Файл: Формы и методы организации розничной продажи товаров (Теоретические аспекты розничной продажи товаров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли.

Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину и доставляют в узел расчета. В узле расчета покупателям вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов и, в случае необходимости, основанием для обмена товаров.

При продаже товаров методом самообслуживания широко применяется технология штрихового кодирования. Наличие штрихкода на всех товарах делает более простым их учет в магазинах и позволяет вести расчетно–кассовые операции с использованием электронного торгового оборудования: терминалов, сканеров, портативных терминалов.

Из всего вышесказанного необходимо сделать вывод о том, что не зависимо от формы и методов розничной торговли основной задачей торгового обслуживания является высокое качество функционирования торговли по возможно более полному удовлетворению спроса покупателей на необходимые им товары при высокой культуре обслуживания. 

 Таким образом, правильно выбранный метод розничной продажи способствует увеличению товарооборачиваемости, выполнению плана товарооборота, снижению издержек обращения, увеличению суммы валового дохода, повышению прибыли торговых предприятий.

Глава 2. Организация розничной продажи товаров в АО «Глория Джинс»

2.1 Общая организационная характеристика АО «Глория Джинс»

Акционерное общество «Глория Джинс» зарегистрировано 24.04.1995 по адресу 344090, Ростовская область, город Ростов–на–дону, Проспект Стачки, 184. Компании присвоен ОГРН 1026104024737 и выдан ИНН 6166019871. Основным видом деятельности является торговля розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах.

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли. Глория Джинс специализируется на дизайне, производстве и продаже модной одежды, обуви и аксессуаров, как для взрослых, так и для детей под брендами Gloria Jeans и Gee Jay.


Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. Акционеры не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Общество имеет право учреждать (участвовать в учреждении) в установленном порядке коммерческие и некоммерческие организации, создавать представительства, филиалы и другие обособленные подразделения (отделения) как на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиалов и представительств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости акций Общества, приобретенных акционерами и определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Финансовые ресурсы Общества формируются за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг), кредитов, средств, полученных от продажи ценных бумаг, и других источников. Чистая прибыль, полученная Обществом по результатам деятельности за год, не подлежит использованию до принятия решения годовым Общим собранием акционеров Общества об ее распределении. Полученная Обществом чистая прибыль распределяется и используется в соответствии с Положением «О распределении и использовании прибыли Акционерного Общества «Глория Джинс», утверждаемым Общим Собранием акционеров.

Чистая прибыль может быть направлена:

– на формирование резервного фонда;

– на выплату дивидендов;

– на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения.

В структуру органов управления Общества входят:

– Общее собрание акционеров;


– Совет директоров;

– Единоличный исполнительный орган – Генеральный директор.

Высшим органом управления Общества является Общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить годовое Общее собрание акционеров.

Члены Совета директоров, Генеральный директор Общества при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах Общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении Общества добросовестно и разумно.

Члены Совета директоров, Генеральный директор Общества несут ответственность перед Обществом за убытки, причиненные Обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами.

Магазины сети «Глория Джинс» состоят из торгового зала и складского помещения. В торговом зале совершаются операции купли/продажи товара, а также происходит обслуживание покупателей. Это важная зона для ритейлера, так как ее правильная организация и создание нужной атмосферы способны повысить поток покупателей и увеличить товарооборот.

Организационная структура типового магазина сети «Глория Джинс» схематически показана на рисунке 4.

Рисунок 4. Организационная структура типового магазина

«Глория Джинс»

Во главе магазина стоит управляющий, в его непосредственном подчинении находятся администраторы магазина. Кроме этих специалистов, представляющих управленческий персонал, в штате предприятия продавцы–консультанты и кассиры, которые работают по скользящему графику.

Продавцы выполняют разные функции, например, часть продавцов могут также выполнять обязанности кассира, другие осуществлять приемку товара на территории магазина. В обязанности продавцов также входит подготовка товаров к продаже, выкладка его в торговом зале, установка ценников, фасовка мелких товаров, консультация, помощь покупателям и наблюдение за общим порядком в торговом зале, контроль за сохранностью товаров. На предприятии практикуется бригадная форма организации труда, которая предполагает общую ответственность за результаты работы, поэтому каждый продавец заинтересован в изучении спроса на товары – они производят его учет и сообщают результаты администратору, который занимается управлением ассортиментом товаров на предприятии.

Администраторы магазина непосредственно куплей–продажей не занимается, он следит за процессом товародвижения в магазине и, по возможности, регулирует его: приемка и отгрузка товаров, составление заявок на пополнение складских запасов или на новые товары, прием заказов от покупателей, изучение покупательского спроса и т. п.; администраторы магазина являются материально ответственным лицом. Кроме того, администраторы магазина в силу своих должностных обязанностей осуществляет приемку товаров по количеству и по качеству, ведет учет и осуществляет контроль над сохранностью товаров в складских помещениях. При организации хранения товаров основное внимание уделяется борьбе с товарными потерями, для чего в магазине стараются создавать условия хранения товаров в соответствии с их физико–химическими свойствами, оптимально размещать товары в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса. В обязанности администраторов магазина входит и наблюдение за состоянием выкладки товаров, за соблюдением правил торговли, также он может самостоятельно принять решение по претензиям покупателей.


Управляющий магазина, как высшее звено в схеме управления, управляет работой нижестоящих звеньев и контролирует их работу. Он же сам занимается наймом и увольнением персонала, осуществляет закупочную деятельность по заказам администраторов магазина после оценки их целесообразности, обеспечивает охрану труда, техническую и пожарную безопасность, решает возникающие вопросы с окружением.

Несмотря на требовательность, управляющий магазина может пойти навстречу каким–либо просьбам или пожеланиям своего персонала, если они обоснованы, он всегда учитывает мотивации своих работников, так как хорошо понимает, что процесс побуждения к деятельности для достижения цели на благо предприятия будет иметь положительную динамику, если руководитель учитывает потребности персонала. Для этого существует несколько путей, например, материальное вознаграждение за хорошую работу, график работы, составленный с учетом пожеланий работников, улучшение условий труда или что–то такое, что позволит работнику удовлетворить его персональную потребность. Один из администраторов магазина, например, учится заочно, поэтому управляющий магазина изыскивает возможность отпустить ее на учебу, а также дает некоторую самостоятельность для приобретения ею опыта работы по специальности.

Непосредственно управляющему магазина подчиняются администраторы магазина, которые в свою очередь управляют продавцами и кассирами.

Данная организационная структура является линейной - оптимальной для данного предприятия. Она имеет следующие достоинства:

  • линейные руководители освобождаются от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально–техническим обеспечением и др., каждый занимается отведенной ему работой, в результате чего, исключается дублирование функций;
  • построение связей «руководитель – подчиненный» по иерархической лестнице, при которой каждый работник подчинен только одному руководителю.

2. 2 Анализ организации розничных продаж АО «Глория Джинс»

Магазин «Глория Джинс» использует в своей деятельности три основных метода продажи. Разумеется, самая большая доля в объеме продаж приходится на самообслуживание. Данный метод является в настоящее время наиболее популярным и облегчает выбор покупателя, потому как нет необходимости постоянно контактировать с продавцом в торговом зале, помимо этого, покупателю намного проще с психологической точки зрения, никто не отвлекает и есть возможность более детально изучить товар, прежде чем принять, касаемо него, решение.


Проведем структурирование методов продаж по обороту розничной торговли, полученному каждым методом (таблица 7).

Таблица 7.

Распределение оборота розничной торговли по методам продажи в магазине «Глория Джинс» за период 2018–2019 гг.

Методы продажи

2018 Г.

2019 г.

Абс.

Откл–е,

тыс. руб.

Темп изменения, %

Сумма,

тыс. руб.

Уд. Вес, %

Сумма,

тыс. руб.

Уд. Вес, %

1.Самообслуживание

320633,3

66,8

389475,6

65,9

68842,3

112

2.Индивидуальное обслуживание

35999,25

7,5

46098,78

7,8

10099,5

118,1

3. Продажа с открытой выкладкой

123357,4

25,7

155435,6

26,3

32078,2

116,2

Итого

479990

100

591010

100

111020

113,5

Данные таблицы 7 приводят нас к такому выводу, что большинство оборота розничной торговли приходится на метод продаж самообслуживание (389475,6 тыс. руб.) и это логично, так как это основной способ продажи, через который реализуется основная доля товаров. Но больший темп роста (118,1 %) наблюдается по обороту розничной торговли, который реализует товары методом индивидуального обслуживания, что и не удивительно, ведь большую популярность в настоящее время набирает товарная группа аксессуары.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют об эффективности финансово–хозяйственной деятельности магазина «Глория Джинс», как в 2018, так и в 2019 году, что выражается в прибыли, полученной предприятием.

Для магазина «Глория Джинс» наиболее привлекательными возрастными сегментами являются физические лица в возрасте до 24 лет и 25–35 лет.

Данный возрастной период представляют потребители с более высоким уровнем дохода, и, следовательно, большими возможностями произвести покупку. Эти сегменты являются также более доступными и открытыми, так как относящиеся к ним потребители имеют большую заинтересованность в товарах данной сферы. Также малопривлекательным сегментом для предприятия почтовой связи являются люди пожилого возраста (старше 50 лет). Это объясняется тем, что данный сегмент имеет низкий ежемесячный доход и практически не пользуются услугами магазина АО «Глория Джинс».