Файл: РП_1 мод_бакал И-12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Содержание модуля

п/п

Наименование темы учебного модуля

Содержание темы модуля

в дидактических единицах

1

2

3

1

Педагогическая профессия в системе профессий «человек-человек».

Понятие о деятельности. Сущность профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности. Структура и функции педагогической деятельности.

2

Педагогическая культура личности педагога.

Направленность личности учителя как субъекта профессиональной деятельности. Профессиональная позиция педагога. Акмеалогические аспекты педагогической профессии. Профессионально значимые качества профессии педагога.

3

Педагогика как наука. Категориальный аппарат педагогики.

Возникновение педагогической науки как науки о воспитании детей. Потребности общества как первопричина возникновения педагогики. Источники развития педагогики. Этапы развития педагогики. Различные представления о сущности педагогической науки. Функции и задачи педагогики.

Образование, воспитание и обучение как основные категории педагогической науки. Проблема взаимосвязи категорий. История возникновения и понимания основных категорий педагогики. Современные определения образования, воспитания и обучения.

4

Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками и ее структура.

Педагогическая наука и практика как единая система. Педагогика как искусство и технология, наука о практике. Различные формы связей педагогики с другими науками. Связь педагогики с философией, психологией, физиологией, медициной, социальными и экономическими науками, математикой. Основные педагогические дисциплины. Инфраструктура педагогики.

5

Методология и методы педагогических исследований.

Основные этапы и логика педагогического исследования. Основные подходы к построению педагогического исследования. Теоретические методы исследования. Эмпирические методы исследования.

6

Образование как социокультурный феномен и общественно-историческое явление.

Понятие и сущность образования. Конкретно-исторический характер образования. Образование как ценность и механизм трансляции культуры. Культура как содержание образования. Образование как система.

7.

Образование в современном российском обществе.

Система образования в РФ. Конституционные основы ее функционирования. Государственная политика в области образования. Конституционное право граждан на образование. Нормативно-правовая база системы образования РФ.

8.

Целостный педагогический процесс.

Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении. Понятие и сущность целостного педагогического процесса. Понятие о педагогической системе. Системы, в которых протекает педагогический процесс. Компоненты педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.

9.

Воспитание как педагогическое явление.

Особенности воспитательного процесса: целенаправленность, многофакторность, сложность и комплексность, вариативность. Диалектика процесса воспитания: непрерывность, динамичность, подвижность, изменчивость. Противоречия воспитательного процесса: между возникающими новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения, между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников. Содержание и основные стадии воспитательного процесса: духовное, умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое, гражданское в сплаве знаний, убеждений и волевых качеств.



7. Содержание практических занятий.

п/п

Наименование темы модуля

Содержание темы

Всего часов

1

2

3

4

Профессиональная компетентность педагога

Понятие о профессиональной компетентности учителя. Содержание теоретической подготовки педагога. Практическая готовность педагога к профессиональной деятельности.

2

Профессиональное становление личности педагога

Мотивы выбора педагогической профессии. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность. Основы самообразовательной работы учителя. Профессиональное самовоспитание учителя. Педагогическое мастерство как вершина профессионального становления педагога.

2

Педагогика как наука. Категориальный аппарат педагогики.

Возникновение педагогической науки как науки о воспитании детей. Потребности общества как первопричина возникновения педагогики. Источники развития педагогики. Этапы развития педагогики. Различные представления о сущности педагогической науки. Функции и задачи педагогики.

Образование, воспитание и обучение как основные категории педагогической науки. Проблема взаимосвязи категорий. История возникновения и понимания основных категорий педагогики. Современные определения образования, воспитания и обучения.

2

Методология и методы педагогических исследований.

Основные этапы и логика педагогического исследования. Основные подходы к построению педагогического исследования. Теоретические методы исследования. Эмпирические методы исследования.

2

Образование как социокультурный феномен и общественно-историческое явление.

Понятие и сущность образования. Конкретно-исторический характер образования. Образование как ценность и механизм трансляции культуры. Культура как содержание образования. Образование как система.

2

Образование в современном российском обществе.

Система образования в РФ. Конституционные основы ее функционирования. Государственная политика в области образования. Конституционное право граждан на образование. Нормативно-правовая база системы образования РФ.

2

Целостный педагогический процесс.

Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении. Понятие и сущность целостного педагогического процесса. Понятие о педагогической системе. Системы, в которых протекает педагогический процесс. Компоненты педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.

2

Семья как субъект культурно-образовательного пространства.

Историко-педагогический аспект семейного воспитания. Типы семей и стили семейного воспитания. Функции современной семьи. Специфика и факторы семейного воспитательного процесса. Взаимодействие школы, семьи, общества в воспитании подрастающего поколения.

2

Организация деятельности педагогического коллектива.

Педагогический коллектив школы. Распределение обязанностей педагогических работников. Упорядочение труда учителей. Охрана жизни и здоровья детей и педагогического персонала.

2

ИТОГО:

18



8. Примерный перечень вопросов для зачета:

  1. Педагогическая наука, ее задачи.

  2. Категориальный аппарат педагогики.

  3. Этапы становления педагогики как науки.

  4. Связь педагогики с другими науками.

  5. Феномен образования в контексте культуры.

  6. Система образования в РФ: история и современные тенденции.

  7. Нормативно-правовая база системы отечественного образования.

  8. Понятие и сущность целостного педагогического процесса.

  9. Сущность процесса воспитания.

  10. Взаимодействие семьи, школы, общества.

  11. Государственная политика в области образования.

  12. Взаимосвязь развития, обучения, воспитания.

  13. Общечеловеческие ценности в процессе образования личности.

  14. Место самообразования в процессе становления личности.

  15. Теоретические методы педагогического исследования.

  16. Эмпирические методы педагогического исследования.

  17. Логика педагогического исследования.

  18. Человек – объект и субъект педагогики.

  19. Соотношение среды, наследственности и воспитания в формировании и развитии личности.

  20. Гуманистические идеи в педагогике: история и современность.

9. Образовательные технологии40% - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий Занятия проводятся в форме интерактивных лекций и групповых дискуссий.

10.Самостоятельная работа обучающегося бакалавра

10.1. Виды срс

п/п

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды СРС

Всего часов

1

2

3

4

Отражение общечеловеческого в индивидуальном.

Реферат

4

Человек: самоцель и самоценность.

Домашнее задание

4

Гуманизм: вера в возможности человека и реальность их раскрытия.

Эссе

4

Пространство и время: педагогический аспект.

Реферат

4

Бытовое и научное представление о педагогике.

Домашнее задание

4

Человек – объект и субъект педагогики.

Эссе

4

Воспитание и самовоспитание: многообразие содержания и методов.

Реферат

4

Динамика педагогического процесса: анализ и самоанализ.

Домашнее задание

4

Общечеловеческие ценности в процессе воспитания.

Эссе

4

Гуманизация системы воспитания: реалии и перспективы.

Реферат

4

Ребенок и детское объединение, их взаимодействие.

Домашнее задание

4

Взрослые и дети: конфронтация и сотрудничество.

Эссе

4

Учение без принуждения.

Реферат

3

Образование и самообразование.

Домашнее задание

3

Гуманизация образовательной среды.

Эссе

3

Герои и «жертвы» педагогики

Реферат

3

ВСЕГО

60