ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Теоретические основы управления дебиторской задолженностью

1.1 Сущность и виды дебиторской задолженности.

1.2 Цель задачи и этапы управления дебиторской задолженностью.

1.3 Разработка кредитной политики организации.

2. Производственно-экономическая характеристика и анализ финансового состояния организации.

2.1 Производственно-экономическая характеристика оао пк «Вологодский».

2.2. Оценка финансового состояния оао пк «Вологодский».

3. Управление дебиторской задолженностью оао пк « Вологодский»и оценка его эффективности.

3.1 Анализ состава структуры и динамики дебиторской задолженности.

3.2 Анализ оборачиваемости и периода погашения дебиторской задолженности

3.4 Влияние периода погашения дебиторской задолженности на продолжительность операционного и финансового цикла организации оао пк «Вологодский» финансового цикла.

3.5 Кредитная политика оао пк «Вологодский» и оценка ее эффективности.

1.Теоретические основы управления дебиторской задолженностью

1.1 Сущность и виды дебиторской задолженности.

Все фирмы стараются производить продажу товара с немедленной оплатой, но требования конкуренции вынуждают соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская задолженность .

Дебиторская задолженность - это денежные суммы, которые должны фирме покупатели, приобретшие у нее в кредит какие-либо продукты или услуги.

По своей экономической сущности дебиторская задолженность представляет собой средства, временно отвлеченные из оборота предприятия. Это просто деньги. Деньги, которые у предприятия, по идее, есть, но не «живьем», а в виде обязательств, выраженные в той или иной форме. Деньги, каковы бы они не были, это тоже товар. А товар, как известно можно продать. Вопрос в том, можно ли осуществить такую сделку, имеется ли покупатель на этот товар и насколько целесообразна такая продажа, в частности, по сравнению с другими вариантами взыскания долгов. «В зависимости от размера дебиторской задолженности, наиболее вероятных сроков её погашения, а также от того, какова вероятность непогашения задолженности, можно сделать вывод о состоянии оборотных средств организации и тенденциях её развития»

И.А. Бланк в своей книге «Основы финансового менеджмента» определяет дебиторскую задолженность как сумму задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги, выданные авансы и т.п. [3, с. 391]. В. В. Ковалев в своей книге «Финансовый анализ: методы и процедуры» описывает дебиторской задолженность как «весьма динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в компании политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т.е. в принципе она невыгодна предприятию, с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции».

Наиболее распространенным видом дебиторской задолженности является задолженность покупателей и заказчиков за отпущенные им товары, материалы, услуги, выполненные и неоплаченные в срок работы; превышение задолженности по ссудам, выданным организацией своим работникам, над кредитами, полученными для этих целей. Дебиторская задолженность отвлекает средства из оборота организации, ухудшает ее финансовое положение. Своевременное взыскание дебиторской задолженности - важнейшая задача бухгалтерии организации. По истечении сроков исковой давности она подлежит списанию в убыток в составе внереализационных расходов.


Дебиторская задолженность делится на две группы:

1. Дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), срок оплаты которых не наступил. При приближении срока оплаты необходимо напомнить об этом заказчику;

2. Дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), не оплаченные в срок, предусмотренный контрактом. Она в свою очередь подразделяется на следующие группы:

-   ожидаемая в согласованные с заказчиком сроки (непросроченная);

-  труднореализуемая (просроченная);

- сомнительная;

-  безнадежная.

По данным финансовой отчетности дебиторская задолженность делится на следующие группы:

-  краткосрочная, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Она преобладает в общей сумме задолженности, так как предоставление отсрочки платежа на период свыше года встречается крайне редко;

-  долгосрочная, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Проанализировав мнения на предмет определения понятия дебиторской задолженности, можно сказать, что дебиторская задолженность - это одновременно и неполученная выручка, и часть оборотных активов предприятия, отражающая задолженность юридических и физических лиц в пользу данного предприятия в результате финансово-хозяйственных операций между ними. Следовательно, можно сказать, что под управлением дебиторской задолженностью следует понимать часть общей политики управления выручкой и оборотными активами предприятия, заключающаяся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении ее своевременной инкассации.


1.2 Цель задачи и этапы управления дебиторской задолженностью.

Управление дебиторской задолженностью-это совокупность принципов и методов разработки и реализации управленческих решений , направленных на оптимизацию величины состава , структуры дебиторской задолженности и сокращения периода ее погашения.

Структура:

а ) по видам

б )по срокам погашения:

  • Краткосрочная

  • Долгосрочная

в ) по качеству:

  • Непросроченная

  • Просроченная

  • Сомнительная

  • Безнадежная

Цель управления подчинена общей цели финансового менеджмента-увеличении рыночной стоимости предприятия и максимизации благосостояния собственника.

Задачи управления:

  1. Разработка обоснованной кредитной политики, позволяющей максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения объема продаж и прибыли предприятия.

  2. Разработка системы мер,направленных на ускорение оборачиваемости средств в расчетах (учет векселей, факторинг, применение скидок с цены за досрочную оплату и т. д. )

  3. Принятие мер по снижению риска возникновения просроченной, сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности.

Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью:

  1. Анализ состава, динамики, структуры и скорости оборачиваемости дебиторской задолженности в предшествующем периоде.

  2. Выбор типа кредитной политики по отношению к покупателю.

  3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направленного в дебиторскую задолженность по коммерческому кредиту.

  4. Формирование системы кредитных условий.

  5. Формирование стандартов оценки покупателей, и дифференциация условий предоставления кредитов.

  6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.

  7. Применение на предприятии современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности.

  8. Построение эффективных систем контроля за движением и современной инкассацией текущей дебиторской задолженности.

На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности предприятия и его динамика в предшествующем пе­риоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задол­женность, который рассчитывается по следующей формуле:


где — коэффициент отвлечения оборотных активов в деби­торскую задолженность;

— общая сумма дебиторской задолженности предприятия (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);

— общая сумма оборотных активов предприятия.

На Втором этапе анализа определяются средний период ин­кассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде.

Средний период инкассации дебиторской задолженности харак­теризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла предприятия. Этот показатель рассчи­тывается по следующей формуле:

где — средний период инкассации дебиторской задолженности предприятия;

— средний остаток дебиторской задолженности предпри­ятия (в целом или отдельных ее видов) в рассматрива­емом периоде;

— сумма однодневного оборота по реализации продук­ции в рассматриваемом периоде.

Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение опре­деленного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

где — количество оборотов дебиторской задолженности пред­приятия в рассматриваемом периоде;

— общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде;

—средний остаток дебиторской задолженности предприятия (в целом или отдельных ее видов) в рассматрива­емом периоде.

На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее „возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

На четвертом этапе анализа подробно рассматривается со­став просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомни-


тельная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа ис­пользуются следующие показатели: коэффициент просроченности де­биторской задолженности и средний „возраст" просроченной (сомни­тельной, безнадежной) дебиторской задолженности.

Коэффициент просроченности дебиторской задолженности рас­считывается по следующей формуле:

где — коэффициент просроченности дебиторской задолжен­ности;

—сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;

— общая сумма дебиторской задолженности предприятия.

Средний „возраст" просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности определяется по следующей формуле:

где — средний „возраст" просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;

— средний остаток дебиторской задолженности, неопла­ченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рас­сматриваемом периоде;

— сумма однодневного оборота по реализации в рассмат­риваемом периоде.

На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, получен­ного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, со­поставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению креди­та и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невоз­врата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истече­нием сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществля­ется по следующей формуле:

,

где — сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупа­телями;

— дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет пре­доставления кредита;