьбы для сельского туризма

Организация приема туристов

Разрешение конфликтных и спорных вопросов

Тур "в гостях у великолукских крестьян" Информационный листок

Программа тура "в гостях у великолукских крестьян"

Литература

133

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе ВЛГАФК

________________ Е.Ю. Андриянова

«___» ___________ 20____ г.

Кафедра теории и методики лыжного спорта

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ»

основной образовательной программы направления подготовки

100100 - «Сервис»

по профилю подготовки - социально-культурный сервис

степень выпускника - бакалавр сервиса

Форма обучения очная

Автор-разработчик: Аввакуменков А.А., кандидат педагогических наук.

Великие Луки, 2013

Оглавление

I.

1ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4

1.Цель дисциплины: 4

формирование у студентов знаний о нормах и правилах рационального туристского природопользования, способствующего сохранению качества рекреационных ресурсов в регионе. 4

2Задачи дисциплины: 4

3Место дисциплины в структуре основной образовательной программы 4

4Требования к результатам освоения дисциплины 5

5Материально-техническое обеспечение курса 7

Аппаратура для мультимедийного сопровождение лекций, туристический инвентарь (палатки, спальные мешки, коврики туристические, варочная посуда, костровое хозяйство, рюкзаки) 7

IIСОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 8

Темы и их краткое содержание 8

1Перечень вопросов к зачёту 12

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ 14

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 15


лекций, лабораторных и семинарских занятий по дисциплине 15

IФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 17

V I. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 17

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ) 17

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) 17

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 18

Вопросы для контрольных работ 18

2Перечислить ресурсы экологического туризма в России. 18

3 Назвать основные организации в России, способствующих развитию экотуризма. 18

4Перечислить благоприятные и неблагоприятные факторы развития экотуризма в России. 18

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 18

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ 18

1.1.      Концепция экотуризма и его социально-экономическая роль в современном мире 57

Охраняемые территории как ключевое звено развития экотуризма 62

      Национальные парки России. Физико-географическая характеристика 64

      Государственные природные заповедники 71

       Особо охраняемые природные территории 74

Сельский туризм и перспективы его развития 99

Особенности сельского туризма 102

IIIПлюсы и минусы сельского зеленого туризма 103

Классификация жилья 106

Создание усадьбы для сельского туризма 109

Организация приема туристов 113

1Встреча, оформление, знакомство с местными условиями. 113

2Проживание. 114

3Питание. 114

4Обеспечение безопасности проживания. 115

5Дополнительные услуги. 118

Разрешение конфликтных и спорных вопросов 119

Тур "В гостях у великолукских крестьян" 120

Информационный листок 120

Программа тура "В гостях у великолукских крестьян" 122

Большая часть населения России проживает в городах, причем значительная часть - в промышленных мегаполисах, где воздух, вода и почва загрязнены отравляющими химическими веществами. Так, например, Красноярск входит в десятку самых экологически неблагополучных городов России, причём по вредности "букета" газов-загрязнителей атмосферы он находится в числе лидеров. Проживание в подобных городах-монстрах вредно для здоровья и самой жизни человека. Вдобавок, в современных квартирах человек окружен химическими материалами (линолеум, обои, краски, древесно-волокнистые и древесно-стружечные плиты), которые непрерывно выделяют отравляющие вещества. То же самое и в рабочих помещениях. Образцом экологического безумия людей является, так называемый, евроремонт. В итоге проживания в столь агрессивной среде приводит к неизбежному ослаблению защитных сил организма, после чего начинаются бесконечные болезни. 124


Литература 132


      1. Организационно-методический раздел

1.Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о нормах и правилах рационального туристского природопользования, способствующего сохранению качества рекреационных ресурсов в регионе.

      1. Задачи дисциплины:

  • рассмотреть основные аспекты устойчивого развития туризма.

  • изучить основные особенности экологического туризма, отличающие его от других природноориентированных видов туризма.

  • определить ресурсы экологического туризма, его виды и географию.

  • выделить основные проблемы и перспективы развития туризма в России.

  • показать зависимость пределов рекреационной нагрузки и рекреационной емкости природного комплекса от типа ландшафтов, методов планирования и управления туристской деятельностью.

  • рассмотреть развитие экологического туризма в Северо-Западном регионе и особенности планирования развития туризма в регионе в соответствии с существующими экологическими ограничениями.

      1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина по выбору «Экологический туризм» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла ОПП бакалавриата и предназначена для изучения студентами 4-го курса очной формы обучения по направлению подготовки 100100 «Сервис». Рекомендуется изучать в 7-ом семестре.

Учебная работа проводится в виде аудиторных занятий (50 часов) и самостоятельной работы (58 часа). Основными формами занятий являются лекции и практические занятия.

При реализации дисциплины «Экологический туризм» необходимо опираться на знания, полученные в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях и ВУЗе по таким дисциплинам как: биология, биология с основами экологии, экология человека, валеология, общая физиология и физиология спорта, безопасность жизнедеятельности, основы здорового образа жизни, антропология и анатомия человека.

      1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-3, ОК-19, ПК-4.

В результате освоения дисциплины студент должен


знать:

  • основные понятия и законы классической экологии; принципы организации, закономерности формирования и развития биологических систем надорганизменного уровня; основные направления негативного влияния человека на биосферу и пути предотвращения этого процесса; принципы рационального природопользования; основы экологического права.

  • роль физической культуры и спорта как важнейшего фактора здорового образа жизни, определяющего развитие человеческого потенциала страны; геополитическое положение государства на мировой спортивной арене; объективные реальности, потребности общества в сфере международного спортивного общения; основные направления прикладных исследований в области физической культуры и спорта.

  • структуру обслуживания с учетом природных и социальных факторов; разновидности услуг и их характеристику; изучение процесса обслуживания, его этапов, форм и принципов профессиональных взаимоотношений между потребителями сферы услуг и работниками «контактной зоны»; профессиональные стандарты обслуживания; квалификационные требования к персоналу.

  • зависимость степени воздействия туризма на природные комплексы от их устойчивости, вида и масштаба рекреационной деятельности.

  • ознакомиться с принципами разработки туристских маршрутов в природных территориях своего региона.

уметь:

  • объяснять особенности функционирования биологических систем, раскрывать причины формирования адаптаций; обосновывать принципы рационального природопользования; обобщать, анализировать изучаемый материал, делать выводы, иллюстрировать теоретические положения экологии конкретными примерами.

  • выявлять факторы, обуславливающие повышение качества жизни средствами физической культуры; оценивать изменения в социально-экономической и политической жизни государства для формирования самообразовательных траекторий в области физической культуры и спорта, отвечающих потребностям современного российского общества.

  • обеспечить оптимальную инфраструктуру обслуживания потребителей услуг предприятий сервиса с учетом природных и социальных факторов; анализировать основные теоретические и практические направления и проблемы взаимодействия предприятия сервиса и потребителей (клиентов).

  • определять экологические особенности территории для планирования и управления направлениями рекреационной деятельности в регионе.