Файл: Экологический туризм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 455

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

100100 - «Сервис»

Оглавление

1.Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о нормах и правилах рационального туристского природопользования, способствующего сохранению качества рекреационных ресурсов в регионе.

Тема 2. Понятие «экологический туризм». Принципы, функции и виды экологического туризма (12 час.)

Тема 3. Экологический туризм в России (14 час.)

Тема 4. Экотуризм в пределах особо охраняемых природных территорий (оопт) (14 час)

Тема 5. Организация экологического туризма на оопт (12 час.)

Тема 6. Механизм дигрессии, рекреационная нагрузка и рекреационная емкость (14 час.)

Тема 7. Сельский туризм (агротуризм) (14 час)

Тема 8. Экологический туризм в Северо-западном регионе (14 час.)

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

IV. Календарно-тематический план лекций, лабораторных и семинарских занятий по дисциплине

Приложение 2 конспекты лекций

1. Общая характеристика экологического туризма в России.

1.1. Концепция экотуризма и его социально-экономическая роль в современном мире

2. Научный экологический туризм

Охраняемые территории как ключевое звено развития экотуризма

Национальные парки России. Физико-географическая характеристика

Государственные природные заповедники

Особо охраняемые природные территории

Сельский туризм и перспективы его развития

Особенности сельского туризма

Классификация жилья

Создание усадьбы для сельского туризма

Организация приема туристов

Разрешение конфликтных и спорных вопросов

Тур "в гостях у великолукских крестьян" Информационный листок

Программа тура "в гостях у великолукских крестьян"

Литература

овладеть:

  • основами научного мировоззрения, диалектического и материалистического мышления, навыками организации проектной деятельности в области экологии; основными приемами системного экологического мышления

  • методами социально-культурного анализа; методами прикладных исследований по проблемам ценностного аспекта в сфере физической культуры; методами прогнозирования социально-культурных взаимодействий и их эффективности в определенных условиях в сфере физической культуры.

  • навыками построения системы сервиса на предприятии, разработки и реализации, концепции сервисного менеджмента; способами управления качеством услуг, методиками диагностирования поведения и влияния на потребителя; профессиональной лексикой.


      1. Материально-техническое обеспечение курса

Аппаратура для мультимедийного сопровождение лекций, туристический инвентарь (палатки, спальные мешки, коврики туристические, варочная посуда, костровое хозяйство, рюкзаки)

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Темы и их краткое содержание

Тема 1. Устойчивый туризм в контексте концепции устойчивого развития. (14 час)

Лекция (4 час.) «Концепция устойчивого развития туризма»

Основные аспекты глобальной экологической проблемы. Роль Римского клуба в ее решении. Конференции ООН, посвященные теме «Окружающая среда и развитие». Понятие «устойчивое развитие» и основные принципы перехода человечества на путь устойчивого развития. Устойчивый туризм и его основные принципы. Показатели устойчивого развития туризма.

Самостоятельная работа (10 час.) Оценить устойчивость любого вида туризма в своем регионе по показателям воздействия на состояние природной среды и социально-экономическое развитие территории. Охарактеризовать суть концепции устойчивого развития туризма, перечислить основные показатели устойчивого туризма, назвать основные принципы устойчивого туризма. (Устный опрос)

Тема 2. Понятие «экологический туризм». Принципы, функции и виды экологического туризма (12 час.)

Лекция (4 часа) Экологический туризм. Виды экологического туризма.

Экологический туризм как вид туризма, наиболее полно отвечающим принципам устойчивого туризма. Ресурсы экологического туризма. Роль экологического туризма в охране окружающей среды. География международного экологического туризма. Экологическая сертификация. Классификация экологического туризма. Основные принципы экологического туризма.

Практическое занятие (2 час.) Дать характеристику страны (по выбору), специализирующейся на развитии экотуризма по плану: 1. Ресурсы экотуризма. 2. Основные центры экотуризма. 3. Предлагаемые экотуры.

Самостоятельная работа (6 час.) Назвать основные виды экотуризма. Перечислите основные принципы экотуризма. Охарактеризовать географию экотуризма в мире. Назвать наиболее популярные программы экологической сертификации в мире и их назначение. (Устный опрос)

Тема 3. Экологический туризм в России (14 час.)

Лекция (4 час.) « Становление и развитие экологического туризма в России»


История развития экологического туризма в России. Ресурсы и география экологического туризма. Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в России. Организации и проекты, способствующие развитию экологического туризма в стране. Проблемы и перспективы развития экологического туризма в России.

Практическое занятие (2 час.) Нанесите на контурную карту России объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Самостоятельная работа (8 час.) Ресурсы экологического туризма в мире и России, классификация экологического туризма, основные принципы экологического туризма, история развития экологического туризма в России, Организации, способствующие развитию экологического туризма в России. (Устный опрос)

Тема 4. Экотуризм в пределах особо охраняемых природных территорий (оопт) (14 час)

Лекция (2 час.) «Особо охраняемые природные территории Российской Федерации»

Международная классификация ООПТ. Категории ООПТ в России. Особенности развития экологического туризма в заповедниках России. Особенности развития экологического туризма в национальных парках России. Роль функционального зонирования в решении основных задач национального парка – охраны окружающей среды, развитии регулируемого туризма и учета интересов населения, проживающего в границах парка.

Практическое занятие (2 час.) Приведите пример функционального зонирования национального парка России (по выбору). Объясните целесообразность выделения на его территории перечисленных видов функциональных зон.

Самостоятельная работа (10 час.) Особенности развития экологического туризма в природных парках России. Назовите категории ООПТ в России. Охарактеризуйте особенности развития экотуризма в заповедниках России, перечислите основные задачи национальных парков в России, назовите основные виды функциональных зон, которые выделяются в пределах территории национальных парков в России. (Устный опрос)


Тема 5. Организация экологического туризма на оопт (12 час.)

Лекция (4 час.) Организация экологического туризма на особо охраняемых природных территориях

Элементы инфраструктуры экологического туризма. Роль визит-центра ООПТ в обслуживании экотуристов. Понятие «экологическая тропа». Основные цели создания экотроп на природных территориях. Классификация экологических троп по длине маршрута, по назначению. Критерии выбора маршрута экологических троп. Видовые площадки и стоянки туристов.

Практическое занятие (2 час.) Дайте характеристику экологической тропы на ООПТ (по выбору) по плану: 1. доступность тропы, ее эстетичность, информационная емкость. 2. маршрут тропы и основные обзорные точки на маршруте. 3. обустройство тропы (информационные щиты, видовые площадки).

Самостоятельная работа(6 час) Назовать категории ООПТ в России. Охарактеризовать особенности развития экотуризма в заповедниках России, перечислите основные задачи национальных парков в России. Назовать основные виды функциональных зон, которые выделяются в пределах территории национальных парков в России. Охарактеризовать особенности развития экотуризма в природных парках России. Перечислить основные функции визит-центра ООПТ, дать определение понятию «экологическая тропа» и назвать основные ее функции, назвать виды троп по назначению, перечислить основные критерии выбора маршрута экотропы, сформулировать правила поведения туристов на маршрутах экотропы и стоянках. (Устный опрос)

Тема 6. Механизм дигрессии, рекреационная нагрузка и рекреационная емкость (14 час.)

Лекция (2 час) Дегрессия и рекреационная нагрузка в природной среде

Понятие «рекреационная дигрессия» и ее механизм. Стадии рекреационной дигрессии. Устойчивость природного комплекса. Понятия «рекреационная нагрузка» и «рекреационная емкость», значение их определения для природных территорий. Экологический и ресурсный подходы к нормированию рекреационного использования территории. Методика «предельно-допустимых изменений».

Практическое занятие (6 час.) Привести расчет допустимой рекреационной нагрузки на природную территорию на местности

Самостоятельная работа (6 час). Описать механизм рекреационной дигрессии, перечислить стадии рекреационной дигрессии на лесных территориях, назвать факторы, которые определяют устойчивость природного комплекса, назвать виды рекреационной нагрузки, объясните суть методики «предельно-допустимых изменений». (Устный опрос)


Тема 7. Сельский туризм (агротуризм) (14 час)

Лекция (2 час). Развитие сельского туризма в России

Понятие «сельский туризм». Сельский туризм как вид экологического туризма. Модели организации сельского туризма. Необходимые условия для развития сельского туризма. Современное состояние и перспективы развития агротуризма в России.

Практическое занятие (6 час.) Организация и проведение сельского тура.

Самостоятельная работа (6 час.) Дать определение понятию «сельский туризм», перечислить модели сельского туризма в мире, назвать основные регионы развития сельского туризма в России. (Устный опрос)