Файл: Предмет философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.04.2024

Просмотров: 637

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Становление и развитие философии

16. Всеединство бытия

3. Философия как разновидность мировоззрения

6. Специфика философского знания

1. Предмет и методы философии

7. Функции философии

9. И 10. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.

11. Основной вопрос философии и 2 его стороны

11. Основной Вопрос Философии

12. Материализм и идеализм в философии

14. Материальное и идеальное

15. Самоорганизация бытия

17. Движение и развитие, диалектика

21. Бытие как мир идей.

22. Пространство и время

24. Детерминизм и индетерминизм

25. Эволюционная и креационная модели

26. Познание, творчество, практика

27. Вера и знание

28. Понимание и объяснение

29. Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

30. Понятия истины

32. Филосовская методология

5.Философствование как исследование.

18.Множественность форм бытия.

1. Формы бытия.

20.Теория хаоса(синергетика)

33. Познание как отражение действительности в сознании людей

34. Рационализм и эмпиризм.

35. Интуитивизм.

36. Феноменология.

37. Прагматизм

38.Логическое мышление: дедукция и индукция.

Индукция и дедукция

39. Формально-логический закон мышления

40. Логика и язык

41. Научное познание.

43. Рост научного знания и нтр.

44. Научная методология.

45. Человек, общество, культура.

46. Человек как философская проблема

47. Человек и природа.

48. Учения о душе.

1.1.Структура человеческой души по Аристотелю.

49. Философская антропология 20-го века.

50. Человек- культурное существо. Человек

Культура и природа человека

52. Что такое природа человека. Природа Человека

53. Биологическое, социальное и духовное в человеке.

54. Сознание и самосознание личности.

55. Сознание и бессознательное.

56. Существование человека.

57. Философия любви.

Глава 1.

Глава 2.

Глава 3.

58. Свобода и ответственность.

59. Формирование и развитие форм культуры.

Материальная культура

Духовная культура

Информационная культура

Физическая культура

Виды культуры

Культура общества

62. Девиантное поведение.

63. Задатки способности талант и гениальность человека.

64. Религиозные ценности и свобода совести.

65. Основной жизненный цикл общества.

66. Культура и цивилизация.

67. Трудовая теория стоимости.

Теории стоимости

68. Человеческий и социальный капитал.

Ваш человеческий и социальный капитал

69. Глобальные проблемы современности.

Список глобальных проблем

Попытки решения

Глобальные проблемы современности

Но особенно большое познавательное значение дедукции проявляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теоретической системы. Созданное таким путем теоретическое знание предопределяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет построение новых индуктивных обобщений.

Получение новых знаний посредством дедукции существует во всех естественных науках, но особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Оперируя математическими абстракциями и строя свои рассуждения на весьма общих положениях, математики вынуждены чаще всего пользоваться дедукцией. И математика является, пожалуй, единственной собственно дедуктивной наукой.

В науке Нового времени пропагандистом дедуктивного метода познания был видный математик и философ Р. Декарт.

Но, несмотря на имевшие место в истории науки и философии попытки оторвать индукцию от дедукции, противопоставить их в реальном процессе научного познания, эти два метода не применяются как изолированные, обособленные друг от друга. Каждый из них используется на соответствующем этапе познавательного процесса.

Более того, в процессе использования индуктивного метода зачастую “в скрытом виде” присутствует и дедукция. “Обобщая факты в соответствии с какими-то идеями, мы тем самым косвенно выводим получаемые нами обобщения из этих идей, причем далеко не всегда отдаем в себе в этом отчет. Кажется, что наша мысль движется прямо от фактов к обобщениям, т. е. что тут присутствует чистая индукция. На самом же деле, сообразуясь с какими-то идеями, иначе говоря, неявно руководствуясь ими в процессе обобщения фактов, наша мысль косвенно идет от идей к этим обобщениям, и, следовательно, тут имеет место и дедукция... Можно сказать, что во всех случаях, когда мы обобщаем, сообразуясь с какими-либо философскими положениями, наши умозаключения являются не только индукцией, но и скрытой дедукцией”.

Подчеркивая необходимую связь индукции и дедукции, Ф. Энгельс настоятельно советовал ученым: “Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того, чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться каждую применять на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг другом”.



39. Формально-логический закон мышления

Формальная логика изучает два типа законов:

1.      Законы, выражающие необходимые общие требования, которым должны удовлетворять понятия, суждения, умозаключения и логические операции с ними. Эти законы называются основными, потому что они выражают коренные свойства логического мышления: его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Требования к мышлению, выраженные в основных законах логики, можно изобразить следующим образом:

Основные законы мышления

Требования к мышлению

Закон тождества

Закон непротиворечия

Закон исключенного третьего

Закон достаточного основания

Определенность, точность мышления

Непротиворечивость мышления

Последовательность мыслей

Обоснованность мыслей

 

2.      Законы, выражающие логические формы (схемы, структуры) правильно построенных рассуждений, умозаключений, высказываний.

Ко второму типу законов относятся правильно построенные высказывания, в которых истинность одних суждений с необходимостью заставляет признать истинность других. При правильно построенном мышлении мы «чувствуем принуждение» мыслить так, а не иначе. Например, если мы признали истинность суждений «Если человек совершил кражу, то он совершил преступление» и «Человек совершил кражу», то необходимо должны признать, что «Человек совершил преступление».

40. Логика и язык

Всякий язык представляет собой некоторое информационно-системное образование. Отдельные предметы (знаки), входящие в систему языка, называются его элементами. Совокупность отношений элементов языка образует его структуру. Элементы языка - это звуки, буквы, слова, предложения. Структура языка - отношения между звуками, буквами, словами, предложениями и т.д.

Язык представляет собой особую систему материальных образований (знаков), основной функцией которой является передача сведений (информации).

Основными подфункциями языка являются:

а) обозначение, или фиксация как закрепление за материальным образованием определенной информации;

б) хранение информации;


в) переработка информации;

г) использование информации.

Все эти функции так или иначе характеризуют любые человеческие языки, как "живые" (языки, которыми продолжают пользоваться люди), так и "мертвые" (языки, которыми никто сегодня не пользуется, не считая специфических применений отдельных их элементов в рамках других языков, например, латинский язык). Этими же функциями характеризуются и так называемые искусственные языки - языки логики, математики, информационные. Искусственные языки создаются для решения специальных задач и с заранее заданными свойствами, прежде всего свойством однозначности.

Знаками называются отдельные материальные образования, входящие в систему языка, которые воспроизводят свойства, отношения некоторого предмета. Знаки выступают представителями, заместителями других образований, не только материальных, но и идеальных: мыслей, образов, настроений, чувств.

Материальные и идеальные образования, представителями которых выступают знаки, называются значением знака. Так значением слова "яблоко" выступают всем известные фрукты - яблоки а также различные представления, понятия, мысли людей, выражаемые словом "яблоко".

Различают предметное значение знаков человеческого языка (в примере это сами яблоки) и смысловое значение (содержание наших мыслей, образов, связанных со словом "яблоко"), включая переносные значения - партия "Яблоко".

Познавательный аспект языка связан прежде всего с тем, как содержание предмета переходит в сознание человека. Формальная логика отвлекается от этого аспекта, учитывая лишь некоторые его особенности в самом общем виде.

Синтаксический аспект языка связан с природой, особенностями самих знаков, их образованием, строением, правилами применения. В традиционной формальной логике используется минимум искусственных символов, заимствованных из современной формальной логики. При этом их использование не предполагает формулировки специальных правил употребления таких символов. Они используются наряду со знаками естественного разговорного, например, русского языка.

Прагматический аспект языка связан с особенностями отношения носителя языка, знаков к самим знакам, с одной стороны, и к предметному содержанию, обозначаемому этими знаками, элементами того или иного языка, с другой стороны. Он связан с практическими особенностями применения знаков языка. Так, использование тех или иных символов, знаковых средств может облегчать или, наоборот, затруднять понимание того, что ими выражается. В настоящее время соответствующий раздел современной логики - логическая прагматика только формируется.


Наконец семантический аспект языка представляет собой отношение между знаками (символами) и их значениями (предметными и смысловыми). Формальную логику интересуют отношения знаков и их смысловых значений. Только через анализ особенностей семантического аспекта языка мы получаем устойчивую возможность систематического проникновения в субстанцию мышления, которая имеет почти мистический, неуловимый характер.

Анализируя смысловые значения отдельных знаков (символов), а также отношения смысловых значений различных знаков и их частей, можно получить представление о соответствующих элементах мышления, о соответствующих связях, отношениях, действиях, которые мышление совершает в отношении этих элементов. Именно рассмотрение особенностей семантического аспекта языка лежит в основе такого раздела современной логики, как логическая семантика.