ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы управления дебиторской задолженностью
1.1 Сущность и виды дебиторской задолженности.
1.2 Цель задачи и этапы управления дебиторской задолженностью.
1.3 Разработка кредитной политики организации.
2. Производственно-экономическая характеристика и анализ финансового состояния организации.
2.1 Производственно-экономическая характеристика оао пк «Вологодский».
2.2. Оценка финансового состояния оао пк «Вологодский».
3. Управление дебиторской задолженностью оао пк « Вологодский»и оценка его эффективности.
3.1 Анализ состава структуры и динамики дебиторской задолженности.
3.2 Анализ оборачиваемости и периода погашения дебиторской задолженности
3.5 Кредитная политика оао пк «Вологодский» и оценка ее эффективности.
Анализируя данные таблицы мы можем пронаблюдать, как изменился операционный и финансовый цикл предприятия.
Продолжительность производственного процесса снизилась на 2,54 дней, это оценивается положительно. Данное изменение могло произойтиза счет того, что период оборота затрат в незавершенном производстве, период хранения производственных запасов и длительность хранения готовой продукции снизились. В ОАО ПК «Вологодский» наблюдается в 2010 году снижение продолжительности операционного цикла на 6,33 дней, по сравнению с 2009 годом, это изменение связано со снижением производственного цикла и снижением периода погашения дебиторской задолженности. Данная ситуация рассматривается как положительная тенденция. Финансовый цикл увеличился на 8,07 дней, и составил 7,93 дней, что связано с уменьшениемпериода погашения кредиторской задолженности на 14,4 дней. Увеличение финансового цикла является отрицательной ситуацией. Так мы видим, что в 2009 году организация получала денежные средства от покупателей раньше, чем расплачивалась с поставщиками, что и сократило финансовый цикл на тот период.
Как следует из приведенных расчетов, на операционный и финансовый цикл большое влияние оказывает период погашения дебиторской и кредиторской задолженности.
3.5 Кредитная политика оао пк «Вологодский» и оценка ее эффективности.
Процесс управления дебиторской задолженностью невозможен без кредитной политики. Кредитная политика предприятия является регламентом, определяющим правила предоставления коммерческого кредита и порядок взыскания дебиторской задолженности. Кредитная политика предприятия принимается на определенный период (как правило, на один год) и периодически может подвергаться пересмотру и корректировке.
Целью кредитной политики является повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж (прибыли от продаж) и отдачи на вложенные средства. Кроме того, кредитная политика должна содержать задачи, решение которых позволит достичь целевых значений таких как: выход на новые рынки сбыта, завоевание большей доли существующего рынка и т.д. Цель кредитной политики должна соответствовать стратегическим целям организации.
Глядя на наше предприятие, мы можем сказать, что оно ведет консервативную (жесткую) политику кредитования.Целью которой является минимизация кредитного риска. На это указывает то, что у предприятия нет просроченных платежей, скорее всего ведется жесткий контроль за порядком взыскания и движением дебиторской задолженности. Так же мы можем наблюдать, что удельный вес дебиторской задолженности в активах на отчетный год составляет приблизительно 6,7%, что может говорить о том, что предприятие отвлекает небольшие суммы своих средств из оборота. Коэффициент оборачиваемости растет в динамике и составляет 28,54, то есть28 раз задолженность образуется и поступает предприятию за исследуемый период. Рост коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности показывает относительное уменьшение коммерческого кредитования. Период оборачиваемости дебиторской задолженности составляет всего лишь 12,6, дней,что говорит о минимальных сроках предоставления кредита.
Такая политика имеет свои плюсы, это- ускорение оборачиваемости денежных средств в расчетах, что позволяет вовремя расплачиваться организации с кредиторами; снижение сумм отвлеченных денежных средств в дебиторскую задолженность, что снижает потребность предприятия в краткосрочных займах и кредитах. Но наряду с этим имеется ряд минусов, которые пагубно влияют на развитие организации. Это – возможное снижение объема продаж и прибыли предприятия, потеря рынков сбыта, отставание от конкурентов, а так же снижение текущей ликвидности и платежеспособности.На 2010 год коэффициент текущей ликвидности составляет 0,984, что значительно меньше норматива (коэффициент текущей ликвидности должен быть≥2).
4
Способы управления каждой из этих групп совершенно разные. Поскольку речь идет о задолженности заказчиков, то принципиальное значение имеет их деление на постоянных и разовых. Задержка платежей постоянными заказчиками может носить случайный характер, и в данном случае меры по инкассации задолженности могут ограничиться напоминанием о ней контрагенту. Применительно к остальной задолженности возможно применение целой системы мер. В отношении задолженности, признаваемой должниками, не имеющими возможности ее погасить вследствие финансовых проблем, необходим поиск взаимоприемлемых решений. Чаще всего применяется отсрочка или рассрочка платежей. Являясь средством привлечения покупателей, отсрочка или рассрочка платежей за поставленную продукцию должна быть экономически эффективной, т.е. потери, вызванные отвлечением собственных средств из оборота, должны перекрываться выгодой от увеличения объема продаж. Так если само предприятие для финансового обеспечения своей текущей деятельности, приобретения сырья и материалов пользуется краткосрочными ссудами банка, то к примеру, пользуясь кредитами банка в среднем 40 дней, нецелесообразно предоставлять покупателям отсрочку платежа в среднем на 60 дней. Средний период предоставления кредита покупателям должен быть меньше среднего периода, на который предприятие получает кредит в банке.
С целью стимулирования заказчиков широко применяют скидки с цены реализации («сконто»), например:
- скидка за предоплату в размере 5%;
- расчет по примерной схеме «3/15 полная 30», т.е. при расчете в течение 15 дней с момента получения товара предоставляется скидка 3%, при оплате с шестнадцатого по тридцатый день - оплачивается полная стоимость товара, свыше тридцати дней - штраф в размере, указанном в контракте.
Предоставляя покупателю отсрочку платежа за товар, продавец предоставляет своему партнеру кредит, который вопреки бытующему мнению отнюдь не является бесплатным. Предоставляя отсрочку в 45 дней , вы идете на упущенную выгоду- убыток в сумме банковского процента. С другой стороны, зачастую трудно реализовать товар без предоставления кредита. в странах с развитой рыночной экономикой давно был найден и успешно применяется способ облегчения страданий поставщика, небесприбыльный и для покупателя: спонтанное финансирование. Если вы оплатите товар до определенного срока, то сможете воспользоваться солидной скидкой с цены. После этого срока вы платите сполна, укладываясь в договорный срок платежа. Чтоб узнать что выгодней : оплатить до заветной даты, даже если придется воспользоваться банковским кредитом, или дотянуть до последнего и потерять скидку, нужно сопоставить «цену отказа от скидки» ,которая расчитывается по формуле:
ЦЕНА ОТКАЗА ОТ СКИДКИ=(ПРОЦЕНТ СКИДКИ / (100%- % СКИДКИ) ) * 100* (360 ДНЕЙ/ (МАКСИМАЛЬНАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОТСРОЧКИ ПЛАТЕЖА-ПЕРИОД, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГОПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ СКИДКА))
Если результат превысит ставку банковского процента, то лучше обратиться в банк за кредитом, и оплатить товар в течение льготного периода.
Для ОАО ПК «Вологодский» можно установить небольшую скидку в размере 1% при платеже в 10-дневный срок при максимальной длительности отсрочки в 30 дней. Уровень банковского процента составляет-9% годовых. Итак, вот что у нас получается:
Цена отказа от скидки=1% / 99%* 100* 360/20=18,18 %
Поскольку 18,18%>9%, то есть смысл воспользоваться предложением поставщика, отказ от скидки обойдется на 9, 18% дороже банковского кредита.
Предоставление заказчику отсрочки платежа всегда сопряжено с риском. Когда речь идет о постоянных покупателях, то риск невелик. Предоставление товарного кредита новому покупателю может быть обусловлено предоставлением обеспечения: банковской гарантии или поручительства компании с надежной деловой репутацией, залога, надежных векселей к погашению и т.д. Отсрочка платежа должна сочетаться со стимулированием предоплаты системой скидок. Например, при полной предоплате предоставляются скидки 4% от стоимости поставленной продукции, при частичной предоплате в размере 50% стоимости отгруженной партии - скидки 3% и т.д. Система стимулов может сочетаться с системой штрафов, предусматриваемых в договорах за нарушение сроков оплаты. Однако по отношению к постоянным покупателям прибегать к штрафам нецелесообразно.При решении вопроса о предоставлении заказчику отсрочки или рассрочки платежей за поставленную продукцию учитываются его платежеспособность, деловая репутация, опыт прежних взаимоотношений.
Если у предприятия много заказчиков, то их можно предварительно сгруппировать:
- надежные покупатели - им может быть предоставлена отсрочка платежа в запрашиваемых ими размере и сроках;
- покупатели, которым может быть предоставлен товарный кредит в ограниченном объеме;
- покупатели, которым может быть предоставлен коммерческий кредит только под надлежащее обеспечение;
- покупатели, кредитование которых сопряжено с высоким риском неплатежей и поэтому нецелесообразно.
Одним из способов значительно поднять продажи привлечь новых потребителей является создание call center. Принципы действия этой системы довольно простой: сначала нужно выяснить, какой круг клиентов интересует компанию. Для этого специалисты должны изучить продукцию, которой нужно найти потребителя, а после этого нужно приступать к действиям для эффективного привлечения клиентов. Вот здесь и вступает в действие колл центр и его сотрудники. Благодаря их звонкам с целью найти клиентов, информация распространяется эффективнее, и многие потенциальные потребители продукции компании становятся заказчиками. Это в свою очередь ведет к значительному увеличению продаж.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Основная сущность оборотных активов сводится к следующему:
Оборотные активы – хозяйственные средства, которые имеют срок обращения, не превышающий 12 месяцев или продолжительности одного производственного цикла (превышающего 12 месяцев); которые полностью потребляются в рамках одного производственно-коммерческого цикла и в полном объеме переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, а также теряют или видоизменяют натурально-вещественную форму.
На предприятии определение потребности в оборотных активах увязывается с источниками их финансирования. Традиционные источники формирования оборотного капитала организации можно разделить на собственные и заемные.
В данной курсовой работе была проанализирована политика финансирования оборотных активов на примере ОАО «Череповецкий мясокомбинат» в 2010-2011 годах по следующим направлениям и этапам:
1. Анализ динамики и структуры оборотных активов и источников их финансирования.
2. Анализ соотношения постоянной и переменной части оборотных активов.
3. Анализ величины и достаточности собственных оборотных средств для финансирования оборотных активов.
4. Определение текущих финансовых потребностей предприятия.
5. Определение политики финансирования оборотных активов и оценка последствий ее применения.
Для проведения алгоритма выше приведенного анализа необходимо обладать информацией о комплексном состоянии предприятия. В этих был проведен анализ финансового состояния, из которого можно сделать следующие выводы:
1.Сегодня ОАО «Череповецкий мясокомбинат» традиционно является основным поставщиком мясной продукции на прилавки магазинов г. Череповца, г. Вологды, а также ряда регионов Вологодской области.
2.За 2011 год у предприятия наблюдается небольшое увеличение валюты баланса, что положительно и свидетельствует о расширении предприятие хозяйственного оборота, что подтверждается более быстрыми темпами роста выручки над темпами роста стоимости имущества.